Сетевая форма обучения
Подборка наиболее важных документов по запросу Сетевая форма обучения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сетевая форма реализации образовательных программ: основные понятия
(Чеха В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)<3> См., например: Мошкова Д.М., Лозовский Д.Л. К вопросу о правовом регулировании сетевых форм реализации образовательных программ // Юридический мир. 2014. N 1. С. 20 - 22; Малеина М.Н. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ // Lex russica. 2016. N 7. С. 177 - 183; Матвеев В.Ю. Правовая природа договора о сетевой форме реализации образовательных программ // Юрист. 2018. N 4. С. 18 - 24; Шевелева Н.А., Лаврикова М.Ю., Васильев И.А. Сетевая форма обучения: состояние правового регулирования и перспективы развития // Закон. 2016. N 5. С. 161 - 170.
(Чеха В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)<3> См., например: Мошкова Д.М., Лозовский Д.Л. К вопросу о правовом регулировании сетевых форм реализации образовательных программ // Юридический мир. 2014. N 1. С. 20 - 22; Малеина М.Н. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ // Lex russica. 2016. N 7. С. 177 - 183; Матвеев В.Ю. Правовая природа договора о сетевой форме реализации образовательных программ // Юрист. 2018. N 4. С. 18 - 24; Шевелева Н.А., Лаврикова М.Ю., Васильев И.А. Сетевая форма обучения: состояние правового регулирования и перспективы развития // Закон. 2016. N 5. С. 161 - 170.
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Так, положительный опыт реализации программ переподготовки имеется в РФЦСЭ при Минюсте России, где, как отмечает М.В. Торопова, готовят экспертов по сетевой форме обучения (на основании договоров, заключенных РФЦСЭ с судебно-экспертными учреждениями Минюста России), индивидуальному обучению (на основании индивидуального календарного учебного графика) с использованием дистанционных технологий <1>. Кроме того, в данном экспертном учреждении проводят курсы повышения квалификации негосударственных судебных экспертов, внесенных в государственный реестр экспертов-техников <2>.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Так, положительный опыт реализации программ переподготовки имеется в РФЦСЭ при Минюсте России, где, как отмечает М.В. Торопова, готовят экспертов по сетевой форме обучения (на основании договоров, заключенных РФЦСЭ с судебно-экспертными учреждениями Минюста России), индивидуальному обучению (на основании индивидуального календарного учебного графика) с использованием дистанционных технологий <1>. Кроме того, в данном экспертном учреждении проводят курсы повышения квалификации негосударственных судебных экспертов, внесенных в государственный реестр экспертов-техников <2>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
Приказ Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020
(ред. от 22.02.2023)
"Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ"
(вместе с "Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ")
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2020 N 59764)Зарегистрировано в Минюсте России 10 сентября 2020 г. N 59764
(ред. от 22.02.2023)
"Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ"
(вместе с "Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ")
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2020 N 59764)Зарегистрировано в Минюсте России 10 сентября 2020 г. N 59764
Статья: Проблемы правового регулирования практической подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Взаимодействие участников в механизме сетевой формы реализации образовательных программ предполагается посредством договорного регулирования, которое имеет как публично-правовую основу <20>, так и элементы частноправовых отношений, возникающих в рамках совместной деятельности <21>. Несмотря на закрепление в образовательном Законе модели договорного регулирования вопросов регламентации сетевой формы обучения, этих нормативных положений для обеспечения полноценного взаимодействия участников явно недостаточно. Минобрнауки России следует разработать и принять порядок организации образовательного процесса при использовании сетевых форм реализации образовательных программ. Это представляется весьма важным, в том числе для целей лицензирования, а также проверки соблюдения требований образовательного законодательства в части организации сетевой формы обучения.
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Взаимодействие участников в механизме сетевой формы реализации образовательных программ предполагается посредством договорного регулирования, которое имеет как публично-правовую основу <20>, так и элементы частноправовых отношений, возникающих в рамках совместной деятельности <21>. Несмотря на закрепление в образовательном Законе модели договорного регулирования вопросов регламентации сетевой формы обучения, этих нормативных положений для обеспечения полноценного взаимодействия участников явно недостаточно. Минобрнауки России следует разработать и принять порядок организации образовательного процесса при использовании сетевых форм реализации образовательных программ. Это представляется весьма важным, в том числе для целей лицензирования, а также проверки соблюдения требований образовательного законодательства в части организации сетевой формы обучения.
