Самозанятые охрана труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Самозанятые охрана труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Выступая на Всероссийской неделе охраны труда, вице-премьер Т. Голикова сказала, что в законодательстве появятся правила охраны труда для самозанятых, над разработкой которых сейчас работает правительство <1>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Выступая на Всероссийской неделе охраны труда, вице-премьер Т. Голикова сказала, что в законодательстве появятся правила охраны труда для самозанятых, над разработкой которых сейчас работает правительство <1>.
Статья: Труд самозанятых - новая ли форма нетипичной занятости?
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Суммируя вышесказанное, следует признать приобретение статуса самозанятого лица формой реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду, отметить незавершенность норм о его правовом положении (по сути, в настоящее время урегулировано положение самозанятого с точки зрения налогового законодательства и нет определенности в части отнесения (либо неотнесения) его к субъектам предпринимательской деятельности) и высказать уверенность в необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования рассматриваемой формы занятости. Сформированная на основе правовых позиций Конституционного Суда РФ дихотомия в определении форм реализации гражданами своих способностей к труду должна в этой связи быть дополнена особыми нормами о самозанятых, которых нельзя в полной мере отнести ни к работникам, ни к субъектам предпринимательской деятельности. Им необходим свой статус, основанный на разделении социальных рисков совместно с заказчиком его труда, который законодателю только предстоит сформировать. В отсутствие такого статуса самозанятые пополняют ряды прекаризованных лиц, находящихся в секторе нестандартной занятости <41>, не получая равноценного социального обеспечения при применении своих способностей к труду. Особенно уязвимой сферой при применении труда самозанятых следует признать сферу охраны труда. Не будучи субъектом трудовых отношений, при которых ответственность за организацию безопасных условий труда возлагается на работодателя, самозанятый должен самостоятельно позаботиться об этой стороне своего труда. В ситуации причинения ему вреда спор между самозанятым и заказчиком его услуг при сохранении текущего регулирования должен будет рассматриваться по правилам гражданского законодательства (ст. 1069 ГК РФ). При этом самозанятый не является лицом, застрахованным в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и не может им стать даже по собственной инициативе. В качестве временной меры (до внесения изменений в законодательство в целях комплексного регулирования самозанятости именно как формы занятости) можно было бы предложить обращение самозанятого в частную страховую организацию, однако, учитывая в целом невысокий доход, получаемый самозанятыми, маловероятно, что этот способ будет востребованным. В этой связи следует поддержать позицию Н.Л. Лютова, в равной степени относящуюся ко всем формам нетипичной занятости (включая и самозанятость): "Модификация российского законодательства в сфере нетипичных форм занятости допустима... исключительно в сторону установления правовых механизмов, выводящих фактически существующие нетипичные формы занятости из неформального сектора и в равной степени учитывающих интересы обеих сторон трудовых отношений" <42>.
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Суммируя вышесказанное, следует признать приобретение статуса самозанятого лица формой реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду, отметить незавершенность норм о его правовом положении (по сути, в настоящее время урегулировано положение самозанятого с точки зрения налогового законодательства и нет определенности в части отнесения (либо неотнесения) его к субъектам предпринимательской деятельности) и высказать уверенность в необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования рассматриваемой формы занятости. Сформированная на основе правовых позиций Конституционного Суда РФ дихотомия в определении форм реализации гражданами своих способностей к труду должна в этой связи быть дополнена особыми нормами о самозанятых, которых нельзя в полной мере отнести ни к работникам, ни к субъектам предпринимательской деятельности. Им необходим свой статус, основанный на разделении социальных рисков совместно с заказчиком его труда, который законодателю только предстоит сформировать. В отсутствие такого статуса самозанятые пополняют ряды прекаризованных лиц, находящихся в секторе нестандартной занятости <41>, не получая равноценного социального обеспечения при применении своих способностей к труду. Особенно уязвимой сферой при применении труда самозанятых следует признать сферу охраны труда. Не будучи субъектом трудовых отношений, при которых ответственность за организацию безопасных условий труда возлагается на работодателя, самозанятый должен самостоятельно позаботиться об этой стороне своего труда. В ситуации причинения ему вреда спор между самозанятым и заказчиком его услуг при сохранении текущего регулирования должен будет рассматриваться по правилам гражданского законодательства (ст. 1069 ГК РФ). При этом самозанятый не является лицом, застрахованным в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и не может им стать даже по собственной инициативе. В качестве временной меры (до внесения изменений в законодательство в целях комплексного регулирования самозанятости именно как формы занятости) можно было бы предложить обращение самозанятого в частную страховую организацию, однако, учитывая в целом невысокий доход, получаемый самозанятыми, маловероятно, что этот способ будет востребованным. В этой связи следует поддержать позицию Н.Л. Лютова, в равной степени относящуюся ко всем формам нетипичной занятости (включая и самозанятость): "Модификация российского законодательства в сфере нетипичных форм занятости допустима... исключительно в сторону установления правовых механизмов, выводящих фактически существующие нетипичные формы занятости из неформального сектора и в равной степени учитывающих интересы обеих сторон трудовых отношений" <42>.
Нормативные акты
Информационное письмо Банка России от 12.07.2021 N ИН-06-28/49
"О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ"Контроль работы подразумевает, что Общество контролирует средства или методы или направляет выполняемую работу в отношении ее показателей в области охраны труда и техники безопасности. Контроль рабочего места подразумевает, что Общество имеет контроль над организацией рабочего места (например, доступом к рабочему месту) и (или) типом действий, которые могут выполняться на рабочем месте.
"О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ"Контроль работы подразумевает, что Общество контролирует средства или методы или направляет выполняемую работу в отношении ее показателей в области охраны труда и техники безопасности. Контроль рабочего места подразумевает, что Общество имеет контроль над организацией рабочего места (например, доступом к рабочему месту) и (или) типом действий, которые могут выполняться на рабочем месте.