Сертификат резидентства Казахстан
Подборка наиболее важных документов по запросу Сертификат резидентства Казахстан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2017 N 305-КГ16-20977 по делу N А40-31455/2016
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа уполномоченного органа.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку отказ в проставлении апостиля влечет за собой лишение учреждения предусмотренного законом права на освобождение или снижение ставок соответствующих налогов.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отказ министерства в проставлении апостиля влечет негативные последствия для учреждения: лишение предусмотренного законом права на освобождение или снижение ставок соответствующих налогов, поскольку налогоплательщик Республики Казахстан не вправе применять освобождение от налогообложения доходов нерезидента на основании сертификата резидентства, не апостилированного в установленном порядке.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным отказа уполномоченного органа.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку отказ в проставлении апостиля влечет за собой лишение учреждения предусмотренного законом права на освобождение или снижение ставок соответствующих налогов.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Отказ министерства в проставлении апостиля влечет негативные последствия для учреждения: лишение предусмотренного законом права на освобождение или снижение ставок соответствующих налогов, поскольку налогоплательщик Республики Казахстан не вправе применять освобождение от налогообложения доходов нерезидента на основании сертификата резидентства, не апостилированного в установленном порядке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сертификат резидентства в связи с выплатой процентов: нюансы заполнения налогового расчета
(Родионова О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Российская организация и компания, зарегистрированная в ОАЭ, заключили договор займа. Российская организация в конце 2023 г. выплатила часть начисленных по договору займа процентов. Фактический получатель дохода - физическое лицо, являющееся резидентом Республики Казахстан. В налоговом расчете сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов обществу следует заполнить раздел 3. В нем нужно указать данные о физическом лице. Как в этой ситуации обществу поступить с сертификатом резидентства в связи с выплатой процентов? И нужно ли в разделе 3 в подразделе 3.1 налогового расчета заполнять строку "документ, подтверждающий постоянное местонахождение (резидента) в иностранном государстве получателя дохода" реквизитами сертификата?
(Родионова О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 21)Российская организация и компания, зарегистрированная в ОАЭ, заключили договор займа. Российская организация в конце 2023 г. выплатила часть начисленных по договору займа процентов. Фактический получатель дохода - физическое лицо, являющееся резидентом Республики Казахстан. В налоговом расчете сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов обществу следует заполнить раздел 3. В нем нужно указать данные о физическом лице. Как в этой ситуации обществу поступить с сертификатом резидентства в связи с выплатой процентов? И нужно ли в разделе 3 в подразделе 3.1 налогового расчета заполнять строку "документ, подтверждающий постоянное местонахождение (резидента) в иностранном государстве получателя дохода" реквизитами сертификата?
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов Российской Федерации от 19.12.2019 N 03-04-06/99477 <НДФЛ при работе в Казахстане>
(Чимидова Е.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2020, N 3)Минфин России в комментируемом Письме отмечает, что, если физлицо утрачивает статус налогового резидента РФ и признается налоговым резидентом Казахстана, то статус должен быть подтвержден соответствующим сертификатом.
(Чимидова Е.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2020, N 3)Минфин России в комментируемом Письме отмечает, что, если физлицо утрачивает статус налогового резидента РФ и признается налоговым резидентом Казахстана, то статус должен быть подтвержден соответствующим сертификатом.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 13.10.2022 N БС-3-11/11170@
<О справке, подтверждающей налоговое резидентство физического лица в Республике Казахстан>
(вместе с <Письмом> ФНС России от 12.10.2022 N БС-3-11/11116@)В целях применения положений Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 факт выдачи документа, подтверждающего резидентство Республики Казахстан, возможно подтвердить на официальном сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан по ссылке https://kgd.gov.kz/ru/app/residence-certificates-info-web.
<О справке, подтверждающей налоговое резидентство физического лица в Республике Казахстан>
(вместе с <Письмом> ФНС России от 12.10.2022 N БС-3-11/11116@)В целях применения положений Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 факт выдачи документа, подтверждающего резидентство Республики Казахстан, возможно подтвердить на официальном сайте Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан по ссылке https://kgd.gov.kz/ru/app/residence-certificates-info-web.
