Самозанятые пенсия
Подборка наиболее важных документов по запросу Самозанятые пенсия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Налог на самозанятых: основные правила
(Издательство "Главная книга", 2025)Самозанятые не получают пособия по болезни, беременности и родам, уходу за ребенком. Для пенсионного стажа самозанятый может сам платить в СФР добровольный страховой взнос, в 2025 г. - 59 241,6 руб.
(Издательство "Главная книга", 2025)Самозанятые не получают пособия по болезни, беременности и родам, уходу за ребенком. Для пенсионного стажа самозанятый может сам платить в СФР добровольный страховой взнос, в 2025 г. - 59 241,6 руб.
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"):
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"):
Статья: Концептуальные проблемы формирования государственной политики в области занятости в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Речь идет о подготовленных ведомством поправках в статью 29 Закона N 167-ФЗ, согласно которым пенсии самозанятых должны индексироваться, в отличие от наемных работников пенсионного возраста <23> (проект был разработан до того, как Президент РФ выдвинул инициативу о возобновлении индексации пенсий этой категории граждан). В них говорится о тех плательщиках налога на профессиональный доход, которые воспользовались опцией добровольного присоединения к правоотношениям по пенсионному обеспечению. Обратим внимание, в случае с пенсионным обеспечением Министерство труда предлагает приравнять самозанятых к неработающим, а в рамках политики занятости предпочитает считать их трудоустроенными и не включать в число соискателей работы. И это явное свидетельство того, что, решая одну задачу конъюнктурного характера в области занятости, государство порождает другую в сфере социального страхования, предлагает не менее конъюнктурное решение для ее устранения и создает условия для возникновения новых кризисных ситуаций как в трудовой, так и социальной сферах.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Речь идет о подготовленных ведомством поправках в статью 29 Закона N 167-ФЗ, согласно которым пенсии самозанятых должны индексироваться, в отличие от наемных работников пенсионного возраста <23> (проект был разработан до того, как Президент РФ выдвинул инициативу о возобновлении индексации пенсий этой категории граждан). В них говорится о тех плательщиках налога на профессиональный доход, которые воспользовались опцией добровольного присоединения к правоотношениям по пенсионному обеспечению. Обратим внимание, в случае с пенсионным обеспечением Министерство труда предлагает приравнять самозанятых к неработающим, а в рамках политики занятости предпочитает считать их трудоустроенными и не включать в число соискателей работы. И это явное свидетельство того, что, решая одну задачу конъюнктурного характера в области занятости, государство порождает другую в сфере социального страхования, предлагает не менее конъюнктурное решение для ее устранения и создает условия для возникновения новых кризисных ситуаций как в трудовой, так и социальной сферах.
Статья: Принципы и модели организации пенсионной системы государства
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Представляется, что этот процесс должен быть доведен до логического конца, страховые взносы на ОПС должны "раствориться" в общих доходах федерального бюджета, и из общих доходов бюджета должно осуществляться финансирование распределительной части пенсий. Это позволит устранить нормативные и организационные нагромождения и недочеты, связанные с федеральной и региональными социальными доплатами к пенсиям, социальными пенсиями и пенсиями самозанятого населения. Если это синхронизировать с внедрением в стране цифрового рубля, то выплачивать пенсии тоже можно непосредственно из финансовой системы <14>, освободив полностью СФР от финансовых потоков и сохранив за ним смысловую, когнитивную сторону пенсионного обеспечения - персонифицированный учет пенсионных прав населения, установление, корректировку и индексацию пенсий с использованием информационных ресурсов персонифицированного учета. То есть может быть устранена двойственность, заложенная в Пенсионный фонд с момента его создания: ПФР являлся одновременно и финансовой организацией (согласно Положению, утвержденному Верховным советом РСФСР), и социальной организацией по своей сути.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Представляется, что этот процесс должен быть доведен до логического конца, страховые взносы на ОПС должны "раствориться" в общих доходах федерального бюджета, и из общих доходов бюджета должно осуществляться финансирование распределительной части пенсий. Это позволит устранить нормативные и организационные нагромождения и недочеты, связанные с федеральной и региональными социальными доплатами к пенсиям, социальными пенсиями и пенсиями самозанятого населения. Если это синхронизировать с внедрением в стране цифрового рубля, то выплачивать пенсии тоже можно непосредственно из финансовой системы <14>, освободив полностью СФР от финансовых потоков и сохранив за ним смысловую, когнитивную сторону пенсионного обеспечения - персонифицированный учет пенсионных прав населения, установление, корректировку и индексацию пенсий с использованием информационных ресурсов персонифицированного учета. То есть может быть устранена двойственность, заложенная в Пенсионный фонд с момента его создания: ПФР являлся одновременно и финансовой организацией (согласно Положению, утвержденному Верховным советом РСФСР), и социальной организацией по своей сути.