Ситуация: Каким образом организован образовательный процесс при получении общего образования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Образовательные программы могут быть реализованы образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 15 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Образовательные программы могут быть реализованы образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций (ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 15 Закона N 273-ФЗ).
Статья: Сетевые образовательные программы: эволюция формирования регуляторного подхода и вопросы практической реализации сетевой формы сотрудничества
(Ильина Н.А., Серова О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Было дано определение понятия "сетевая форма реализации образовательной программы" - организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществления образовательной деятельности, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.
(Ильина Н.А., Серова О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)Было дано определение понятия "сетевая форма реализации образовательной программы" - организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществления образовательной деятельности, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций.
Статья: Финансовые и правовые механизмы для привлекательности экспорта образования: необходимое условие современного этапа развития Российской Федерации
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2025, N 3)<27> EdTech-платформы - системы сетевой формы договорных правоотношений, организации процесса обучения и сертификации в формировании цифрового профиля кадров рынка труда. См. подробнее: Рожкова А.Ю., Данейкин Ю.В. Организационно-правовая природа EDTECH-платформ в подготовке и сертификации персонала // BENEFICIUM. 2021. N 2 (39).
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2025, N 3)<27> EdTech-платформы - системы сетевой формы договорных правоотношений, организации процесса обучения и сертификации в формировании цифрового профиля кадров рынка труда. См. подробнее: Рожкова А.Ю., Данейкин Ю.В. Организационно-правовая природа EDTECH-платформ в подготовке и сертификации персонала // BENEFICIUM. 2021. N 2 (39).
Ситуация: Как перевестись из одного вуза в другой?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Зачисление в вуз при реализации в сетевой форме основных и дополнительных образовательных программ осуществляется путем перевода в указанный вуз без отчисления из исходного вуза в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации. Общий порядок перевода обучающихся на сетевую форму реализации образовательных программ не распространяется (ч. 1 ст. 15 Закона N 273-ФЗ; п. 2 Порядка N 607; п. 9 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Зачисление в вуз при реализации в сетевой форме основных и дополнительных образовательных программ осуществляется путем перевода в указанный вуз без отчисления из исходного вуза в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанной организации. Общий порядок перевода обучающихся на сетевую форму реализации образовательных программ не распространяется (ч. 1 ст. 15 Закона N 273-ФЗ; п. 2 Порядка N 607; п. 9 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020).
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Проблема состоит и в том, что имеющаяся в настоящее время в большинстве стран мира модель непрерывного образования не учитывает следующие важнейшие моменты: 1) принцип "образование в течение всей жизни", провозглашенный в актах международного права, имеет более широкое содержание и не ограничен одним или несколькими уровнями образования; 2) признание потребности в получении образования в любом возрасте вступает в противоречие с увеличением количества формальных требований к реализации образовательных программ; 3) внедрение специальных программ и условий для лиц предпенсионного и пенсионного возраста не носит массового характера, отсутствует корреляция между рынком трудовых ресурсов и возможностями (потребностями) указанных категорий граждан (обусловлены состоянием здоровья, сложившимся образом жизни, местом проживания, окружением и т.д.); 4) недостаточное использование новых форм получения образования (цифровые технологии, сетевая форма обучения и т.д.).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Проблема состоит и в том, что имеющаяся в настоящее время в большинстве стран мира модель непрерывного образования не учитывает следующие важнейшие моменты: 1) принцип "образование в течение всей жизни", провозглашенный в актах международного права, имеет более широкое содержание и не ограничен одним или несколькими уровнями образования; 2) признание потребности в получении образования в любом возрасте вступает в противоречие с увеличением количества формальных требований к реализации образовательных программ; 3) внедрение специальных программ и условий для лиц предпенсионного и пенсионного возраста не носит массового характера, отсутствует корреляция между рынком трудовых ресурсов и возможностями (потребностями) указанных категорий граждан (обусловлены состоянием здоровья, сложившимся образом жизни, местом проживания, окружением и т.д.); 4) недостаточное использование новых форм получения образования (цифровые технологии, сетевая форма обучения и т.д.).
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Таким образом, видится, что практическая подготовка обучающихся выступает самостоятельной формой организации образовательной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы, однако может быть частью реализации образовательных программ посредством сетевой формы обучения.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Таким образом, видится, что практическая подготовка обучающихся выступает самостоятельной формой организации образовательной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы, однако может быть частью реализации образовательных программ посредством сетевой формы обучения.