Шенгенский кодекс

Подборка наиболее важных документов по запросу Шенгенский кодекс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы афганских беженцев в контексте общей проблемы международно-правового регулирования
(Пайтян Р.Х.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 1)
Несмотря на существующую международную защиту прав беженцев, основную ответственность за судьбы этих людей в первую очередь несет страна, в которой лицо ищет убежище. Страны Европейского союза, осознавая бремя такой ответственности, воспользовались своим внутренним законодательством в обход взятых на себя обязательств в рамках Конвенции о статусе беженцев. Согласно своему внутреннему праву, в частности, Шенгенскому кодексу о границах, государства обладают правом восстановления контроля границ в случае серьезной угрозы безопасности и стабильности своей страны <8>. Статья 33 Конвенции о статусе беженцев 1951 г. <9> также предоставляет право высылки и возвращения беженцев в случае наличия угрозы безопасности страны, но в качестве исключительной меры. В рамках Европейского союза представляется целесообразным установить конкретные механизмы и условия возвращения беженцев, для того чтобы гарантировать исключительность данных действий.

Нормативные акты

<Письмо> ФНП от 27.02.2010 N 329/06-01ТВ
"О согласии законных представителей на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации"
Вместе с тем, если речь идет о выезде несовершеннолетнего гражданина в европейские страны, образующие так называемую Шенгенскую зону, положения российского законодательства, по мнению Федеральной нотариальной палаты, реализуются на практике с учетом и во взаимосвязи с действующими в рамках Европейского Союза актами. Въезд в государства Шенгенской зоны граждан других, не входящих в нее стран, в том числе и граждан России, осуществляется по единой визе для всех государств Шенгенской зоны, внутренние границы государств Шенгенской зоны могут пересекаться гражданами третьих стран в любом месте без пограничных проверок (статьи 10, 19 Конвенции о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 года между Правительствами государств экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах, заключенной в Шенгене 19 июня 1990 г., статья 20 Регламента Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 15 марта 2006 г. N 562/2006 "Устанавливающий Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ" (Шенгенский кодекс о границах)). Страны, входящие в Шенгенскую зону, продолжая оставаться независимыми государствами, фактически образуют единое пространство для беспрепятственного перемещения граждан других государств. Принимая во внимание объективно существующие реалии перемещения по территориям стран Шенгенской зоны, представляется, что обозначение в согласии государства выезда несовершеннолетнего путем указания одной из этих стран (например, страны, выдавшей соответствующую визу) со ссылкой на возможность посетить и другие страны Шенгенской зоны не противоречит требованиям, предъявляемым к содержанию согласия российским законодательством (например, "в Федеративную Республику Германию и другие страны Шенгенской зоны").