СБорщики налогов
Подборка наиболее важных документов по запросу СБорщики налогов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные начала налогового права зарубежных стран: по мотивам трудов профессора Ильи Ильича Кучерова
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)2. "Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку".
(Рябова Е.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)2. "Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку".
Статья: От курортного сбора к туристическому налогу: история вопроса и перспективы (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)Налоговые агенты в предложенном варианте в большей мере схожи с операторами сбора (или со сборщиками налогов, правовой статус которых не предусмотрен НК РФ) и вовсе не соответствуют сущности налоговых агентов по букве и смыслу НК РФ. Можно утверждать, что в предлагаемых вариантах и в официальной версии правовая регламентация туристического налога сущностно мало отличается от курортного сбора, но значительно с точки зрения законной установленности: это местный налог, предусмотренный НК РФ, использование доходов от которого регламентируется положениями БК РФ.
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)Налоговые агенты в предложенном варианте в большей мере схожи с операторами сбора (или со сборщиками налогов, правовой статус которых не предусмотрен НК РФ) и вовсе не соответствуют сущности налоговых агентов по букве и смыслу НК РФ. Можно утверждать, что в предлагаемых вариантах и в официальной версии правовая регламентация туристического налога сущностно мало отличается от курортного сбора, но значительно с точки зрения законной установленности: это местный налог, предусмотренный НК РФ, использование доходов от которого регламентируется положениями БК РФ.
Нормативные акты
Справочная информация: "Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога (сбора), страхового взноса либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страхового взноса, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа о приостановлении операций по таким счетам
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога (сбора), страхового взноса либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страхового взноса, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа о приостановлении операций по таким счетам
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога (сбора), страхового взноса либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страхового взноса, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа о приостановлении операций по таким счетам -
(ред. от 04.11.2025)Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога (сбора), страхового взноса либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страхового взноса, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа о приостановлении операций по таким счетам -
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Правоприменительная составляющая фискальных полномочий субъектов Федерации в условиях цифровизации публичного управления скорее деградирует, чем развивается. Например, фискальные полномочия субъектов Федерации и муниципалитетов по сбору налогов и сборов ограничены, поскольку сборщики налогов и сборов представлены вертикально интегрированной Федеральной налоговой службой. "Сила и авторитет ФНС стали почти абсолютными" <1> благодаря внедрению современных программных комплексов, обрабатывающих значительные массивы информации <2>, а также благодаря налаживанию цифрового взаимодействия с цифровыми экосистемами и финансово-технологическими компаниями.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Правоприменительная составляющая фискальных полномочий субъектов Федерации в условиях цифровизации публичного управления скорее деградирует, чем развивается. Например, фискальные полномочия субъектов Федерации и муниципалитетов по сбору налогов и сборов ограничены, поскольку сборщики налогов и сборов представлены вертикально интегрированной Федеральной налоговой службой. "Сила и авторитет ФНС стали почти абсолютными" <1> благодаря внедрению современных программных комплексов, обрабатывающих значительные массивы информации <2>, а также благодаря налаживанию цифрового взаимодействия с цифровыми экосистемами и финансово-технологическими компаниями.
Статья: Информация о налогах в нефинансовой отчетности корпораций
(Сапожникова Н.Г., Сердюк В.Н., Ткачева М.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Налоги, взимаемые с клиентов, включают налоги и сборы, которые корпорация взимает от своих клиентов и передает государству. В данном случае корпорации выступают в роли сборщика налогов от своих клиентов и уплачивают их установленные сроки.
(Сапожникова Н.Г., Сердюк В.Н., Ткачева М.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 12)Налоги, взимаемые с клиентов, включают налоги и сборы, которые корпорация взимает от своих клиентов и передает государству. В данном случае корпорации выступают в роли сборщика налогов от своих клиентов и уплачивают их установленные сроки.
Статья: Карма "фактического" плательщика, или ВТБ заплатит НДС (экономические уроки судебного спора)
(Хаванова И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Сложно согласиться с тем, что налогоплательщики НДС "участвуют в процессе сбора налога". Сборщиками налога они, конечно, не являются, в противном случае доначисленный НДС должен был бы изначально собираться с экономического источника.
