Самостоятельность местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Самостоятельность местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 40 Конституции РФ"Довод кассатора о том, что установление срока расселения многоквартирного дома отнесено к исключительной компетенции муниципального образования, не может являться основанием для отмены судебных решений, поскольку самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное в статье 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище. Решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище. В случае если жилое помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Конституционные принципы социального государства
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Конституционные принципы социального государства
Статья: О законодательных основах реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" (положения de lege lata и предложения de lege ferenda)
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)VIII. Отношения, связанные с реализацией конституционного
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)VIII. Отношения, связанные с реализацией конституционного
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"Согласно принятому Конституционным Судом решению обжалуемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционно защищаемые права местного самоуправления, поскольку не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления закрепленной в нем обязанности и непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по проведению капитального ремонта и сроки решения поставленной задачи.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"Согласно принятому Конституционным Судом решению обжалуемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционно защищаемые права местного самоуправления, поскольку не ограничивает самостоятельность органов местного самоуправления в выборе средств осуществления закрепленной в нем обязанности и непосредственно не предусматривает объем расходов местных бюджетов на мероприятия по проведению капитального ремонта и сроки решения поставленной задачи.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"3. Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В науке выделяются следующие наиболее существенные характеристики принципа федерализма, выраженные в Конституции: государственный суверенитет России, единство системы государственной власти, равноправие субъектов РФ, единство конституционно-правовой системы, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, самостоятельность местного самоуправления <138>. Все эти конституционно-значимые характеристики принципа федерализма непосредственно влияют на построение системы налогообложения, однако это не позволяет механически причислять их к числу характеристик и принципов налогового федерализма. На основе практики Конституционного Суда РФ и специальных налогово-правовых положений представляется возможным выделить следующие относительно самостоятельные характеристики налогового федерализма: а) недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство России; б) приоритет федерального законодательства о налогах и сборах над региональным и местным; в) согласование федеральных, региональных и местных интересов при установлении налогов и сборов; г) справедливое разграничение налоговых юрисдикций различных регионов и местных сообществ (между собой).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В науке выделяются следующие наиболее существенные характеристики принципа федерализма, выраженные в Конституции: государственный суверенитет России, единство системы государственной власти, равноправие субъектов РФ, единство конституционно-правовой системы, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, самостоятельность местного самоуправления <138>. Все эти конституционно-значимые характеристики принципа федерализма непосредственно влияют на построение системы налогообложения, однако это не позволяет механически причислять их к числу характеристик и принципов налогового федерализма. На основе практики Конституционного Суда РФ и специальных налогово-правовых положений представляется возможным выделить следующие относительно самостоятельные характеристики налогового федерализма: а) недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство России; б) приоритет федерального законодательства о налогах и сборах над региональным и местным; в) согласование федеральных, региональных и местных интересов при установлении налогов и сборов; г) справедливое разграничение налоговых юрисдикций различных регионов и местных сообществ (между собой).
Статья: Этапы и тенденции развития законодательства о местном самоуправлении в современной России с учетом муниципальной реформы 2025 года
(Комлев Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)После распада СССР правовым основам организации местного самоуправления в России уделяется повышенное внимание. Несмотря на закрепление в начале 1990-х годов в различных нормативных актах (включая Конституцию РСФСР 1978 г.) норм о местном самоуправлении, наиболее важным этапом развития местного самоуправления в России стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепившей широкие гарантии самостоятельности местного самоуправления. При этом развитие федерального законодательства о местном самоуправлении после принятия новой Конституции не являлось линейным. Так, со времени принятия Конституции 1993 г. подходы к правовому регулированию местного самоуправления не раз подвергались корректировке, а иногда и значительным изменениям.
