Сделка с заинтересованностью муп
Подборка наиболее важных документов по запросу Сделка с заинтересованностью муп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2024 N 304-ЭС24-15781 по делу N А75-20297/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании договора займа недействительным с момента заключения и применении последствий недействительности сделки.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части признания договора недействительным, поскольку муниципальное предприятие (заемщик) не вправе без согласия собственника (муниципалитета) совершать сделки, связанные с предоставлением займов.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Апелляционная инстанция исходила из того, что Распоряжением от 15 ноября 2021 г. N 553-р Глава Сургутского района наделил заместителя главы Сургутского района - директора Департамента ЖКХ полномочиями по подписанию постановлений Администрации о даче согласия на совершение муниципальными унитарными предприятиями, в отношении которых Департамент ЖКХ осуществляет функции и полномочия учредителя в соответствии с муниципальными правовыми актами Сургутского района, крупных сделок, и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок в случаях, предусмотренных Законом N 161-ФЗ. Между тем указанное не свидетельствует о наличии у директора Департамента ЖКХ права на согласование от имени собственника имущества Предприятия сделок, связанных с предоставлением Предприятием займов.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании договора займа недействительным с момента заключения и применении последствий недействительности сделки.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части признания договора недействительным, поскольку муниципальное предприятие (заемщик) не вправе без согласия собственника (муниципалитета) совершать сделки, связанные с предоставлением займов.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Апелляционная инстанция исходила из того, что Распоряжением от 15 ноября 2021 г. N 553-р Глава Сургутского района наделил заместителя главы Сургутского района - директора Департамента ЖКХ полномочиями по подписанию постановлений Администрации о даче согласия на совершение муниципальными унитарными предприятиями, в отношении которых Департамент ЖКХ осуществляет функции и полномочия учредителя в соответствии с муниципальными правовыми актами Сургутского района, крупных сделок, и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок в случаях, предусмотренных Законом N 161-ФЗ. Между тем указанное не свидетельствует о наличии у директора Департамента ЖКХ права на согласование от имени собственника имущества Предприятия сделок, связанных с предоставлением Предприятием займов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью: анализ и комментарий Законов "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(Маковская А.А.)
("Статут", 2020)Так, в Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях были включены ст. 22, регламентирующая порядок совершения предприятием сделок с заинтересованностью, и ст. 23, устанавливающая правила о крупных сделках. И хотя положения этих статей, а также положения законов о некоторых других юридических лицах существенно отличаются от правил корпоративного законодательства, они все-таки имеют одну общую основу. Не случайно в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ N 28 было указано, что содержащиеся в настоящем постановлении разъяснения подлежат применению также при рассмотрении судами дел об оспаривании крупных сделок или сделок с заинтересованностью государственных и муниципальных унитарных предприятий, кооперативов, а также автономных учреждений и иных некоммерческих организаций, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из существа отношений.
(Маковская А.А.)
("Статут", 2020)Так, в Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях были включены ст. 22, регламентирующая порядок совершения предприятием сделок с заинтересованностью, и ст. 23, устанавливающая правила о крупных сделках. И хотя положения этих статей, а также положения законов о некоторых других юридических лицах существенно отличаются от правил корпоративного законодательства, они все-таки имеют одну общую основу. Не случайно в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ N 28 было указано, что содержащиеся в настоящем постановлении разъяснения подлежат применению также при рассмотрении судами дел об оспаривании крупных сделок или сделок с заинтересованностью государственных и муниципальных унитарных предприятий, кооперативов, а также автономных учреждений и иных некоммерческих организаций, если иное не предусмотрено законом или не вытекает из существа отношений.
Статья: Балансовая стоимость активов как критерий сделок, совершаемых в особом порядке, в условиях развития современных технологий
(Загребаева Е.В.)
("Юрист", 2020, N 2)Например, для унитарных предприятий <11> устанавливается иной, отличный от указанного выше, порядок выявления критерия крупной сделки и (или) сделки с заинтересованностью - соотношение с размером МРОТ или уставного фонда <12>. При этом нужно иметь в виду, что в настоящее время принят Федеральный закон, направленный на уменьшение (ликвидацию, реорганизацию) количества существующих ГУП и МУП <13>. Поскольку, как указано в пояснительной записке к нему, "особенности организационно-правовой формы обусловливают неэффективность, в том числе по причине неэффективного корпоративного контроля". Намеченная тенденция уже имеет определенные итоги <14>.
(Загребаева Е.В.)
("Юрист", 2020, N 2)Например, для унитарных предприятий <11> устанавливается иной, отличный от указанного выше, порядок выявления критерия крупной сделки и (или) сделки с заинтересованностью - соотношение с размером МРОТ или уставного фонда <12>. При этом нужно иметь в виду, что в настоящее время принят Федеральный закон, направленный на уменьшение (ликвидацию, реорганизацию) количества существующих ГУП и МУП <13>. Поскольку, как указано в пояснительной записке к нему, "особенности организационно-правовой формы обусловливают неэффективность, в том числе по причине неэффективного корпоративного контроля". Намеченная тенденция уже имеет определенные итоги <14>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 06.04.2024)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
(ред. от 06.04.2024)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
<Разъяснение> ФАС России
"О применении антимонопольного законодательства при отчуждении движимого имущества федеральных государственных унитарных предприятий"В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность и на совершение иных сделок в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, а также осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.
"О применении антимонопольного законодательства при отчуждении движимого имущества федеральных государственных унитарных предприятий"В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность и на совершение иных сделок в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, а также осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.