Сертификат налогового резидентства США
Подборка наиболее важных документов по запросу Сертификат налогового резидентства США (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23.09.2014 по делу N 305-ЭС14-1210, А40-14698/13
Требование: О признании частично недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган начислил пени за неуплату налога на доходы иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство.
Решение: Требование удовлетворено, так как пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате налога, а инспекция по результатам выездной налоговой проверки установила отсутствие у общества такой обязанности, вследствие чего у инспекции при вынесении решения отсутствовали основания для начисления пеней.Оспаривая решение инспекции, общество не отрицало отсутствие сертификатов резидентства за налоговый период (год) выплаты доходов на момент первой выплаты доходов иностранным лицам за этот период. Однако, по мнению общества, поскольку статьей 312 Кодекса не предусмотрено ежегодное подтверждение местонахождения иностранной организации, а контракты с контрагентами являются длящимися и до выплаты дохода в 2009 и 2010 годах общество располагало подтверждениями постоянного местонахождения иностранных контрагентов (сертификатами резидентства) за предыдущий 2008 год, а выплата доходов компании GY Aviation Lease 0906 Co., Limited (Ирландия) и получение сертификата резидентства осуществлены в рамках одного месяца, то у общества отсутствовала обязанность по удержанию налога из выплачиваемого дохода.
Требование: О признании частично недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган начислил пени за неуплату налога на доходы иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство.
Решение: Требование удовлетворено, так как пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате налога, а инспекция по результатам выездной налоговой проверки установила отсутствие у общества такой обязанности, вследствие чего у инспекции при вынесении решения отсутствовали основания для начисления пеней.Оспаривая решение инспекции, общество не отрицало отсутствие сертификатов резидентства за налоговый период (год) выплаты доходов на момент первой выплаты доходов иностранным лицам за этот период. Однако, по мнению общества, поскольку статьей 312 Кодекса не предусмотрено ежегодное подтверждение местонахождения иностранной организации, а контракты с контрагентами являются длящимися и до выплаты дохода в 2009 и 2010 годах общество располагало подтверждениями постоянного местонахождения иностранных контрагентов (сертификатами резидентства) за предыдущий 2008 год, а выплата доходов компании GY Aviation Lease 0906 Co., Limited (Ирландия) и получение сертификата резидентства осуществлены в рамках одного месяца, то у общества отсутствовала обязанность по удержанию налога из выплачиваемого дохода.
Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2015 N 8231-ПЭК14 по делу N А40-14698/2013
Требование: О пересмотре в надзорном порядке судебных актов по делу о признании частично недействительным решения налогового органа.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, так как пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате налога, а инспекция по результатам выездной налоговой проверки установила отсутствие у общества такой обязанности, вследствие чего у инспекции при вынесении решения отсутствовали основания для начисления пеней.
Решение: В передаче дела в Президиум Верховного Суда РФ отказано.Как установлено судами, в ходе выездной налоговой проверки налоговый орган установил, что в 2009 и 2010 годах общество производило выплаты лизинговых (арендных) платежей иностранным организациям по договорам аренды (лизинга) воздушных судов, в частности, IAI-III INC (США), GY Aviation Lease 0906 Co., Limited (Ирландия), Castle 2003-IB LLC (США), Castle 2003-2A LLC (США), International Lease Finance Corporation (США), Cramington Services Limited (Кипр), Cramington Aviation Limited (Ирландия) в отсутствие официального подтверждения постоянного местонахождения указанных иностранных лиц на территории иностранных государств, предусмотренного статьей 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), на момент фактической выплаты им доходов, в связи с чем обществу по указанным компаниям начислены пени за период с момента выплаты доходов до получения сертификатов резидентства (проставления апостиля на сертификатах).
Требование: О пересмотре в надзорном порядке судебных актов по делу о признании частично недействительным решения налогового органа.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, так как пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате налога, а инспекция по результатам выездной налоговой проверки установила отсутствие у общества такой обязанности, вследствие чего у инспекции при вынесении решения отсутствовали основания для начисления пеней.
