Сброс сточных вод без разрешения
Подборка наиболее важных документов по запросу Сброс сточных вод без разрешения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.3 "Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца неправомерной, в его хозяйственное ведение были переданы очистные сооружения без глубоководных выпусков, вследствие чего он не смог получить разрешение на сброс сточных вод в водные объекты и вынужден вносить плату за НВОС с повышающим коэффициентом.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца неправомерной, в его хозяйственное ведение были переданы очистные сооружения без глубоководных выпусков, вследствие чего он не смог получить разрешение на сброс сточных вод в водные объекты и вынужден вносить плату за НВОС с повышающим коэффициентом.
Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2023 N 306-ЭС22-29803 по делу N А57-21419/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения в размере излишне внесенной платы.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие неосновательного обогащения на стороне предприятия водопроводно-канализационного хозяйства не подтверждено, спорная сумма начислена абоненту в соответствии с положениями действующего закона.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные доказательства с позиции статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 539, 544, 548, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, суды пришли к выводу о доказанности факта превышения компанией (абонентом) норм допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и правомерности получения обществом (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод. Как следствие, суды указали на отсутствие на стороне последнего неосновательного обогащения. При разрешении спора судами дана оценка доводам компании о нарушениях процедур отбора и исследования проб.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения в размере излишне внесенной платы.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие неосновательного обогащения на стороне предприятия водопроводно-канализационного хозяйства не подтверждено, спорная сумма начислена абоненту в соответствии с положениями действующего закона.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Оценив представленные доказательства с позиции статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 539, 544, 548, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, суды пришли к выводу о доказанности факта превышения компанией (абонентом) норм допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и правомерности получения обществом (организацией водопроводно-канализационного хозяйства) платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод. Как следствие, суды указали на отсутствие на стороне последнего неосновательного обогащения. При разрешении спора судами дана оценка доводам компании о нарушениях процедур отбора и исследования проб.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Механизм гражданско-правового регулирования охранительных отношений"
(Кархалев Д.Н.)
("Инфотропик Медиа", 2022)Допускается принятие решения об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер, например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения.
(Кархалев Д.Н.)
("Инфотропик Медиа", 2022)Допускается принятие решения об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер, например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения.
Статья: Разрешение судами дел об административных правонарушениях, связанных с негативным воздействием на окружающую среду
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие", 2023, N 1)Ключевым, на наш взгляд, является разграничение составов, предусматривающих ответственность за сброс загрязняющих веществ в водный объект без утвержденных нормативов сброса и получения разрешения на сброс, что нарушает правила охраны водных объектов, либо за нарушение согласованных условий водопользования в виде превышения объема сброса сточных вод, нарушения требований к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод, чем нарушаются правила водопользования. Степень общественной вредности данных составов различна <26>, очевидно, различным должен быть и размер ответственности в санкции той или иной статьи. Учитывая масштаб и вредность воздействия сточных вод, в целях повышения определенности правоприменительной практики считаем необходимым по аналогии со ст. 8.21 "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха" выделить данные составы в качестве самостоятельных частей или диспозиции ч. 4 ст. 8.13 и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ дополнить соответствующими характеристиками объективной стороны.
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие", 2023, N 1)Ключевым, на наш взгляд, является разграничение составов, предусматривающих ответственность за сброс загрязняющих веществ в водный объект без утвержденных нормативов сброса и получения разрешения на сброс, что нарушает правила охраны водных объектов, либо за нарушение согласованных условий водопользования в виде превышения объема сброса сточных вод, нарушения требований к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод, чем нарушаются правила водопользования. Степень общественной вредности данных составов различна <26>, очевидно, различным должен быть и размер ответственности в санкции той или иной статьи. Учитывая масштаб и вредность воздействия сточных вод, в целях повышения определенности правоприменительной практики считаем необходимым по аналогии со ст. 8.21 "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха" выделить данные составы в качестве самостоятельных частей или диспозиции ч. 4 ст. 8.13 и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ дополнить соответствующими характеристиками объективной стороны.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49
"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"25. Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).
"О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде"25. Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения).
Приказ Росстата от 02.10.2024 N 445
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды" и указаний по ее заполнению"графа 15 - объем нормативно чистой воды, без очистки, содержание загрязняющих веществ в которой не превышает технологические нормативы (при наличии у респондента комплексного экологического разрешения) и (или) нормативы допустимого сброса и отведение которой без очистки в водные объекты не приводит к нарушению нормативов качества вод поверхностных водных объектов в контрольном створе относительно сброса (выпуска) сточных вод в водный объект.
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды" и указаний по ее заполнению"графа 15 - объем нормативно чистой воды, без очистки, содержание загрязняющих веществ в которой не превышает технологические нормативы (при наличии у респондента комплексного экологического разрешения) и (или) нормативы допустимого сброса и отведение которой без очистки в водные объекты не приводит к нарушению нормативов качества вод поверхностных водных объектов в контрольном створе относительно сброса (выпуска) сточных вод в водный объект.