Самостоятельное проведение зачета налоговым органом
Подборка наиболее важных документов по запросу Самостоятельное проведение зачета налоговым органом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, налоговый орган должен был своевременно проводить зачет переплаты по налогам самостоятельно, в связи с чем отказ в зачете в связи с пропуском трехлетнего срока неправомерен.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, налоговый орган должен был своевременно проводить зачет переплаты по налогам самостоятельно, в связи с чем отказ в зачете в связи с пропуском трехлетнего срока неправомерен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 19.03.2024 N БВ-2-7/4222 <Будет ли штраф при сдаче уточненки за периоды до 2023 года>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 8)Это связано с тем, что до 2023 года налоговый орган был обязан самостоятельно проводить зачет переплаты по соответствующему налогу в счет погашения задолженности по иным налогам (в том числе пеням и штрафам) на основании п. 5 ст. 78 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 8)Это связано с тем, что до 2023 года налоговый орган был обязан самостоятельно проводить зачет переплаты по соответствующему налогу в счет погашения задолженности по иным налогам (в том числе пеням и штрафам) на основании п. 5 ст. 78 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023.
Вопрос: О привлечении к ответственности за неуплату (неполную уплату) налога при представлении уточненной декларации за периоды до 01.01.2023 и отнесении данного правонарушения к категории длящихся.
(Письмо ФНС России от 19.03.2024 N БВ-2-7/4222)При этом превышение сумм переплаты по налогу, существовавшей до 01.01.2023, над размером положительного сальдо ЕНС налогоплательщика с 01.01.2023 в связи с зачетом части суммы положительного сальдо ЕНС в счет задолженности налогоплательщика по другому налогу не свидетельствует об ухудшении положения налогоплательщика в связи с внедрением института единого налогового счета (с 01.01.2023), поскольку до внедрения ЕНС налоговый орган был обязан самостоятельно проводить зачет переплаты по соответствующему налогу в счет погашения задолженности по иным налогам (в том числе пеням и штрафам) на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023.
(Письмо ФНС России от 19.03.2024 N БВ-2-7/4222)При этом превышение сумм переплаты по налогу, существовавшей до 01.01.2023, над размером положительного сальдо ЕНС налогоплательщика с 01.01.2023 в связи с зачетом части суммы положительного сальдо ЕНС в счет задолженности налогоплательщика по другому налогу не свидетельствует об ухудшении положения налогоплательщика в связи с внедрением института единого налогового счета (с 01.01.2023), поскольку до внедрения ЕНС налоговый орган был обязан самостоятельно проводить зачет переплаты по соответствующему налогу в счет погашения задолженности по иным налогам (в том числе пеням и штрафам) на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Суды исходили из того, что у министерства отсутствовала обязанность самостоятельно учитывать факт наличия у общества переплаты по налогу в таком же размере, поскольку решение о зачете недоимки в счет имевшейся переплаты инспекцией не принималось. В обоснование данного вывода суды сослались на то, что, согласно п. 5 ст. 78 НК РФ, для принятия решения о зачете излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки налоговому органу дается десятидневный срок со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога. Однако в материалах дела отсутствовали доказательства того, что на момент представления информации в государственный орган налоговому органу было известно о допущенной переплате и нарушен указанный срок проведения зачета. При этом общество самостоятельно с заявлением о проведении зачета в налоговый орган не обращалось.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)Суды исходили из того, что у министерства отсутствовала обязанность самостоятельно учитывать факт наличия у общества переплаты по налогу в таком же размере, поскольку решение о зачете недоимки в счет имевшейся переплаты инспекцией не принималось. В обоснование данного вывода суды сослались на то, что, согласно п. 5 ст. 78 НК РФ, для принятия решения о зачете излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки налоговому органу дается десятидневный срок со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога. Однако в материалах дела отсутствовали доказательства того, что на момент представления информации в государственный орган налоговому органу было известно о допущенной переплате и нарушен указанный срок проведения зачета. При этом общество самостоятельно с заявлением о проведении зачета в налоговый орган не обращалось.
Приказ ФНС РФ от 28.05.2010 N ММВ-7-8/261@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам"
(вместе с "Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам", "Порядком формирования "Журнала результатов работы по зачетам и возвратам")3.1.4. Графы 11 - 30 заполняются в случае принятия решения налоговым органом о проведении зачета самостоятельно.
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам"
(вместе с "Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам", "Порядком формирования "Журнала результатов работы по зачетам и возвратам")3.1.4. Графы 11 - 30 заполняются в случае принятия решения налоговым органом о проведении зачета самостоятельно.