Решение: В передаче дела в Президиум Верховного Суда РФ отказано.Как установлено судами, в ходе выездной налоговой проверки налоговый орган установил, что в 2009 и 2010 годах общество производило выплаты лизинговых (арендных) платежей иностранным организациям по договорам аренды (лизинга) воздушных судов, в частности, IAI-III INC (США), GY Aviation Lease 0906 Co., Limited (Ирландия), Castle 2003-IB LLC (США), Castle 2003-2A LLC (США), International Lease Finance Corporation (США), Cramington Services Limited (Кипр), Cramington Aviation Limited (Ирландия) в отсутствие официального подтверждения постоянного местонахождения указанных иностранных лиц на территории иностранных государств, предусмотренного статьей 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), на момент фактической выплаты им доходов, в связи с чем обществу по указанным компаниям начислены пени за период с момента выплаты доходов до получения сертификатов резидентства (проставления апостиля на сертификатах).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Концепция фактического получателя доходов
(Гущина И.Э.)
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2020, N 5)Кроме этого, по мнению ФНС России, наличие оригинала сертификата, подтверждающего статус налогоплательщика в качестве налогового резидента США, и перевода этого сертификата, заверенного российским консульским учреждением, является достаточным для применения Договора между РФ и США от 17.06.1992 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (Письмо ФНС России от 29.01.2016 N ОА-4-17/1265@).
(Гущина И.Э.)
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2020, N 5)Кроме этого, по мнению ФНС России, наличие оригинала сертификата, подтверждающего статус налогоплательщика в качестве налогового резидента США, и перевода этого сертификата, заверенного российским консульским учреждением, является достаточным для применения Договора между РФ и США от 17.06.1992 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (Письмо ФНС России от 29.01.2016 N ОА-4-17/1265@).
Вопрос: Об апостилировании сертификата по форме 6166, подтверждающего налоговое резидентство США.
(Письмо Минфина России от 13.07.2015 N 03-08-05/40172)Вопрос: Об апостилировании сертификата по форме 6166, подтверждающего налоговое резидентство США.
(Письмо Минфина России от 13.07.2015 N 03-08-05/40172)Вопрос: Об апостилировании сертификата по форме 6166, подтверждающего налоговое резидентство США.
Нормативные акты
<Письмо> МНС РФ от 22.03.2004 N 23-1-10/4-961
"О налогообложении дивидендов, получаемых иностранными инвесторами"Порядок предоставления Банком российской организации - эмитенту акций подтверждения налогового резидентства владельцев ДР в соответствующем иностранном государстве, при котором Банк (как уполномоченное лицо) направляет уведомления каждому из зарегистрированных им владельцев ДР, а также по цепочке каждому из участников центрального депозитария США с просьбой предоставления соответствующих сертификатов о резидентстве зарегистрированных ими владельцев ДР напрямую в Банк или через центральный депозитарий США для последующего предоставления их Банком эмитенту депонированных акций, не противоречит российскому налоговому законодательству и, по мнению Управления, является правомерным для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения.
"О налогообложении дивидендов, получаемых иностранными инвесторами"Порядок предоставления Банком российской организации - эмитенту акций подтверждения налогового резидентства владельцев ДР в соответствующем иностранном государстве, при котором Банк (как уполномоченное лицо) направляет уведомления каждому из зарегистрированных им владельцев ДР, а также по цепочке каждому из участников центрального депозитария США с просьбой предоставления соответствующих сертификатов о резидентстве зарегистрированных ими владельцев ДР напрямую в Банк или через центральный депозитарий США для последующего предоставления их Банком эмитенту депонированных акций, не противоречит российскому налоговому законодательству и, по мнению Управления, является правомерным для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения.
<Письмо> УФНС РФ по г. Москве от 25.11.2008 N 19-12/109890
<О порядке налогообложения доходов иностранной организации>Из представленных документов следует, что сертификат выдан американской компании уполномоченным органом Соединенных Штатов Америки 2 мая 2008 года на налоговый год - 2007.
<О порядке налогообложения доходов иностранной организации>Из представленных документов следует, что сертификат выдан американской компании уполномоченным органом Соединенных Штатов Америки 2 мая 2008 года на налоговый год - 2007.
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 15.03.2019 N 03-07-08/17235 <Налоги при возмещении ущерба иностранной компании>
(Кирпичников В.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2019, N 9)Российская фирма выплачивает иностранной компании сумму нанесенного ей ущерба в сумме 1 200 долл. США. На учете в российской налоговой инспекции эта компания не состоит и постоянного представительства в России не имеет. Сертификат резидентства она не представила.