<Письмо> УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15/011596@
<Об апостилировании документов>В рамках статьи 3 Гаагской конвенции, в соответствии со статьями "Взаимосогласительная процедура", "Обмен информацией" действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, руководствуясь сложившейся международной налоговой практикой, компетентный орган по смыслу договоров об избежании двойного налогообложения (в России - Минфин России), в том числе в лице его уполномоченного представителя (в России - Федеральная налоговая служба), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) без легализации или апостилирования.
<Об апостилировании документов>В рамках статьи 3 Гаагской конвенции, в соответствии со статьями "Взаимосогласительная процедура", "Обмен информацией" действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, руководствуясь сложившейся международной налоговой практикой, компетентный орган по смыслу договоров об избежании двойного налогообложения (в России - Минфин России), в том числе в лице его уполномоченного представителя (в России - Федеральная налоговая служба), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) без легализации или апостилирования.
Статья: Доходы иностранной организации от источников в РФ
(Сухов А.Б.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2009, N 12)В Письмах от 09.06.2009 N 16-15/058821 и от 24.03.2009 N 16-15/026493 московские налоговики разъяснили, что в рамках ст. 3 Гаагской конвенции Минфин, в том числе в лице его уполномоченного представителя (ФНС), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство), без легализации или апостилирования. К таким государствам относятся республики Беларусь, Украина, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Армения, Кипр, Азербайджанская, Словацкая и Киргизская республики, а также ФРГ и США.
(Сухов А.Б.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2009, N 12)В Письмах от 09.06.2009 N 16-15/058821 и от 24.03.2009 N 16-15/026493 московские налоговики разъяснили, что в рамках ст. 3 Гаагской конвенции Минфин, в том числе в лице его уполномоченного представителя (ФНС), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство), без легализации или апостилирования. К таким государствам относятся республики Беларусь, Украина, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Армения, Кипр, Азербайджанская, Словацкая и Киргизская республики, а также ФРГ и США.
Вопрос: Об НДФЛ при получении доходов в связи с работой по найму в Республике Казахстан.
(Письмо Минфина России от 21.04.2022 N 03-04-06/35789)В случае если такое физическое лицо утрачивает статус налогового резидента Российской Федерации, но при этом признается налоговым резидентом Республики Казахстан для целей применения Конвенции, что должно быть подтверждено сертификатом, выданным соответствующим компетентным органом Республики Казахстан, налогообложение доходов в виде заработной платы и других подобных вознаграждений от работы по найму, осуществляемой на территории Республики Казахстан, осуществляется согласно нормам пункта 1 статьи 15 Конвенции только на территории Республики Казахстан.
(Письмо Минфина России от 21.04.2022 N 03-04-06/35789)В случае если такое физическое лицо утрачивает статус налогового резидента Российской Федерации, но при этом признается налоговым резидентом Республики Казахстан для целей применения Конвенции, что должно быть подтверждено сертификатом, выданным соответствующим компетентным органом Республики Казахстан, налогообложение доходов в виде заработной платы и других подобных вознаграждений от работы по найму, осуществляемой на территории Республики Казахстан, осуществляется согласно нормам пункта 1 статьи 15 Конвенции только на территории Республики Казахстан.
Статья: Возврат российскими организациями налога при выполнении работ (оказании услуг) в Республике Казахстан
(Молодцова Е.Л.)
("Ваш налоговый адвокат", 2009, N 4)Таким образом, отметим, что возврат подоходного налога, удержанного у источника выплаты в Республике Казахстан, является задачей, решение которой доступно любой российской организации, ведущей предпринимательскую деятельность в рамках действующего законодательства. Получить сертификат резидентства можно в Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных, это не вызывает особых трудностей. Вместе с тем необходимо обратить внимание, что следует подтвердить факт уплаты удержанного налога в государственный бюджет Республики Казахстан, для чего целесообразно запросить у казахстанской организации соответствующие документы перед подготовкой заявления на возврат удержанного налога.
