Схема размещения нестационарных торговых объектов первоуральск
Подборка наиболее важных документов по запросу Схема размещения нестационарных торговых объектов первоуральск (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Нормативные акты
Решение Свердловского УФАС России от 14.03.2017 по делу N 13/2016
Нарушение: ст. 15 Федерального закона.
Решение: Предписание не выдавать.Дело возбуждено Приказом от 19.10.2016 N 382 и Определением от 20.10.2016 назначено к рассмотрению на 30.11.2016, с объявлением перерыва до 07.12.2016, Определениями от 07.12.2016 и от 31.01.2017 рассмотрение дело отложилось на 31.01.2017 и на 14.03.2017, когда и была оглашена резолютивная часть. Основанием для возбуждения дела в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 и ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции послужило заявление ОАО "Е (вх. N 01-10913 от 12.07.2016) о нарушении Администрацией ГО Первоуральск антимонопольного законодательства и последующее невыполнение предупреждения N 30 от 19.08.2016 (исх. N 10549). Комиссией, в порядке ст. 48.1 Закона о защите конкуренции 31.01.2017 было принято заключение об обстоятельствах дела. Согласно ст. 15 Федерального закона N 381-ФЗ органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 381-ФЗ: торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (п. 4); нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (п. 6); Согласно п. 5 ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 381-ФЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект). Частью 1 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития 3 территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Пунктом 6 ч. 1 ст. 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Часть 1 ст. 39.36 ЗК РФ определяет, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом N 381-ФЗ. Согласно ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3); утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (ч. 6). В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 381-ФЗ мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в том числе разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Частью 3 ст. 19 Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, региональных и муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов. Утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов (ч. 4 ст. 19 Федерального закона N 381-ФЗ). Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 36 Градостроительный кодекс РФ, далее - ГрК РФ). Согласно ч. 3 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в том числе в границах территорий общего пользования (п. 2 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ). 4 В соответствии с ч. 7, ч. 8 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. В случае, если использование указанных в ч. 8 ст. 36 земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (ч. 10 ст. 36 ГрК РФ). Согласно ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. В соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ). Согласно ч. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. В соответствии с ч. 5 ст. 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не 5 распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Согласно ч. 6 ст. 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса. Определением Конституционного суда от 29.01.2015 N 225-О установлено, что одним из вопросов местного значения городского округа является создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Как установлено Федеральным законом N 381-ФЗ, органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли в числе прочего принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 3 части 3 статьи 17); размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10). Оспариваемое положение части 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся. 6 Постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2010 N 1826-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований в Свердловской области (далее - Порядок разработки и утверждения схем). Согласно п. 13 Порядка разработки и утверждения схем схема размещения основывается на: 1) результатах инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения; 2) анализе и характеристике текущего состояния развития инфраструктуры розничной торговли; 3) оценке достижения минимального уровня обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения территориальной доступности торговых объектов для населения, обеспечения населения торговыми услугами в местах отдыха и проведения досуга; 4) соблюдении требования о размещении не менее чем шестидесяти процентов от общего количества нестационарных торговых объектов для использования субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность. Согласно п. 33 названного Порядка разработки и утверждения схем, схема размещения разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными и пожарными нормами и правилами, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования в Свердловской области. В соответствии с абз. 2 п. 24 Порядка разработки и утверждения схем допускается снос (демонтаж, ликвидация) нестационарных торговых объектов в связи с окончанием срока размещения объекта либо по заявлению хозяйствующего субъекта. Согласно п. 36 Порядка разработки и утверждения схем предложения о внесении изменений и дополнений в проект схемы размещения, поступившие от лиц, указанных в п. п. 27, 30 настоящего Порядка, в течение 10 дней рассматриваются на предмет соответствия целям включения нестационарных торговых объектов в схему размещения уполномоченным органом местного самоуправления, который по результатам рассмотрения принимает одно из следующих решений: - внести изменения и (или) дополнения в проект схемы размещения - в случае если представленные предложения соответствуют целям включения нестационарных торговых объектов в схему размещения; - отказать в принятии предложений, если предложения не соответствуют целям включения нестационарных торговых объектов в схему размещения. О принятом решении заявителю сообщается в письменной форме. В рамках своей компетенции Администрацией городского округа Первоуральск приняты следующие муниципальные правовые акты: Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 29.11.2011 N 3097 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2012 год". Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 30.11.2012 N 3688 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2013 год". Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 02.12.2013 N 3921 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2014 год". 7 Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 29.12.2014 N 3408 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2015-2016 годы". Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2576 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2017-2018 годы". В схеме размещения нестационарных торговых объектов на 2012 год под регистрационным номером "6" в реестре значится земельный участок с кадастровым номером 66:58:01 13 011:0062, по адресу: <...> в районе дома N 32, площадью 14 кв. м; под регистрационным номером "13" в реестре значится земельный участок с кадастровым номером 66:58:01 15 001:0068, по адресу: <...> в районе дома N 3, площадью 33 кв. м. Таким образом, Администрация городского округа Первоуральск уклонялась от включения мест размещения нестационарных торговых объектов, принадлежащих ОАО "Е", в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск, начиная с 2013 года, допуская пересмотр данных мест лишь самим по себе фактом утверждения схемы. Постановлением Администрации ГО Первоуральск от 01.12.2016 N 2576 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2017-2018 годы" нестационарные торговые объекты, принадлежащие ОАО "Е", также не предусмотрены в Схеме. Исходя из вышеизложенного, в ходе подготовки схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2017-2018 годы при проведении инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения Администрация ГО Первоуральск в нарушение ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ, п. 13 Порядка разработки и утверждения схем проигнорировала ранее введенные в эксплуатацию объекты ОАО "Е" по адресам: <...> в районе дома N 32, площадью 14 кв. м; <...> в районе дома N 3, площадью 33 кв. м. Вместе с тем, Комиссией установлено, что Постановлением Администрации ГО Первоуральск от 13.03.2017 N 459 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2017-2018 годы, утвержденную Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2576" в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ГО Первоуральск на 2017-2018 годы, утвержденную вышеуказанным Постановлением, внесены изменения о включении в нее мест, а именно: - земельный участок с кадастровым номером 66:58:0113011:0062 по адресу: <...> в районе дома N 32, площадью 14 кв. м; - земельный участок с кадастровым номером 66:58:0115001:0068 по адресу: <...> в районе дома N 3, площадью 33 кв. м. Исходя из вышеизложенного, Комиссия признает факт нарушения ст. 15 Федерального закона N 381-ФЗ в действиях Администрации ГО Первоуральск. Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, 8
Нарушение: ст. 15 Федерального закона.
Решение: Предписание не выдавать.Дело возбуждено Приказом от 19.10.2016 N 382 и Определением от 20.10.2016 назначено к рассмотрению на 30.11.2016, с объявлением перерыва до 07.12.2016, Определениями от 07.12.2016 и от 31.01.2017 рассмотрение дело отложилось на 31.01.2017 и на 14.03.2017, когда и была оглашена резолютивная часть. Основанием для возбуждения дела в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 и ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции послужило заявление ОАО "Е (вх. N 01-10913 от 12.07.2016) о нарушении Администрацией ГО Первоуральск антимонопольного законодательства и последующее невыполнение предупреждения N 30 от 19.08.2016 (исх. N 10549). Комиссией, в порядке ст. 48.1 Закона о защите конкуренции 31.01.2017 было принято заключение об обстоятельствах дела. Согласно ст. 15 Федерального закона N 381-ФЗ органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 381-ФЗ: торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (п. 4); нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (п. 6); Согласно п. 5 ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 381-ФЗ хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект). Частью 1 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития 3 территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Пунктом 6 ч. 1 ст. 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Часть 1 ст. 39.36 ЗК РФ определяет, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом N 381-ФЗ. Согласно ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3); утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (ч. 6). В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 381-ФЗ мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в том числе разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Частью 3 ст. 19 Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, региональных и муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов. Утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов (ч. 4 ст. 19 Федерального закона N 381-ФЗ). Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 36 Градостроительный кодекс РФ, далее - ГрК РФ). Согласно ч. 3 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в том числе в границах территорий общего пользования (п. 2 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ). 4 В соответствии с ч. 7, ч. 8 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. В случае, если использование указанных в ч. 8 ст. 36 земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов (ч. 10 ст. 36 ГрК РФ). Согласно ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. В соответствии с ч. 2 и ч. 2.1 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ). Согласно ч. 4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. В соответствии с ч. 5 ст. 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не 5 распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Согласно ч. 6 ст. 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса. Определением Конституционного суда от 29.01.2015 N 225-О установлено, что одним из вопросов местного значения городского округа является создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Как установлено Федеральным законом N 381-ФЗ, органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли в числе прочего принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 3 части 3 статьи 17); размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10). Оспариваемое положение части 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся. 6 Постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2010 N 1826-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований в Свердловской области (далее - Порядок разработки и утверждения схем). Согласно п. 13 Порядка разработки и утверждения схем схема размещения основывается на: 1) результатах инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения; 2) анализе и характеристике текущего состояния развития инфраструктуры розничной торговли; 3) оценке достижения минимального уровня обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения территориальной доступности торговых объектов для населения, обеспечения населения торговыми услугами в местах отдыха и проведения досуга; 4) соблюдении требования о размещении не менее чем шестидесяти процентов от общего количества нестационарных торговых объектов для использования субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность. Согласно п. 33 названного Порядка разработки и утверждения схем, схема размещения разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными и пожарными нормами и правилами, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования в Свердловской области. В соответствии с абз. 2 п. 24 Порядка разработки и утверждения схем допускается снос (демонтаж, ликвидация) нестационарных торговых объектов в связи с окончанием срока размещения объекта либо по заявлению хозяйствующего субъекта. Согласно п. 36 Порядка разработки и утверждения схем предложения о внесении изменений и дополнений в проект схемы размещения, поступившие от лиц, указанных в п. п. 27, 30 настоящего Порядка, в течение 10 дней рассматриваются на предмет соответствия целям включения нестационарных торговых объектов в схему размещения уполномоченным органом местного самоуправления, который по результатам рассмотрения принимает одно из следующих решений: - внести изменения и (или) дополнения в проект схемы размещения - в случае если представленные предложения соответствуют целям включения нестационарных торговых объектов в схему размещения; - отказать в принятии предложений, если предложения не соответствуют целям включения нестационарных торговых объектов в схему размещения. О принятом решении заявителю сообщается в письменной форме. В рамках своей компетенции Администрацией городского округа Первоуральск приняты следующие муниципальные правовые акты: Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 29.11.2011 N 3097 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2012 год". Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 30.11.2012 N 3688 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2013 год". Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 02.12.2013 N 3921 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2014 год". 7 Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 29.12.2014 N 3408 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2015-2016 годы". Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2576 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2017-2018 годы". В схеме размещения нестационарных торговых объектов на 2012 год под регистрационным номером "6" в реестре значится земельный участок с кадастровым номером 66:58:01 13 011:0062, по адресу: <...> в районе дома N 32, площадью 14 кв. м; под регистрационным номером "13" в реестре значится земельный участок с кадастровым номером 66:58:01 15 001:0068, по адресу: <...> в районе дома N 3, площадью 33 кв. м. Таким образом, Администрация городского округа Первоуральск уклонялась от включения мест размещения нестационарных торговых объектов, принадлежащих ОАО "Е", в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск, начиная с 2013 года, допуская пересмотр данных мест лишь самим по себе фактом утверждения схемы. Постановлением Администрации ГО Первоуральск от 01.12.2016 N 2576 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2017-2018 годы" нестационарные торговые объекты, принадлежащие ОАО "Е", также не предусмотрены в Схеме. Исходя из вышеизложенного, в ходе подготовки схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2017-2018 годы при проведении инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения Администрация ГО Первоуральск в нарушение ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ, п. 13 Порядка разработки и утверждения схем проигнорировала ранее введенные в эксплуатацию объекты ОАО "Е" по адресам: <...