Самовольный демонтаж вывески
Подборка наиболее важных документов по запросу Самовольный демонтаж вывески (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сверкает вывеска огнями
(Лебедева Н.В.)
("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 12)В соответствии с ч. 9 ст. 19 Закона "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выданного органом местного самоуправления. Установка без разрешения (самовольная) не допускается, и такая вывеска подлежит демонтажу. За нарушение законодательства о рекламе предприятие могут привлечь к административному наказанию по ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа:
(Лебедева Н.В.)
("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 12)В соответствии с ч. 9 ст. 19 Закона "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выданного органом местного самоуправления. Установка без разрешения (самовольная) не допускается, и такая вывеска подлежит демонтажу. За нарушение законодательства о рекламе предприятие могут привлечь к административному наказанию по ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа:
Статья: Установка наружной вывески: какие сложности ждут ее владельца
(Суховская М.Г.)
("Главная книга", 2011, N 7)(или) самостоятельно (без обращения в суд) принять решение о демонтаже якобы рекламной вывески. В этом случае действия местного органа или само решение тоже можно попытаться оспорить. Некоторые суды считают, что установленные рекламные конструкции можно принудительно демонтировать только в судебном порядке. Поэтому демонтаж, произведенный без соответствующего решения суда, не может быть признан законным <36>. Но если "самовольная" вывеска размещена на здании, находящемся в муниципальной собственности, то действия местных властей по демонтажу, скорее всего, будут признаны правомерными <37>.
(Суховская М.Г.)
("Главная книга", 2011, N 7)(или) самостоятельно (без обращения в суд) принять решение о демонтаже якобы рекламной вывески. В этом случае действия местного органа или само решение тоже можно попытаться оспорить. Некоторые суды считают, что установленные рекламные конструкции можно принудительно демонтировать только в судебном порядке. Поэтому демонтаж, произведенный без соответствующего решения суда, не может быть признан законным <36>. Но если "самовольная" вывеска размещена на здании, находящемся в муниципальной собственности, то действия местных властей по демонтажу, скорее всего, будут признаны правомерными <37>.
Нормативные акты
Решение Калмыцкого УФАС России от 01.08.2025 по делу N 008/01/15-11/2025
Обстоятельства: Органом местного самоуправления не был осуществлен надлежащий муниципальный контроль за установкой и эксплуатацией рекламных конструкций на территории города.
Решение: Орган местного самоуправления признан нарушившим п. 8 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в невыполнении обязанности по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций, находящихся на территории города, и отсутствии муниципального контроля за установкой и эксплуатацией рекламных конструкций, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке установки и эксплуатации рекламных конструкций.Согласно п. 2.1 Порядка деятельности "А" в сфере выявления, демонтажа, вывоза и хранения рекламных конструкций и информационных конструкций (вывесок), самовольно установленных на территории города Элисты, утвержденного Постановлением от 31 марта 2023 г. N 538 работу по выявлению самовольно установленных рекламных конструкций и информационных конструкций (вывесок) проводит "А".
Обстоятельства: Органом местного самоуправления не был осуществлен надлежащий муниципальный контроль за установкой и эксплуатацией рекламных конструкций на территории города.
Решение: Орган местного самоуправления признан нарушившим п. 8 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в невыполнении обязанности по демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций, находящихся на территории города, и отсутствии муниципального контроля за установкой и эксплуатацией рекламных конструкций, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке установки и эксплуатации рекламных конструкций.Согласно п. 2.1 Порядка деятельности "А" в сфере выявления, демонтажа, вывоза и хранения рекламных конструкций и информационных конструкций (вывесок), самовольно установленных на территории города Элисты, утвержденного Постановлением от 31 марта 2023 г. N 538 работу по выявлению самовольно установленных рекламных конструкций и информационных конструкций (вывесок) проводит "А".
Решение Мордовского УФАС России от 01.07.2022 по делу N 013/01/14.8-705/2021, 013/01/14.8-705/2022
Нарушение: ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.В адрес ИП <...> и собственнику вышеуказанных помещений Администрацией городского округа Саранск неоднократно направлялись предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций и вывесок. Администрация городского округа Саранск обращает внимание, что корреспонденция предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций и вывесок возвращалась в адрес отправителя.
Нарушение: ст. 14.8 Закона о защите конкуренции.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.В адрес ИП <...> и собственнику вышеуказанных помещений Администрацией городского округа Саранск неоднократно направлялись предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций и вывесок. Администрация городского округа Саранск обращает внимание, что корреспонденция предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций и вывесок возвращалась в адрес отправителя.
Статья: Вывеска торгового предприятия
(Лебедева Н.В.)
("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 9)Повесить что-то на фасад здания без разрешения, за которое нужно еще и заплатить <9>, часто бывает нельзя. На все ли вывески требуется получать разрешение? В соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выданного органом местного самоуправления. Без разрешения установка не допускается (самовольная установка) и такая вывеска на основании предписания органа местного самоуправления подлежит демонтажу (ч. 10 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
(Лебедева Н.В.)