(Молодцова Е.Л.)
("Ваш налоговый адвокат", 2009, N 4)Таким образом, отметим, что возврат подоходного налога, удержанного у источника выплаты в Республике Казахстан, является задачей, решение которой доступно любой российской организации, ведущей предпринимательскую деятельность в рамках действующего законодательства. Получить сертификат резидентства можно в Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных, это не вызывает особых трудностей. Вместе с тем необходимо обратить внимание, что следует подтвердить факт уплаты удержанного налога в государственный бюджет Республики Казахстан, для чего целесообразно запросить у казахстанской организации соответствующие документы перед подготовкой заявления на возврат удержанного налога.
Статья: Порядок администрирования соглашений об избежании двойного налогообложения
(Майорова Ю.С.)
("Налоговый вестник", 2009, N 5)Письмом от 25.08.2006 N 03-03-04/4/141 Минфин России сообщил, что, руководствуясь сложившейся международной налоговой практикой и будучи компетентным органом по применению договоров об избежании двойного налогообложения, финансовое ведомство согласовало с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство), без легализации или апостилирования.
(Майорова Ю.С.)
("Налоговый вестник", 2009, N 5)Письмом от 25.08.2006 N 03-03-04/4/141 Минфин России сообщил, что, руководствуясь сложившейся международной налоговой практикой и будучи компетентным органом по применению договоров об избежании двойного налогообложения, финансовое ведомство согласовало с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство), без легализации или апостилирования.
Вопрос: Необходимо ли проставлять апостиль на документе, подтверждающем постоянное местопребывание иностранной организации (резидента Великого Герцогства Люксембург) и выданном уполномоченным органом этого иностранного государства в целях исчисления налога на прибыль?
(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 24.03.2009 N 16-15/026493)В рамках ст. 3 Гаагской конвенции Минфин России, в том числе в лице его уполномоченного представителя (ФНС России), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) без легализации или апостилирования.
(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 24.03.2009 N 16-15/026493)В рамках ст. 3 Гаагской конвенции Минфин России, в том числе в лице его уполномоченного представителя (ФНС России), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) без легализации или апостилирования.
Статья: От сертификата резидентства к политике международного налогообложения
(Савицкий А.И)
("Закон", 2015, N 6)Аналогичного мнения придерживается Ассоциация налогоплательщиков Казахстана <30>, которая дополнительно отмечает, что (1) НК РК не содержит указания на то, что международный договор (Кишиневская (Минская) конвенция) обязательно должен "регулировать налоговые правоотношения"; (2) в Гаагской конвенции также не указывается, что она применяется к налоговым отношениям, но при этом она распространяется на сертификаты резидентства; (3) 17 октября 2010 г. Россия и Казахстан в ходе заседания Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ признали сложившуюся практику принятия сертификатов резидентства без легализации на основе ст. 3 Гаагской конвенции либо Кишиневской конвенции.
(Савицкий А.И)
("Закон", 2015, N 6)Аналогичного мнения придерживается Ассоциация налогоплательщиков Казахстана <30>, которая дополнительно отмечает, что (1) НК РК не содержит указания на то, что международный договор (Кишиневская (Минская) конвенция) обязательно должен "регулировать налоговые правоотношения"; (2) в Гаагской конвенции также не указывается, что она применяется к налоговым отношениям, но при этом она распространяется на сертификаты резидентства; (3) 17 октября 2010 г. Россия и Казахстан в ходе заседания Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ признали сложившуюся практику принятия сертификатов резидентства без легализации на основе ст. 3 Гаагской конвенции либо Кишиневской конвенции.
Статья: Справки о подтверждении российского налогового резидентства для целей Конвенции с Республикой Казахстан требуют проставления апостиля
(Семенов С., Артюх А.)