(Хаванова И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)Сложно согласиться с тем, что налогоплательщики НДС "участвуют в процессе сбора налога". Сборщиками налога они, конечно, не являются, в противном случае доначисленный НДС должен был бы изначально собираться с экономического источника.
Статья: Духовно-нравственные причины уклонения от уплаты налогов: характеристика и направления противодействия
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6)На принятие решения уклониться от уплаты установленных налогов и сборов субъектами предпринимательской деятельности влияет не только качество государственного регулирования и экономическая свобода в стране, но и риск быть привлеченным к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Если вероятность обнаружения налогового правонарушения и штрафные санкции значительны, то налогоплательщик с большей долей вероятности не встанет на путь уклонения от уплаты налогов [11]. Как верно отмечает А. Смит в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов", "...подвергая людей частым посещениям и неприятным расспросам сборщиков налогов, он (сборщик. - М.И.) может причинять им много лишних волнений, неприятностей и притеснений; и хотя неприятности, строго говоря, не представляют собою расхода, однако они, без сомнения, эквивалентны расходу, ценой которого каждый человек готов избавить себя от них..." [11].
(Измайлова М.О.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 6)На принятие решения уклониться от уплаты установленных налогов и сборов субъектами предпринимательской деятельности влияет не только качество государственного регулирования и экономическая свобода в стране, но и риск быть привлеченным к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Если вероятность обнаружения налогового правонарушения и штрафные санкции значительны, то налогоплательщик с большей долей вероятности не встанет на путь уклонения от уплаты налогов [11]. Как верно отмечает А. Смит в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов", "...подвергая людей частым посещениям и неприятным расспросам сборщиков налогов, он (сборщик. - М.И.) может причинять им много лишних волнений, неприятностей и притеснений; и хотя неприятности, строго говоря, не представляют собою расхода, однако они, без сомнения, эквивалентны расходу, ценой которого каждый человек готов избавить себя от них..." [11].
Статья: Этапы развития и сближения налогового и бухгалтерского учета в Турции
(Жильцова Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)В 1695 г. были введены маликане мукатаа, или фермы с пожизненным налогом, предоставляющие покупателям право на получение доходов от участка до смерти владельца и освобождающие их от местного надзора в обмен на стимулирование долгосрочного роста <14>. Государство стало продавать на аукционах право на сбор налогов с населения сборщикам налогов: чиновникам и частным лицам, которые считались государственными служащими и действовали на основании доверенности. Чиновники и частные лица получали от империи плату за собирание налогов. На руках у сборщиков налогов могли накапливаться огромные богатства, в разы превышающие суммы, переданные в казну. Таким способом сформировался новый слой бюрократии и знати. Если в какой-либо местности взималось пять налогов (с мелкого рогатого скота, подушный с немусульман, базарный сбор и др.), то в районе числилось пять мукатаа <15>. Как правило, мукатаа собирался в слитках и в денежной форме.
(Жильцова Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)В 1695 г. были введены маликане мукатаа, или фермы с пожизненным налогом, предоставляющие покупателям право на получение доходов от участка до смерти владельца и освобождающие их от местного надзора в обмен на стимулирование долгосрочного роста <14>. Государство стало продавать на аукционах право на сбор налогов с населения сборщикам налогов: чиновникам и частным лицам, которые считались государственными служащими и действовали на основании доверенности. Чиновники и частные лица получали от империи плату за собирание налогов. На руках у сборщиков налогов могли накапливаться огромные богатства, в разы превышающие суммы, переданные в казну. Таким способом сформировался новый слой бюрократии и знати. Если в какой-либо местности взималось пять налогов (с мелкого рогатого скота, подушный с немусульман, базарный сбор и др.), то в районе числилось пять мукатаа <15>. Как правило, мукатаа собирался в слитках и в денежной форме.
