Сброс сточных вод на почву
Подборка наиболее важных документов по запросу Сброс сточных вод на почву (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2022 N 308-ЭС21-19895 по делу N А32-31871/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о запрете осуществлять деятельность по сбросу на рельеф местности (почву) отходов нецентрализованной системы канализации, устранении нарушения, признании незаконным бездействия по неисполнению полномочий, предусмотренных ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку переполнение биологического пруда жидкими фракциями и подтопление ими прилегающей территории нарушают требования законодательства в области обращения с отходами и создают условия для загрязнения почвы.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Ссылаясь на то, что указанные мероприятия не свидетельствуют об исполнении предписания от 18.02.2020 N 1.20/8-2, поскольку любая степень очистки сточных вод от химического загрязнения, за исключением 100%, недостаточна для предотвращения вреда, причиненного почвам при сбросе сточных вод на рельеф местности, Министерство пришло к выводу о ненадлежащем исполнении Администрацией пункта 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, относящего к вопросам местного значения городского округа вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о запрете осуществлять деятельность по сбросу на рельеф местности (почву) отходов нецентрализованной системы канализации, устранении нарушения, признании незаконным бездействия по неисполнению полномочий, предусмотренных ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку переполнение биологического пруда жидкими фракциями и подтопление ими прилегающей территории нарушают требования законодательства в области обращения с отходами и создают условия для загрязнения почвы.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Ссылаясь на то, что указанные мероприятия не свидетельствуют об исполнении предписания от 18.02.2020 N 1.20/8-2, поскольку любая степень очистки сточных вод от химического загрязнения, за исключением 100%, недостаточна для предотвращения вреда, причиненного почвам при сбросе сточных вод на рельеф местности, Министерство пришло к выводу о ненадлежащем исполнении Администрацией пункта 4 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, относящего к вопросам местного значения городского округа вопросы организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2024 N 15АП-3726/2024 по делу N А53-35820/2023
Требование: О взыскании компенсации вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация Батайска не является Ответчиком по настоящему делу со ссылками на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.01.2023 N 308-ЭС22-20037 по делу N А32-52065/2021, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в указанном деле рассматривался спор о взыскании ущерба, причиненного в результате несанкционированного сброса загрязненных сточных вод на почву. Кроме того, определением Верховного Суда РФ не исключается возможность привлечения в качестве ответчиков по делам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, органы местного самоуправления (администрации).
Требование: О взыскании компенсации вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация Батайска не является Ответчиком по настоящему делу со ссылками на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.01.2023 N 308-ЭС22-20037 по делу N А32-52065/2021, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в указанном деле рассматривался спор о взыскании ущерба, причиненного в результате несанкционированного сброса загрязненных сточных вод на почву. Кроме того, определением Верховного Суда РФ не исключается возможность привлечения в качестве ответчиков по делам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, органы местного самоуправления (администрации).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Данное контрольное (надзорное) действие связано с изъятием (выборкой) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в контрольный (надзорный) орган и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Данное контрольное (надзорное) действие связано с изъятием (выборкой) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в контрольный (надзорный) орган и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Статья: Совершенствование правового режима охраны окружающей среды и природопользования на Байкальской природной территории
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Эта позиция уже находит свое распространение в судебной практике по отношению к различным экосистемам. Так, ущерб, причиненный водному объекту сбросом сточных вод, квалифицируется судами как влекущий не только загрязнение водного объекта, но и "истощение, порчу, уничтожение, деградацию и разрушение естественных экологических систем" <13>. При загрязнении почв как одного из компонентов окружающей среды, определяя полный экологический вред, по мнению суда, "учету подлежат не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые в силу своих особенностей невосполнимы и (или) трудновосполнимы, в том числе по причине отдаленности во времени последствий правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре" <14>.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2023, N 2)Эта позиция уже находит свое распространение в судебной практике по отношению к различным экосистемам. Так, ущерб, причиненный водному объекту сбросом сточных вод, квалифицируется судами как влекущий не только загрязнение водного объекта, но и "истощение, порчу, уничтожение, деградацию и разрушение естественных экологических систем" <13>. При загрязнении почв как одного из компонентов окружающей среды, определяя полный экологический вред, по мнению суда, "учету подлежат не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые в силу своих особенностей невосполнимы и (или) трудновосполнимы, в том числе по причине отдаленности во времени последствий правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре" <14>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)23. При рассмотрении иска о возмещении вреда, причиненного почвам в результате сброса сточных вод, следует установить круг лиц, в связи с хозяйственной и иной деятельностью которых произошло загрязнение.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)23. При рассмотрении иска о возмещении вреда, причиненного почвам в результате сброса сточных вод, следует установить круг лиц, в связи с хозяйственной и иной деятельностью которых произошло загрязнение.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)1. Под отбором проб (образцов) в целях настоящего Федерального закона понимается совершаемое инспектором, экспертом или специалистом контрольное (надзорное) действие по изъятию (выборке) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в контрольный (надзорный) орган и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
(ред. от 08.08.2024)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)1. Под отбором проб (образцов) в целях настоящего Федерального закона понимается совершаемое инспектором, экспертом или специалистом контрольное (надзорное) действие по изъятию (выборке) проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в контрольный (надзорный) орган и (или) экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.