("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 9)Повесить что-то на фасад здания без разрешения, за которое нужно еще и заплатить <9>, часто бывает нельзя. На все ли вывески требуется получать разрешение? В соответствии с ч. 9 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения, выданного органом местного самоуправления. Без разрешения установка не допускается (самовольная установка) и такая вывеска на основании предписания органа местного самоуправления подлежит демонтажу (ч. 10 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
"Негаторный иск: проблемы теории и практики: монография"
(Подшивалов Т.П.)
("Инфотропик Медиа", 2019)Для иллюстрирования неэффективности критерия вины для соотношения рассматриваемых требований можно привести пример из судебной практики. По делу N А47-16377/2012, рассмотренному в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2013 г. N 18АП-5439/2013, управляющая компания обратилась в суд с требованием к индивидуальному предпринимателю об обязании демонтировать вывеску салона, установленную на балконной стене и фасаде (несущей стене) жилого дома и восстановлении внешнего покрытия фасада и балконной плиты. Судом было установлено, что помещение, в настоящее время арендуемое ответчиком, ранее также использовалось для оказания парикмахерских услуг и материалы дела не содержат доказательств того обстоятельства, что спорная вывеска установлена именно ответчиком. В силу изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для вывода о том, что права и законные интересы истца нарушены противоправными действиями ответчика, что исключает удовлетворение заявленного негаторного иска. В результате рассмотрения дела суд пришел к выводу: "Применительно к правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 595-О-П, осуществление самовольного размещения вывески является виновным действием, тогда как в данном случае размещение указанного объекта не связано с виновными действиями ИП Даниловой С.Ю., ввиду чего основания для возложения на нее обязанности по демонтажу данного объекта не имеется".
(Подшивалов Т.П.)
("Инфотропик Медиа", 2019)Для иллюстрирования неэффективности критерия вины для соотношения рассматриваемых требований можно привести пример из судебной практики. По делу N А47-16377/2012, рассмотренному в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2013 г. N 18АП-5439/2013, управляющая компания обратилась в суд с требованием к индивидуальному предпринимателю об обязании демонтировать вывеску салона, установленную на балконной стене и фасаде (несущей стене) жилого дома и восстановлении внешнего покрытия фасада и балконной плиты. Судом было установлено, что помещение, в настоящее время арендуемое ответчиком, ранее также использовалось для оказания парикмахерских услуг и материалы дела не содержат доказательств того обстоятельства, что спорная вывеска установлена именно ответчиком. В силу изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для вывода о том, что права и законные интересы истца нарушены противоправными действиями ответчика, что исключает удовлетворение заявленного негаторного иска. В результате рассмотрения дела суд пришел к выводу: "Применительно к правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 595-О-П, осуществление самовольного размещения вывески является виновным действием, тогда как в данном случае размещение указанного объекта не связано с виновными действиями ИП Даниловой С.Ю., ввиду чего основания для возложения на нее обязанности по демонтажу данного объекта не имеется".
Статья: Настоящее и будущее рекламы азартных игр и пари
(Кириллов М.В.)
("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3)Для организаторов азартных игр ответ на этот вопрос один из ключевых, так как от его решения зависит правомерность размещения информации на вывеске заведения. Установка рекламной конструкции допускается при наличии соответствующего разрешения на ее установку, выданного владельцу такой конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается разместить наружную рекламу (п. 9 ст. 19 Закона о рекламе). Самовольная установка рекламной конструкции без разрешения не допускается. За соответствующее правонарушение такая вывеска подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления, на территории которого она установлена. Однако для организаторов азартных игр это не является определяющим основанием демонтажа рекламной вывески (указателя). Если она размещена снаружи игорного заведения, то организатор азартных игр нарушает требование Закона о рекламе, обязывающее размещать рекламу основанных на риске игр только в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся азартные игры (Постановление ФАС ДВО от 17.10.2007 N Ф03-А59/07-2/3396).
(Кириллов М.В.)
("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3)Для организаторов азартных игр ответ на этот вопрос один из ключевых, так как от его решения зависит правомерность размещения информации на вывеске заведения. Установка рекламной конструкции допускается при наличии соответствующего разрешения на ее установку, выданного владельцу такой конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается разместить наружную рекламу (п. 9 ст. 19 Закона о рекламе). Самовольная установка рекламной конструкции без разрешения не допускается. За соответствующее правонарушение такая вывеска подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления, на территории которого она установлена. Однако для организаторов азартных игр это не является определяющим основанием демонтажа рекламной вывески (указателя). Если она размещена снаружи игорного заведения, то организатор азартных игр нарушает требование Закона о рекламе, обязывающее размещать рекламу основанных на риске игр только в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся азартные игры (Постановление ФАС ДВО от 17.10.2007 N Ф03-А59/07-2/3396).