Статья: Развитие правового регулирования налоговой обязанности в условиях цифровизации в Китае
(Лютова О.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Правовой основой обязанности по представлению налоговой отчетности в Китае является статья 16 Закона КНР "Об управлении сбором налогов", в соответствии с которой налогоплательщикам и сборщикам налогов вменяется в обязанность подавать налоговые декларации, сдавать финансовую, бухгалтерскую отчетность и другие документы, касающиеся исчисления и уплаты налогов. Соответственно, целесообразно оценить правила не только о налоговых декларациях, но и о бухгалтерской отчетности и о сдаче так называемой первичной документации, являющейся основанием для исчисления налогов и также представляемой в налоговые органы.
(Лютова О.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Правовой основой обязанности по представлению налоговой отчетности в Китае является статья 16 Закона КНР "Об управлении сбором налогов", в соответствии с которой налогоплательщикам и сборщикам налогов вменяется в обязанность подавать налоговые декларации, сдавать финансовую, бухгалтерскую отчетность и другие документы, касающиеся исчисления и уплаты налогов. Соответственно, целесообразно оценить правила не только о налоговых декларациях, но и о бухгалтерской отчетности и о сдаче так называемой первичной документации, являющейся основанием для исчисления налогов и также представляемой в налоговые органы.
Статья: Уголовная ответственность за незаконную коллекторскую деятельность: законодательное определение и перспективы реализации
(Скрипченко Н.Ю.)
("Банковское право", 2025, N 2)Войдя в оборот из английского языка, термин "коллектор" ('collector' в переводе с англ. сборщик налогов) <1> длительное время использовался исключительно в технической сфере, обозначая широкий спектр понятий (специальные каналы (трубы) <2>, горные породы <3>, профессии <4>), схожих по назначению, которое сводится к собиранию, накапливанию, объединению чего-либо. В начале 2000-х годов указанный термин вышел за пределы профессиональных, будучи задействован для определения лиц, занимающихся внесудебным взысканием долгов, появление которых явилось следствием растущих объемов просроченной задолженности населения на фоне высокого спроса на услуги потребительского кредитования. Активное использование новыми участниками финансового рынка криминальных методов воздействия на должников потребовало реализации комплекса мер, направленных на защиту прав должников и ограничение деятельности лиц, занимающихся внесудебным взысканием просроченной задолженности.
(Скрипченко Н.Ю.)
("Банковское право", 2025, N 2)Войдя в оборот из английского языка, термин "коллектор" ('collector' в переводе с англ. сборщик налогов) <1> длительное время использовался исключительно в технической сфере, обозначая широкий спектр понятий (специальные каналы (трубы) <2>, горные породы <3>, профессии <4>), схожих по назначению, которое сводится к собиранию, накапливанию, объединению чего-либо. В начале 2000-х годов указанный термин вышел за пределы профессиональных, будучи задействован для определения лиц, занимающихся внесудебным взысканием долгов, появление которых явилось следствием растущих объемов просроченной задолженности населения на фоне высокого спроса на услуги потребительского кредитования. Активное использование новыми участниками финансового рынка криминальных методов воздействия на должников потребовало реализации комплекса мер, направленных на защиту прав должников и ограничение деятельности лиц, занимающихся внесудебным взысканием просроченной задолженности.
Статья: Законодательное регулирование территориальных и организационных основ местного управления в селах Турецкой Республики
(Быкова А.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)- оказывать содействие сборщикам налогов и информировать правительство о фактах коррупции сборщиков;
(Быкова А.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)- оказывать содействие сборщикам налогов и информировать правительство о фактах коррупции сборщиков;
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Кроме того, по справедливому мнению Г.А. Гаджиева, должен применяться общий порядок перечисления собираемых средств в бюджет, исключающий посредников. Институт сборщиков налогов был предусмотрен в первоначальной редакции НК РФ, но впоследствии был исключен.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)Кроме того, по справедливому мнению Г.А. Гаджиева, должен применяться общий порядок перечисления собираемых средств в бюджет, исключающий посредников. Институт сборщиков налогов был предусмотрен в первоначальной редакции НК РФ, но впоследствии был исключен.