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Однако даже при соблюдении условий для назначения пенсий, в том числе досрочных, в некоторых случаях их размер у застрахованных лиц может оказаться ненамного выше размера социальной пенсии по старости с учетом доплат у незастрахованных лиц или же граждан, у которых отсутствует страховой стаж требуемой продолжительности. К числу последних относятся самозанятые граждане, уплачивающие налог на профессиональный доход. Данная категория граждан, занимающаяся деятельностью, приносящей доход, по сути схожей с предпринимательской деятельностью, имеет право вступить в систему пенсионного страхования только в добровольном порядке. Немногие граждане из этой категории стремятся добровольно принять на себя обязательства по уплате страховых взносов в системе пенсионного страхования, тем более что по Конституции РФ каждому гарантировано пенсионное обеспечение и самозанятые лица как члены общества имеют право на социальную пенсию независимо от осуществления оплачиваемой деятельности и при отсутствии уплаты ими страховых взносов.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Однако даже при соблюдении условий для назначения пенсий, в том числе досрочных, в некоторых случаях их размер у застрахованных лиц может оказаться ненамного выше размера социальной пенсии по старости с учетом доплат у незастрахованных лиц или же граждан, у которых отсутствует страховой стаж требуемой продолжительности. К числу последних относятся самозанятые граждане, уплачивающие налог на профессиональный доход. Данная категория граждан, занимающаяся деятельностью, приносящей доход, по сути схожей с предпринимательской деятельностью, имеет право вступить в систему пенсионного страхования только в добровольном порядке. Немногие граждане из этой категории стремятся добровольно принять на себя обязательства по уплате страховых взносов в системе пенсионного страхования, тем более что по Конституции РФ каждому гарантировано пенсионное обеспечение и самозанятые лица как члены общества имеют право на социальную пенсию независимо от осуществления оплачиваемой деятельности и при отсутствии уплаты ими страховых взносов.
Вопрос: О включении периода применения самозанятым НПД в страховой стаж для назначения пенсии.
(Письмо Минтруда России от 09.04.2024 N 21-1/ООГ-3246)Вопрос: Засчитывается ли время, когда физическое лицо зарегистрировано в качестве самозанятого, для дальнейшего определения пенсии?
(Письмо Минтруда России от 09.04.2024 N 21-1/ООГ-3246)Вопрос: Засчитывается ли время, когда физическое лицо зарегистрировано в качестве самозанятого, для дальнейшего определения пенсии?
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)<1> Отметим, что в 2021 году для включения одного года в страховой стаж нужно уплатить фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 рублей, что представляет собой достаточно существенную сумму для самозанятых в большинстве субъектов Российской Федерации. В некоторых работах вступление самозанятого в добровольные отношения по пенсионному обеспечению с учетом нестабильности их доходов оцениваются как маловероятные. См.: Мастеров А.И. Пенсионное обеспечение самозанятых граждан: проблемы и пути их решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2022. Т. 18. N 1 (406). С. 186.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)<1> Отметим, что в 2021 году для включения одного года в страховой стаж нужно уплатить фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 рублей, что представляет собой достаточно существенную сумму для самозанятых в большинстве субъектов Российской Федерации. В некоторых работах вступление самозанятого в добровольные отношения по пенсионному обеспечению с учетом нестабильности их доходов оцениваются как маловероятные. См.: Мастеров А.И. Пенсионное обеспечение самозанятых граждан: проблемы и пути их решения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2022. Т. 18. N 1 (406). С. 186.
Статья: Пенсия ИП и самозанятых
(Олифирова И., Сорокина В.)
("Трудовое право", 2024, N 4)"Трудовое право", 2024, N 4
(Олифирова И., Сорокина В.)
("Трудовое право", 2024, N 4)"Трудовое право", 2024, N 4
Статья: Страховые взносы для плательщиков налога на профессиональный доход: перспективы правового регулирования
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)С другой стороны, имеются и негативные оценки факта отсутствия для самозанятых обязанности по уплате страховых взносов. Например, практикующие юристы характеризуют проблемы, связанные с пенсионным обеспечением самозанятых и сопряженной с ними уплатой страховых взносов как головную боль самих налогоплательщиков, характеризуя их при этом в качестве наименее защищенной категории лиц с точки зрения пенсионного обеспечения <6>. Помимо этого, Р.М. Бозиев отмечал следующие проблемы, обусловленные отсутствием у самозанятых обязанности по уплате страховых взносов: во-первых, невозможность для индивидуальных предпринимателей уменьшать налогооблагаемую базу на сумму произведенных расходов, связанных с уплатой страховых взносов, и, во-вторых, снижение уровня социальных гарантий <7>.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)С другой стороны, имеются и негативные оценки факта отсутствия для самозанятых обязанности по уплате страховых взносов. Например, практикующие юристы характеризуют проблемы, связанные с пенсионным обеспечением самозанятых и сопряженной с ними уплатой страховых взносов как головную боль самих налогоплательщиков, характеризуя их при этом в качестве наименее защищенной категории лиц с точки зрения пенсионного обеспечения <6>. Помимо этого, Р.М. Бозиев отмечал следующие проблемы, обусловленные отсутствием у самозанятых обязанности по уплате страховых взносов: во-первых, невозможность для индивидуальных предпринимателей уменьшать налогооблагаемую базу на сумму произведенных расходов, связанных с уплатой страховых взносов, и, во-вторых, снижение уровня социальных гарантий <7>.