(Кирпичников В.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2019, N 9)Российская фирма выплачивает иностранной компании сумму нанесенного ей ущерба в сумме 1 200 долл. США. На учете в российской налоговой инспекции эта компания не состоит и постоянного представительства в России не имеет. Сертификат резидентства она не представила.
Вопрос: ...Российская организация выплатила проценты по договору займа американской организации и не удержала налог на прибыль. По мнению налогового органа, организация неправомерно не удержала налог с доходов американской организации, поскольку у нее нет надлежащего подтверждения постоянного местонахождения американской организации в США. Правомерно ли подтверждение постоянного местонахождения справкой свободной формы? Правомерно ли привлечение российской организации к налоговой ответственности (ст. 123 НК РФ), учитывая, что организация в качестве подтверждения постоянного местонахождения организации в США представила свидетельство с переводом на русский язык и апостилем о регистрации организации на территории США, выданное секретариатом штата Луизиана?
(Консультация эксперта, 2012)Позже и налоговые органы, и Минфин России неоднократно разъясняли, что в соответствии с действующими в сфере международных налоговых отношений нормами предоставляемые американскими организациями в качестве документов, подтверждающих их резидентство, являются подтверждения, выданные отделениями Службы внутренних доходов США, в частности справки по форме 6166 (Письма ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988, Минфина России от 02.02.2011 N 03-08-05/2, от 01.04.2010 N 03-08-05/1).
(Консультация эксперта, 2012)Позже и налоговые органы, и Минфин России неоднократно разъясняли, что в соответствии с действующими в сфере международных налоговых отношений нормами предоставляемые американскими организациями в качестве документов, подтверждающих их резидентство, являются подтверждения, выданные отделениями Службы внутренних доходов США, в частности справки по форме 6166 (Письма ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988, Минфина России от 02.02.2011 N 03-08-05/2, от 01.04.2010 N 03-08-05/1).
Вопрос: По какой форме должно быть представлено подтверждение в целях налога на прибыль постоянного местопребывания организации на территории иностранного государства? Требуется ли легализация (апостилизация и т.п.) подтверждения налогового резидентства, заверенного подписью налоговой службы иностранного государства?
(Консультация эксперта, ФНС РФ, 2009)Письмом от 25.08.2006 N 03-03-04/4/141 Минфин России сообщил, что, руководствуясь сложившейся международной налоговой практикой и как компетентный орган по применению договоров об избежании двойного налогообложения, согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство), без легализации или апостилирования.
(Консультация эксперта, ФНС РФ, 2009)Письмом от 25.08.2006 N 03-03-04/4/141 Минфин России сообщил, что, руководствуясь сложившейся международной налоговой практикой и как компетентный орган по применению договоров об избежании двойного налогообложения, согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство), без легализации или апостилирования.
Вопрос: ...Банк по депозитному договору выплачивает процентный доход контрагенту - резиденту Литовской Республики. Нужно ли проставлять апостиль на документах, подтверждающих постоянное местонахождение нерезидента в иностранном государстве, для применения льготной ставки по налогу на прибыль?
(Консультация эксперта, 2014)Постановление Президиума ВАС РФ N 990/05 не позволяет принимать подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) других стран, в частности США, с которыми есть соответствующая договоренность, без апостиля. Как становится ясно из Письма Минфина России N 03-03-04/4/141, в связи с этим еще в 2006 г. финансовое ведомство совместно с ФНС России начало работу по анализу и совершенствованию процедур принятия сертификатов постоянного местопребывания (резидентства), выдаваемых иностранными государствами, по итогам которой планировалось выпустить официальное информационное письмо с целью довести его до сведения налогоплательщиков, налоговых и судебных органов.
(Консультация эксперта, 2014)Постановление Президиума ВАС РФ N 990/05 не позволяет принимать подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) других стран, в частности США, с которыми есть соответствующая договоренность, без апостиля. Как становится ясно из Письма Минфина России N 03-03-04/4/141, в связи с этим еще в 2006 г. финансовое ведомство совместно с ФНС России начало работу по анализу и совершенствованию процедур принятия сертификатов постоянного местопребывания (резидентства), выдаваемых иностранными государствами, по итогам которой планировалось выпустить официальное информационное письмо с целью довести его до сведения налогоплательщиков, налоговых и судебных органов.
