Схема избирательных округов
Подборка наиболее важных документов по запросу Схема избирательных округов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.09.2024 N 88а-21999/2024 (УИД 78RS0023-01-2024-007957-56)
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: О признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты.
Решение: Удовлетворено в части.Аналогичная правовая норма закреплена и в пункте 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов, устанавливающем, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в этом многомандатном избирательном округе, но не менее 10 подписей.
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: О признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты.
Решение: Удовлетворено в части.Аналогичная правовая норма закреплена и в пункте 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга о выборах депутатов муниципальных советов, устанавливающем, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в этом многомандатном избирательном округе, но не менее 10 подписей.
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2024 N 88а-21847/2024 (УИД 78RS0015-01-2024-011003-72)
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования.
Решение: Отказано.Аналогичная правовая норма закреплена и в пункте 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", устанавливающем, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в этом многомандатном избирательном округе, но не менее 10 подписей.
Категория спора: Защита избирательных прав.
Требования: Об признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования.
Решение: Отказано.Аналогичная правовая норма закреплена и в пункте 1 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", устанавливающем, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих замещению по результатам выборов в этом многомандатном избирательном округе, но не менее 10 подписей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционное регулирование избирательной системы в контексте обеспечения стабильности избирательного законодательства
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввел в законодательство о выборах несколько десятков составов преступлений, наличие судимости за совершение которых препятствует гражданам в течение определенного срока реализовать пассивное избирательное право <8>. Интересен данный Закон еще и тем, что его первоначальная редакция на стадии внесения в Государственную Думу в качестве законопроекта и при его рассмотрении в первом чтении даже близко не предусматривала подобных ограничений, устанавливая лишь возможность внесения изменений в схему избирательных округов и несколько других незначительных изменений. Подобная ситуация ярко подпадает под выделяемую в науке "технологию выдвижных ящиков", проявлением которой являются поправки к законопроекту, коренным образом изменяющие его тематику и содержание и затем становящиеся объектом пристального внимания и критики со стороны общества. Подробному изучению данного вопроса посвящена работа С.С. Заикина <9>.
(Дресвянин Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 3)Федеральный закон от 23 мая 2020 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввел в законодательство о выборах несколько десятков составов преступлений, наличие судимости за совершение которых препятствует гражданам в течение определенного срока реализовать пассивное избирательное право <8>. Интересен данный Закон еще и тем, что его первоначальная редакция на стадии внесения в Государственную Думу в качестве законопроекта и при его рассмотрении в первом чтении даже близко не предусматривала подобных ограничений, устанавливая лишь возможность внесения изменений в схему избирательных округов и несколько других незначительных изменений. Подобная ситуация ярко подпадает под выделяемую в науке "технологию выдвижных ящиков", проявлением которой являются поправки к законопроекту, коренным образом изменяющие его тематику и содержание и затем становящиеся объектом пристального внимания и критики со стороны общества. Подробному изучению данного вопроса посвящена работа С.С. Заикина <9>.
Статья: Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Думается, в значительной мере образная оценка всего правового поля страны В.Д. Зорькиным может быть распространена на произошедшие в 2020 г. изменения избирательного права. Они затрагивают круг лиц, обладающих пассивным избирательным правом, вопросы формирования списков избирателей, схем избирательных округов, подписных листов и порядка сбора подписей в поддержку выдвинутых кандидатов, списков кандидатов, видов, сроков и мест голосования, наблюдения за голосованием, публикации информации о движении средств избирательных фондов, сроков административного судопроизводства, компетенции избирательных комиссий, статуса членов комиссий. Продолжены освещенные специальными федеральными законами эксперименты по голосованию на цифровых избирательных участках и дистанционному электронному голосованию. Таким образом, под влиянием подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу о внесении изменений в Конституцию РФ, которое было выведено за пределы полей действия и законодательства о выборах, и законодательства о референдумах, избирательное право России в 2020 г. претерпело существенные изменения. Фактически под флагом изменений действующего избирательного законодательства осуществлена его масштабная реформа, меняется практика выборов, что требует теоретического осмысления. К сожалению, не впервые законодатель и практика предлагают решения, которые далеко не всегда имеют теоретическое обоснование.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Думается, в значительной мере образная оценка всего правового поля страны В.Д. Зорькиным может быть распространена на произошедшие в 2020 г. изменения избирательного права. Они затрагивают круг лиц, обладающих пассивным избирательным правом, вопросы формирования списков избирателей, схем избирательных округов, подписных листов и порядка сбора подписей в поддержку выдвинутых кандидатов, списков кандидатов, видов, сроков и мест голосования, наблюдения за голосованием, публикации информации о движении средств избирательных фондов, сроков административного судопроизводства, компетенции избирательных комиссий, статуса членов комиссий. Продолжены освещенные специальными федеральными законами эксперименты по голосованию на цифровых избирательных участках и дистанционному электронному голосованию. Таким образом, под влиянием подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу о внесении изменений в Конституцию РФ, которое было выведено за пределы полей действия и законодательства о выборах, и законодательства о референдумах, избирательное право России в 2020 г. претерпело существенные изменения. Фактически под флагом изменений действующего избирательного законодательства осуществлена его масштабная реформа, меняется практика выборов, что требует теоретического осмысления. К сожалению, не впервые законодатель и практика предлагают решения, которые далеко не всегда имеют теоретическое обоснование.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"2. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный орган, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.
(ред. от 08.08.2024)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"2. Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный орган субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный орган, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1. Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов. Образование одномандатных избирательных округов осуществляется на основании сведений о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Границы одномандатных избирательных округов определяются исходя из численности избирателей, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации, по состоянию на ближайшую ко дню принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о представлении на рассмотрение Государственной Думы схемы одномандатных избирательных округов дату (на 1 января или на 1 июля).
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"1. Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов. Образование одномандатных избирательных округов осуществляется на основании сведений о численности избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Границы одномандатных избирательных округов определяются исходя из численности избирателей, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации, по состоянию на ближайшую ко дню принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о представлении на рассмотрение Государственной Думы схемы одномандатных избирательных округов дату (на 1 января или на 1 июля).