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Проблема с получением апостиля в налоговых отношениях с Казахстаном не перестает быть актуальной, информации о прогрессе в межгосударственных переговорах по данному вопросу нет, несмотря на соответствующее поручение Правительства России, данное еще два года назад. При этом аналогичные вопросы могут возникнуть (и возникают в нашей практике) к неапостилированным сертификатам резидентства из тех государств, с которыми действуют соглашения, аналогичные Минской конвенции: отменяющие требование апостиля, но не регулирующие вопросы налогообложения.
(Семенов С., Артюх А.)
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Проблема с получением апостиля в налоговых отношениях с Казахстаном не перестает быть актуальной, информации о прогрессе в межгосударственных переговорах по данному вопросу нет, несмотря на соответствующее поручение Правительства России, данное еще два года назад. При этом аналогичные вопросы могут возникнуть (и возникают в нашей практике) к неапостилированным сертификатам резидентства из тех государств, с которыми действуют соглашения, аналогичные Минской конвенции: отменяющие требование апостиля, но не регулирующие вопросы налогообложения.
Статья: Удержание налога с доходов иностранной организации
(Сухов А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2009, N 18)Московские налоговики в Письме от 24.03.2009 N 16-15/026493 указали на то, что в рамках ст. 3 Гаагской конвенции 1961 г. Минфин, в том числе в лице его уполномоченного представителя (ФНС), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) без легализации или апостилирования.
(Сухов А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2009, N 18)Московские налоговики в Письме от 24.03.2009 N 16-15/026493 указали на то, что в рамках ст. 3 Гаагской конвенции 1961 г. Минфин, в том числе в лице его уполномоченного представителя (ФНС), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) без легализации или апостилирования.
Вопрос: ...Банк по депозитному договору выплачивает процентный доход контрагенту - резиденту Литовской Республики. Нужно ли проставлять апостиль на документах, подтверждающих постоянное местонахождение нерезидента в иностранном государстве, для применения льготной ставки по налогу на прибыль?
(Консультация эксперта, 2014)В то же время в Письмах УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15/011596@, от 11.08.2011 N 16-15/078990@ и от 21.12.2010 N 16-15/133937@ сообщается, что в рамках ст. 3 Конвенции в соответствии со статьями "Взаимосогласительная процедура", "Обмен информацией" действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных РФ с иностранными государствами, руководствуясь сложившейся международной налоговой практикой, компетентный орган по смыслу договоров об избежании двойного налогообложения (в РФ - Минфин России), в том числе в лице его уполномоченного представителя (в РФ - ФНС России), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) без легализации или апостилирования.
(Консультация эксперта, 2014)В то же время в Письмах УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15/011596@, от 11.08.2011 N 16-15/078990@ и от 21.12.2010 N 16-15/133937@ сообщается, что в рамках ст. 3 Конвенции в соответствии со статьями "Взаимосогласительная процедура", "Обмен информацией" действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных РФ с иностранными государствами, руководствуясь сложившейся международной налоговой практикой, компетентный орган по смыслу договоров об избежании двойного налогообложения (в РФ - Минфин России), в том числе в лице его уполномоченного представителя (в РФ - ФНС России), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) без легализации или апостилирования.
Вопрос: По какой форме должно быть представлено подтверждение в целях налога на прибыль постоянного местопребывания организации на территории иностранного государства? Требуется ли легализация (апостилизация и т.п.) подтверждения налогового резидентства, заверенного подписью налоговой службы иностранного государства?
(Консультация эксперта, ФНС РФ, 2009)Письмом от 25.08.2006 N 03-03-04/4/141 Минфин России сообщил, что, руководствуясь сложившейся международной налоговой практикой и как компетентный орган по применению договоров об избежании двойного налогообложения, согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство), без легализации или апостилирования.
(Консультация эксперта, ФНС РФ, 2009)Письмом от 25.08.2006 N 03-03-04/4/141 Минфин России сообщил, что, руководствуясь сложившейся международной налоговой практикой и как компетентный орган по применению договоров об избежании двойного налогообложения, согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство), без легализации или апостилирования.