Статья: Налоговое резидентство физических лиц
(Пепеляев С.Г.)
("Налоговый вестник", 2000, N 11)Законодательство, например, Австрии, требует, чтобы налогоплательщик известил налоговый орган о прекращении резидентства. В некоторых странах законодательство устанавливает специальные гарантии выполнения иностранными гражданами - резидентами своих налоговых обязанностей. Как установлено в США, иностранный гражданин - резидент или нерезидент не вправе выехать из страны, не имея сертификата о выполнении федеральных законов о подоходном налоге. Это правило не распространяется на временных посетителей, а также лиц, намеревающихся вернуться в США <8>.
(Пепеляев С.Г.)
("Налоговый вестник", 2000, N 11)Законодательство, например, Австрии, требует, чтобы налогоплательщик известил налоговый орган о прекращении резидентства. В некоторых странах законодательство устанавливает специальные гарантии выполнения иностранными гражданами - резидентами своих налоговых обязанностей. Как установлено в США, иностранный гражданин - резидент или нерезидент не вправе выехать из страны, не имея сертификата о выполнении федеральных законов о подоходном налоге. Это правило не распространяется на временных посетителей, а также лиц, намеревающихся вернуться в США <8>.
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 16.09.2013 N ОА-4-13/16590@
(Казаков Е.С.)
("Акты и комментарии для бухгалтера", 2013, N 21)Постановление Президиума ВАС РФ N 990/05 не позволяет принимать подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) других стран, в частности США, с которыми есть соответствующая договоренность, без апостиля. Как становится ясно из Письма Минфина России N 03-03-04/4/141, в связи с этим еще в 2006 г. данное ведомство совместно с ФНС начало работу по анализу и совершенствованию процедур принятия сертификатов постоянного местопребывания (президентства), выдаваемых иностранными государствами, по итогам которой планировалось выпустить официальное информационное письмо с целью довести его до сведения налогоплательщиков, налоговых и судебных органов.
(Казаков Е.С.)
("Акты и комментарии для бухгалтера", 2013, N 21)Постановление Президиума ВАС РФ N 990/05 не позволяет принимать подтверждения постоянного местопребывания (резидентства) других стран, в частности США, с которыми есть соответствующая договоренность, без апостиля. Как становится ясно из Письма Минфина России N 03-03-04/4/141, в связи с этим еще в 2006 г. данное ведомство совместно с ФНС начало работу по анализу и совершенствованию процедур принятия сертификатов постоянного местопребывания (президентства), выдаваемых иностранными государствами, по итогам которой планировалось выпустить официальное информационное письмо с целью довести его до сведения налогоплательщиков, налоговых и судебных органов.
Вопрос: О документальном подтверждении постоянного местонахождения иностранного партнерства в США для целей применения международного договора об избежании двойного налогообложения при исчислении налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 15.06.2012 N 03-08-05)Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о документах, подтверждающих постоянное местонахождение иностранного партнерства в США, и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 15.06.2012 N 03-08-05)Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о документах, подтверждающих постоянное местонахождение иностранного партнерства в США, и сообщает следующее.
"Международное налоговое право"
(Шахмаметьев А.А.)
("Международные отношения", 2014)Налоговое законодательство США отличается своеобразием и в вопросе регулирования отношений с налогоплательщиками, покинувшими страну. Главная особенность здесь состоит в следующем. Как уже отмечалось выше, основным критерием признания за физическим лицом статуса налогового резидента данной страны служит гражданство США. Однако если последнее было утрачено физическим лицом, это не лишает его статуса налогового резидента, который сохраняется за ним еще в течение 10 лет после утраты гражданства, и такое лицо обязано продолжать уплачивать налоги весь этот срок как гражданин (налоговый резидент) США <1>. Кроме того, гражданин, вне зависимости от того, является он налоговым резидентом США или не имеет такого статуса, прежде чем покинуть территорию этой страны, обязан подать налоговую декларацию и получает право на выезд, получив сертификат о выполнении федеральных законов о подоходном налоге <2>.
(Шахмаметьев А.А.)
