Шлиховое золото

Подборка наиболее важных документов по запросу Шлиховое золото (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 337 "Добытое полезное ископаемое" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган полагает, что для определения доли содержания химически чистого золота в добытом полезном ископаемом, находящегося в золотоприемной кассе (ЗПК), необходимо определить соотношение количества химически чистого золота, содержащегося в добытом полезном ископаемом, находящегося в ЗПК, к количеству добытого полезного ископаемого, также находящемуся в ЗПК. По мнению налогового органа, при определении доли химически чистого драгоценного металла в добытом полезном ископаемом у общества отсутствует показатель количества химически чистого металла (ХЧМ) в добытом полезном ископаемом. Суд установил, что в соответствии с технологическим процессом общества добытое минеральное сырье (золотосодержащий песок) для обогащения передается на шлихообогатительную фабрику (ШОФ) предприятия, который завершается конечной стадией обогащения минерального сырья в шлиховое золото (концентрат). На основании технической документации, предоставленной обществом, суд пришел к выводу, что видом добытого полезного ископаемого (ДПИ) является золотосодержащий концентрат - шлиховое золото. Следовательно, последующий сплав шлихового золота в слиток шлихового золота ДПИ не является. Налогоплательщик предоставил золотую книгу предприятия, книгу загрузки слитков, а также ведомости - данные по отправке драгоценного металла с ШОФ. На основании предоставленных документов суд установил, что обществом ведется необходимый учет и возможно установить долю ХЧМ исходя именно из количества шлихового золота как добытого полезного ископаемого.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 339 "Порядок определения количества добытого полезного ископаемого" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
При исчислении НДПИ налогоплательщик определил как объект налогообложения товарные руды цветных металлов (сурьма) и гравиконцентрат А (золотая головка - шлиховое золото). Налоговый орган установил, что технологический цикл общества по добыче полезного ископаемого заканчивается получением гравитационного концентрата Б и флотоконцентрата марки КСУФ-1и. Налоговый орган произвел расчет НДПИ, исходя из добычи 4 видов полезных ископаемых. При этом налоговый орган учел, что в составе проектной документации утверждены нормативы эксплуатационных потерь только при добыче руды, но не при переработке золотосурьмяной руды, поэтому потери учел как сверхнормативные. Суд, хотя и согласился с необходимостью расчета НДПИ по 4 видам полезных ископаемых, признал решение инспекции недействительным из-за некорректного расчета налога. Инспекция рассчитала НДПИ не из веса добытой за период руды, а из веса переработанной руды, добытой в том числе в предыдущих периодах или приобретенной у другой организации. В части нормативов технологических потерь суд установил, что протоколами заседаний ЦКР-ТПИ Роснедр предусмотрены в числе прочего нормативы (величина) сквозного извлечения сурьмы и золота. Суд признал это достаточным доказательством наличия утвержденных нормативов технологических потерь.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Применение вычета НДС ставится в зависимость от фактического ведения облагаемой НДС деятельности
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)
Совокупность положений налогового законодательства и законодательства в сфере драгоценных металлов позволяет сделать вывод, что особенности их добычи и драгоценность качественных характеристик обязывают к особому порядку учета таких металлов - и на стадии добычи, и на стадии их реализации, и при налогообложении. Руда, добытая из коренных месторождений, и продукты ее переработки - это минеральное сырье. При этом продуктом переработки минерального сырья являются в том числе концентраты, шлиховое золото и серебро. Пунктом 12 Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419) предусмотрено обязательное условие установления цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы при продаже минерального сырья, содержащего драгоценные металлы. Общество ошибочно полагает, что принятое им решение о реализации золота и серебра в виде золотосодержащей руды (без фактического извлечения драгоценных металлов) изменяет вид добытого полезного ископаемого для целей налогообложения. Условия финансово-хозяйственных договоров не изменяют объект налогообложения при добыче драгоценных металлов и не влияют на порядок исчисления налога. Регулирование в сфере оборота драгоценных металлов направлено на нивелирование недобросовестных действий налогоплательщиков, а также на защиту интересов государства, чтобы препятствовать созданию механизма безосновательного "перемещения" минерального сырья между контрагентами, с целью минимизации налогового бремени. В нарушение требований закона заявителем в декларациях по НДПИ неверно определена стоимость добытых золота и серебра при определении стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ, не применены положения п. 5 ст. 340 НК РФ.
Статья: Особенности предоставления права пользования участком недр, в границах которого образованы отходы недропользования, для добычи полезных ископаемых
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)
Помимо вышеизложенного, с юридической точки зрения интересным представляется соотношение анализируемых норм Закона "О недрах", предусматривающих возможность получения разрешения на добычу ПИ из отходов недропользования, и положений письма Федерального агентства по недропользованию (далее - Роснедра) <13>, предусматривающих упрощенный порядок добычи россыпного золота на участках в рамках опытно-промышленной разработки техногенных месторождений. Действие данного письма неоднократно продлевалось уполномоченным органом исполнительной власти <14>. Решение о продлении принято и в 2023 году, несмотря на комментарии со стороны руководства Роснедр о том, что опытно-промышленная разработка не позволяет с удовлетворительной достоверностью оценить не только запасы в недрах, но и информацию о количестве добытого (шлихового, кассового) золота <15>.

Нормативные акты

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
лигатурное золото (сплав золота с химическими элементами, шлиховое или самородное золото), соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика;
"Соглашение об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза"
(Заключено в г. Москве 22.11.2019)
(вместе с "Порядком отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных и других изделий", "Порядком совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа", "Основными требованиями к государственному контролю (надзору) в сфере производства и обращения ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней")
"минеральное сырье" - добытые из недр и содержащие драгоценные металлы руды коренных месторождений, пески россыпных месторождений, руды и пески техногенных месторождений, концентраты, шлиховые золото и платина, сплав Доре, катодный металл и цинковые осадки, а также полиметаллические (комплексные) руды, содержащие драгоценные металлы, извлекаемые промышленным способом;