(Комлев Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)После распада СССР правовым основам организации местного самоуправления в России уделяется повышенное внимание. Несмотря на закрепление в начале 1990-х годов в различных нормативных актах (включая Конституцию РСФСР 1978 г.) норм о местном самоуправлении, наиболее важным этапом развития местного самоуправления в России стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепившей широкие гарантии самостоятельности местного самоуправления. При этом развитие федерального законодательства о местном самоуправлении после принятия новой Конституции не являлось линейным. Так, со времени принятия Конституции 1993 г. подходы к правовому регулированию местного самоуправления не раз подвергались корректировке, а иногда и значительным изменениям.
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 44-ФЗ проводить закупки с использованием единого агрегатора торговли "Березка"
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы относитесь к региональным заказчикам или органам местного самоуправления, решайте вопрос о необходимости использовать ЕАТ самостоятельно с учетом актов, действующих в вашем регионе (п. 8 Распоряжения N 824-р).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы относитесь к региональным заказчикам или органам местного самоуправления, решайте вопрос о необходимости использовать ЕАТ самостоятельно с учетом актов, действующих в вашем регионе (п. 8 Распоряжения N 824-р).
Статья: Конституционно-правовая природа категории "публично-властный контроль"
(Безруков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)<1> См.: Бялкина Т.М. Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения на современном этапе муниципальной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 69 - 71.
(Безруков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)<1> См.: Бялкина Т.М. Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения на современном этапе муниципальной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 69 - 71.
Статья: Современное государство и эволюция конституционализма (к юбилею Н.С. Бондаря)
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Преодоление излишне "изоляционного" подхода к институциональной самостоятельности местного самоуправления и, соответственно, формирование нового уровня "встроенности" муниципальной власти в общую систему публичной власти обосновываются наиболее эффективным сотрудничеством властей различного уровня в целях реализации прав и интересов граждан. Особенности муниципальной власти, ее роль в реализации и защите прав личности исследовались различными школами муниципального права. В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ эта тематика наиболее полно представлена трудами В.И. Васильева, который, рассматривая практику реализации конституционных положений о местном самоуправлении, в частности, указывал, что "...органы местного самоуправления остаются в содержательно-функциональном смысле в системе государственно-властных отношений. Организационно автономные от государственной власти, муниципалитеты связаны с ней в самых различных сферах деятельности" <10>. Пределы самостоятельности местного самоуправления В.И. Васильев соотносил с ее возможностью быть эффективным партнером других уровней власти.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)Преодоление излишне "изоляционного" подхода к институциональной самостоятельности местного самоуправления и, соответственно, формирование нового уровня "встроенности" муниципальной власти в общую систему публичной власти обосновываются наиболее эффективным сотрудничеством властей различного уровня в целях реализации прав и интересов граждан. Особенности муниципальной власти, ее роль в реализации и защите прав личности исследовались различными школами муниципального права. В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ эта тематика наиболее полно представлена трудами В.И. Васильева, который, рассматривая практику реализации конституционных положений о местном самоуправлении, в частности, указывал, что "...органы местного самоуправления остаются в содержательно-функциональном смысле в системе государственно-властных отношений. Организационно автономные от государственной власти, муниципалитеты связаны с ней в самых различных сферах деятельности" <10>. Пределы самостоятельности местного самоуправления В.И. Васильев соотносил с ее возможностью быть эффективным партнером других уровней власти.
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Серьезные ограничения возможностей муниципалитетов по распределению земельной ренты и использованию регулирующей функции налогов установлены также в части ставок налога на землю. Несмотря на то что федеральным законодательством представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка, они могут это делать исключительно в пределах ставок, установленных НК РФ. Таким образом, местные органы имеют право лишь снижать предельные ставки, установленные федеральным законодательством, но ни в коей мере не превышать их. В этих условиях возникает вопрос о возможности государства обеспечить получение в полном объеме причитающейся ему как собственнику земли части земельной ренты. Необходимо расширить полномочия местных органов в данной области, предоставив им возможность в ряде случаев в целях повышения эффективности использования земельных участков увеличивать предельную ставку налога, установленную на федеральном уровне. В частности, право на повышение ставки может быть предоставлено в отношении не используемых длительное время по прямому назначению земель сельскохозяйственного назначения. Возможно также применение повышенной ставки налога при переводе землепользователем земельного участка из одной категории использования в другую. Это может быть, например, при получении разрешения на застройку на приобретенном неиспользуемом земельном участке, относящемся к категории сельскохозяйственного назначения. Следовало бы также, на наш взгляд, предоставить право органам местного самоуправления самостоятельно устанавливать налоговые ставки налога для пустующих земельных участков. В условиях расширения прав органов местного самоуправления в части ставок налога на землю они могли бы взимать налог по повышенной ставке с суммы дохода, образующегося при продаже земельного участка, не использованного по назначению в течение установленного местными органами срока. Подобный порядок повышенного налогообложения успешно применяется в ряде других развитых стран. В частности, во Франции в случае перепродажи в течение года незастроенного земельного участка 70% прибавки в цене поступает в доход государства [4].
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Серьезные ограничения возможностей муниципалитетов по распределению земельной ренты и использованию регулирующей функции налогов установлены также в части ставок налога на землю. Несмотря на то что федеральным законодательством представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель или разрешенного использования земельного участка, они могут это делать исключительно в пределах ставок, установленных НК РФ. Таким образом, местные органы имеют право лишь снижать предельные ставки, установленные федеральным законодательством, но ни в коей мере не превышать их. В этих условиях возникает вопрос о возможности государства обеспечить получение в полном объеме причитающейся ему как собственнику земли части земельной ренты. Необходимо расширить полномочия местных органов в данной области, предоставив им возможность в ряде случаев в целях повышения эффективности использования земельных участков увеличивать предельную ставку налога, установленную на федеральном уровне. В частности, право на повышение ставки может быть предоставлено в отношении не используемых длительное время по прямому назначению земель сельскохозяйственного назначения. Возможно также применение повышенной ставки налога при переводе землепользователем земельного участка из одной категории использования в другую. Это может быть, например, при получении разрешения на застройку на приобретенном неиспользуемом земельном участке, относящемся к категории сельскохозяйственного назначения. Следовало бы также, на наш взгляд, предоставить право органам местного самоуправления самостоятельно устанавливать налоговые ставки налога для пустующих земельных участков. В условиях расширения прав органов местного самоуправления в части ставок налога на землю они могли бы взимать налог по повышенной ставке с суммы дохода, образующегося при продаже земельного участка, не использованного по назначению в течение установленного местными органами срока. Подобный порядок повышенного налогообложения успешно применяется в ряде других развитых стран. В частности, во Франции в случае перепродажи в течение года незастроенного земельного участка 70% прибавки в цене поступает в доход государства [4].
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особое значение для местного самоуправления имеет судебный контроль <1>, и прежде всего конституционный судебный контроль, в том числе по вопросу пределов государственного контроля за местным самоуправлением. Так, Конституционный Суд РФ указал, что Конституция РФ прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и предполагает контроль за законностью при решении ими вопросов местного значения, т.е. при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления (ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 132). Однако формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не могут нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и принятыми в соответствии с нею федеральными законами <2>. В этом же судебном решении говорится и о том, что рамки регионального контроля по вопросам законности деятельности местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ конкретизируются Законом о местном самоуправлении и другими федеральными законами.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особое значение для местного самоуправления имеет судебный контроль <1>, и прежде всего конституционный судебный контроль, в том числе по вопросу пределов государственного контроля за местным самоуправлением. Так, Конституционный Суд РФ указал, что Конституция РФ прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и предполагает контроль за законностью при решении ими вопросов местного значения, т.е. при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления (ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 132). Однако формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не могут нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и принятыми в соответствии с нею федеральными законами <2>. В этом же судебном решении говорится и о том, что рамки регионального контроля по вопросам законности деятельности местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ конкретизируются Законом о местном самоуправлении и другими федеральными законами.