("Международные отношения", 2014)Налоговое законодательство США отличается своеобразием и в вопросе регулирования отношений с налогоплательщиками, покинувшими страну. Главная особенность здесь состоит в следующем. Как уже отмечалось выше, основным критерием признания за физическим лицом статуса налогового резидента данной страны служит гражданство США. Однако если последнее было утрачено физическим лицом, это не лишает его статуса налогового резидента, который сохраняется за ним еще в течение 10 лет после утраты гражданства, и такое лицо обязано продолжать уплачивать налоги весь этот срок как гражданин (налоговый резидент) США <1>. Кроме того, гражданин, вне зависимости от того, является он налоговым резидентом США или не имеет такого статуса, прежде чем покинуть территорию этой страны, обязан подать налоговую декларацию и получает право на выезд, получив сертификат о выполнении федеральных законов о подоходном налоге <2>.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2015 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2016, N 4)Как указал суд, признавая позицию общества неправомерной, резидентство налогоплательщиков США подтверждается Службой внутренних доходов по установленной форме FORM6166. Такой документ обществом не представлен. Свидетельство о правовом статусе и финансовом положении американской компании выдано и подписано неуполномоченным органом - Комиссией по государственному регулированию штата. Более того, по сообщению Службы внутренних доходов США, такая компания на территории США не обнаружена. Представленное обществом свидетельство о регистрации офиса компании на территории Республики Кипр выдано Министерством торговли, промышленности и туризма Республики Кипр, тогда как резидентство компании в Республике Кипр подтверждается министром финансов или его уполномоченным представителем, к которым отнесены директор Департамента внутренних доходов Министерства финансов и инспекторы налоговых органов по округам Никосия, Лимассол и Ларнака. Дополнительно представленная в суд копия апостилированного налогового сертификата Министерства финансов Республики Кипр не заверена нотариально, в связи с чем не может подтверждать резидентство компании в Республике Кипр. На основании п. 1 ст. 312 НК РФ, указанных международных договоров суд пришел к выводу о правомерности доначисления обществу налога на прибыль (Постановление АС ДВО от 05.11.2015 N Ф03-3823/2015 по делу N А24-5732/2014).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2016, N 4)Как указал суд, признавая позицию общества неправомерной, резидентство налогоплательщиков США подтверждается Службой внутренних доходов по установленной форме FORM6166. Такой документ обществом не представлен. Свидетельство о правовом статусе и финансовом положении американской компании выдано и подписано неуполномоченным органом - Комиссией по государственному регулированию штата. Более того, по сообщению Службы внутренних доходов США, такая компания на территории США не обнаружена. Представленное обществом свидетельство о регистрации офиса компании на территории Республики Кипр выдано Министерством торговли, промышленности и туризма Республики Кипр, тогда как резидентство компании в Республике Кипр подтверждается министром финансов или его уполномоченным представителем, к которым отнесены директор Департамента внутренних доходов Министерства финансов и инспекторы налоговых органов по округам Никосия, Лимассол и Ларнака. Дополнительно представленная в суд копия апостилированного налогового сертификата Министерства финансов Республики Кипр не заверена нотариально, в связи с чем не может подтверждать резидентство компании в Республике Кипр. На основании п. 1 ст. 312 НК РФ, указанных международных договоров суд пришел к выводу о правомерности доначисления обществу налога на прибыль (Постановление АС ДВО от 05.11.2015 N Ф03-3823/2015 по делу N А24-5732/2014).
Статья: Доходы иностранной организации от источников в РФ
(Сухов А.Б.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2009, N 12)В Письмах от 09.06.2009 N 16-15/058821 и от 24.03.2009 N 16-15/026493 московские налоговики разъяснили, что в рамках ст. 3 Гаагской конвенции Минфин, в том числе в лице его уполномоченного представителя (ФНС), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство), без легализации или апостилирования. К таким государствам относятся республики Беларусь, Украина, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Армения, Кипр, Азербайджанская, Словацкая и Киргизская республики, а также ФРГ и США.
(Сухов А.Б.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2009, N 12)В Письмах от 09.06.2009 N 16-15/058821 и от 24.03.2009 N 16-15/026493 московские налоговики разъяснили, что в рамках ст. 3 Гаагской конвенции Минфин, в том числе в лице его уполномоченного представителя (ФНС), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство), без легализации или апостилирования. К таким государствам относятся республики Беларусь, Украина, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Армения, Кипр, Азербайджанская, Словацкая и Киргизская республики, а также ФРГ и США.