> в районе дома N 32, площадью 14 кв. м; <...> в районе дома N 3, площадью 33 кв. м. Вместе с тем, Комиссией установлено, что Постановлением Администрации ГО Первоуральск от 13.03.2017 N 459 "О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2017-2018 годы, утвержденную Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2576" в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории ГО Первоуральск на 2017-2018 годы, утвержденную вышеуказанным Постановлением, внесены изменения о включении в нее мест, а именно: - земельный участок с кадастровым номером 66:58:0113011:0062 по адресу: <...> в районе дома N 32, площадью 14 кв. м; - земельный участок с кадастровым номером 66:58:0115001:0068 по адресу: <...> в районе дома N 3, площадью 33 кв. м. Исходя из вышеизложенного, Комиссия признает факт нарушения ст. 15 Федерального закона N 381-ФЗ в действиях Администрации ГО Первоуральск. Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, 8
Определение Свердловского УФАС России от 31.01.2017 по делу N 13/201631
<Об отложении рассмотрения дела и назначении даты и времени его нового рассмотрения>нарушение администрацией ГО Первоуральск ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 381-ФЗ), выразившегося в осуществлении действия (бездействие) по утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов, которые в нарушение ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ привели к пересмотру мест размещения нестационарных торговых объектов ОАО "Е", расположенных в г. Первоуральск по адресам: ул. Вайнера, в районе дома N 3; ул. Ватутина, в районе дома N 32, путем их не включения: в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск в 2013 году (утв. Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 30.11.2012 N 3688); в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2014 год (утв. Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 02.12.2013 N 3921); в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2015-2016 годы (утв. Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 29.12.2014 N 3408); в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2017-2018 годы (утв. Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2576), 2 УСТАНОВИЛА: Дело N 13/2016 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено Приказом от 19.10.2016 N 382. Определением от 20.10.2016 назначено к рассмотрению на 30.11.2016, в заседании объявлен перерыв до 07.12.2016, Определением от 07.12.2016 рассмотрение назначено на 31.01.2017. Основанием для возбуждения дела в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 и ч. 8 ст. 39 Закона о защите конкуренции послужило заявление ОАО "Е (вх. N 01-10913 от 12.07.2016) о нарушении администрацией ГО Первоуральск, по мнению заявителя, антимонопольного законодательства и последующее невыполнение предупреждения N 30 от 19.08.2016. В соответствии с ч. 1 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела. Согласно ч. 3 ст. 48.1 и п. 3 ч. 1.1. ст. 47 Закона о защите конкуренции в случае принятия заключения об обстоятельствах дела комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства. В соответствии с ч. 3 ст. 48.1, п. 3 ч. 1.1. ст. 47 и ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия,
<Об отложении рассмотрения дела и назначении даты и времени его нового рассмотрения>нарушение администрацией ГО Первоуральск ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 381-ФЗ), выразившегося в осуществлении действия (бездействие) по утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов, которые в нарушение ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ привели к пересмотру мест размещения нестационарных торговых объектов ОАО "Е", расположенных в г. Первоуральск по адресам: ул. Вайнера, в районе дома N 3; ул. Ватутина, в районе дома N 32, путем их не включения: в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск в 2013 году (утв. Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 30.11.2012 N 3688); в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2014 год (утв. Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 02.12.2013 N 3921); в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2015-2016 годы (утв. Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 29.12.2014 N 3408); в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Первоуральск на 2017-2018 годы (утв. Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2576), 2 УСТАНОВИЛА: Дело N 13/2016 о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено Приказом от 19.10.2016 N 382. Определением от 20.10.2016 назначено к рассмотрению на 30.11.2016, в заседании объявлен перерыв до 07.12.2016, Определением от 07.12.2016 рассмотрение назначено на 31.01.2017. Основанием для возбуждения дела в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 и ч. 8 ст. 39 Закона о защите конкуренции послужило заявление ОАО "Е (вх. N 01-10913 от 12.07.2016) о нарушении администрацией ГО Первоуральск, по мнению заявителя, антимонопольного законодательства и последующее невыполнение предупреждения N 30 от 19.08.2016. В соответствии с ч. 1 ст. 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела. Согласно ч. 3 ст. 48.1 и п. 3 ч. 1.1. ст. 47 Закона о защите конкуренции в случае принятия заключения об обстоятельствах дела комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства. В соответствии с ч. 3 ст. 48.1, п. 3 ч. 1.1. ст. 47 и ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия,