Сертификация аэропортовой деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Сертификация аэропортовой деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения на транспорте: Организация оспаривает привлечение к ответственности по ст. 11.3.1 КоАП РФ за нарушение требований авиационной безопасности
(КонсультантПлюс, 2024)Уполномоченный орган (Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Ространснадзора) привлек Организацию (аэропорт, авиационный завод, авиапредприятие, управление ведомственной охраны и др.) к ответственности по ст. 11.3.1 КоАП РФ за нарушение требований авиационной безопасности (например, охрана границ территории аэропорта не подразделениями ведомственной охраны (служба авиационной безопасности не сформирована), истечение срока сертификата соответствия деятельности по обеспечению авиационной безопасности, неисправное оборудование на постах, осуществление досмотра сотрудниками, не состоящими в службе авиационной безопасности, проникновение посторонних лиц на территорию аэропорта и в салон воздушного судна, несоответствие высоты ограждения норме, непредставление сведений об отсутствии (наличии) судимости у сотрудников и др.).
(КонсультантПлюс, 2024)Уполномоченный орган (Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Ространснадзора) привлек Организацию (аэропорт, авиационный завод, авиапредприятие, управление ведомственной охраны и др.) к ответственности по ст. 11.3.1 КоАП РФ за нарушение требований авиационной безопасности (например, охрана границ территории аэропорта не подразделениями ведомственной охраны (служба авиационной безопасности не сформирована), истечение срока сертификата соответствия деятельности по обеспечению авиационной безопасности, неисправное оборудование на постах, осуществление досмотра сотрудниками, не состоящими в службе авиационной безопасности, проникновение посторонних лиц на территорию аэропорта и в салон воздушного судна, несоответствие высоты ограждения норме, непредставление сведений об отсутствии (наличии) судимости у сотрудников и др.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности аэропортовой деятельности в условиях конкуренции авиапредприятий, обеспечивающих воздушные перевозки
(Горковенко М.Л., Трофимов С.В.)
("Конкурентное право", 2020, N 1)Во-первых, в нормах Воздушного кодекса РФ и Закона "О защите конкуренции" не уделяется должного внимания особенностям регулирования деятельности авиапредприятий, действующих в разных условиях хозяйствования и потребительского спроса. В результате применения единых подходов к регулированию деятельности разных видов авиапредприятий (аэропортов), действующих в совершенно разных экономических условиях, для всех устанавливаются одинаковые сертификационные требования и ставки налогообложения. При этом заведомо нерентабельные аэропорты, расположенные в регионах, характеризующихся минимальным уровнем спроса на их услуги, абсолютно не способны обеспечить безубыточность своей деятельности в ситуации, когда такой аэропорт принимает и выпускает всего 3 - 4 рейса в сутки (а то и меньше). При этом, однако, авиапредприятие все равно обязано круглосуточно осуществлять радиотехнический контроль воздушного пространства в районе аэродрома, постоянно держать в готовности поисково-спасательную службу, непрерывно анализировать состояние погоды, обеспечивать круглосуточное дежурство службы авиационной безопасности, поддерживать в пригодном для полетов состоянии взлетно-посадочную полосу. И на все эти обязательные расходы откуда-то брать деньги.
(Горковенко М.Л., Трофимов С.В.)
("Конкурентное право", 2020, N 1)Во-первых, в нормах Воздушного кодекса РФ и Закона "О защите конкуренции" не уделяется должного внимания особенностям регулирования деятельности авиапредприятий, действующих в разных условиях хозяйствования и потребительского спроса. В результате применения единых подходов к регулированию деятельности разных видов авиапредприятий (аэропортов), действующих в совершенно разных экономических условиях, для всех устанавливаются одинаковые сертификационные требования и ставки налогообложения. При этом заведомо нерентабельные аэропорты, расположенные в регионах, характеризующихся минимальным уровнем спроса на их услуги, абсолютно не способны обеспечить безубыточность своей деятельности в ситуации, когда такой аэропорт принимает и выпускает всего 3 - 4 рейса в сутки (а то и меньше). При этом, однако, авиапредприятие все равно обязано круглосуточно осуществлять радиотехнический контроль воздушного пространства в районе аэродрома, постоянно держать в готовности поисково-спасательную службу, непрерывно анализировать состояние погоды, обеспечивать круглосуточное дежурство службы авиационной безопасности, поддерживать в пригодном для полетов состоянии взлетно-посадочную полосу. И на все эти обязательные расходы откуда-то брать деньги.
Вопрос: Поясните действия пассажира в случае неприбытия багажа или его повреждения при транспортировке?
("Официальный сайт Минтранса России", 2021)Ответ: Сообщаем, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 253-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" сертификация юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность, в том числе по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа, отменена. Росавиация не наделена полномочиями по контролю деятельности аэропорта, связанной с обеспечением процедур обслуживания багажа. Вместе с тем информируем, что в соответствии со статьей 120 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - Воздушный кодекс) за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа. Статьей 119 Воздушного кодекса определено, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире в следующих размерах: 1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности; 2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке. В соответствии со ст. 124 Воздушного кодекса по требованию пассажира и при предъявлении им перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт. Коммерческий акт составляется при выдаче багажа для удостоверения, в том числе недостачи или повреждения (порчи) багажа. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира права на предъявление претензии или иска. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст. 126 Воздушного кодекса). Перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу) багажа после его принятия к воздушной перевозке и до выдачи в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять (ст. 118 Воздушного кодекса). При несогласии с действиями или решениями авиакомпании пассажир вправе на основании части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Возмещение морального вреда (и его размер) в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ рассматривается судом.
("Официальный сайт Минтранса России", 2021)Ответ: Сообщаем, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 253-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" сертификация юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность, в том числе по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа, отменена. Росавиация не наделена полномочиями по контролю деятельности аэропорта, связанной с обеспечением процедур обслуживания багажа. Вместе с тем информируем, что в соответствии со статьей 120 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - Воздушный кодекс) за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа. Статьей 119 Воздушного кодекса определено, что перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире в следующих размерах: 1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности; 2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке. В соответствии со ст. 124 Воздушного кодекса по требованию пассажира и при предъявлении им перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт. Коммерческий акт составляется при выдаче багажа для удостоверения, в том числе недостачи или повреждения (порчи) багажа. Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира права на предъявление претензии или иска. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст. 126 Воздушного кодекса). Перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу) багажа после его принятия к воздушной перевозке и до выдачи в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять (ст. 118 Воздушного кодекса). При несогласии с действиями или решениями авиакомпании пассажир вправе на основании части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Возмещение морального вреда (и его размер) в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ рассматривается судом.
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)4. Оператор аэропорта, имеющий сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, и перевозчик должны предоставить пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по его запросу услуги, предусмотренные настоящей статьей.
(ред. от 08.08.2024)4. Оператор аэропорта, имеющий сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, и перевозчик должны предоставить пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по его запросу услуги, предусмотренные настоящей статьей.
Постановление Правительства РФ от 22.07.2009 N 599
(ред. от 04.12.2019)
"О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах"
(вместе с "Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах")"оператор" - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах;
(ред. от 04.12.2019)
"О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах"
(вместе с "Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах")"оператор" - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах;