Штраф за безучетное потребление электроэнергии
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за безучетное потребление электроэнергии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 09.06.2022 N 88-13882/2022 по делу N 2-530/2021
Категория спора: Поставка электроэнергии.
Требования абонента: 1) Об обязании произвести перерасчет стоимости поставленной электроэнергии; 2) О возложении обязанности совершить действия по приведению электросчетчика в соответствие с требованиями нормативной документации.
Обстоятельства: По мнению истца, прибор учета установлен с нарушением руководства к эксплуатации прибора учета электроэнергии, а также положений правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При этом суд первой инстанции исходил из того, что нарушение прав истца, как потребителя коммунальной услуги в виде электроснабжения, ответчиками при установлении прибора учета "Меркурий 206N" с заводским номером 25520218 не допущено, процедура установки энергомера отвечает требованиям Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Основные положения N), основания для его признания не расчетным отсутствуют, материалами дела подтвержден факт безучетного потребления электроэнергии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а сумма задолженности по оплате электроэнергии, рассчитанная акционерным обществом "АтомЭнергоСбыт" истцу, соответствует установленным по делу обстоятельствам, а именно отсутствием платежей за полученную коммунальную услугу в спорный период и наличием начисленных штрафных санкций за неучтенное потребление электроэнергии.
Категория спора: Поставка электроэнергии.
Требования абонента: 1) Об обязании произвести перерасчет стоимости поставленной электроэнергии; 2) О возложении обязанности совершить действия по приведению электросчетчика в соответствие с требованиями нормативной документации.
Обстоятельства: По мнению истца, прибор учета установлен с нарушением руководства к эксплуатации прибора учета электроэнергии, а также положений правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При этом суд первой инстанции исходил из того, что нарушение прав истца, как потребителя коммунальной услуги в виде электроснабжения, ответчиками при установлении прибора учета "Меркурий 206N" с заводским номером 25520218 не допущено, процедура установки энергомера отвечает требованиям Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Основные положения N), основания для его признания не расчетным отсутствуют, материалами дела подтвержден факт безучетного потребления электроэнергии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а сумма задолженности по оплате электроэнергии, рассчитанная акционерным обществом "АтомЭнергоСбыт" истцу, соответствует установленным по делу обстоятельствам, а именно отсутствием платежей за полученную коммунальную услугу в спорный период и наличием начисленных штрафных санкций за неучтенное потребление электроэнергии.
Апелляционное определение Тверского областного суда от 17.02.2022 N 33-472/2022 по делу N 2-530/2021
Категория спора: Поставка электроэнергии.
Требования абонента: 1) Об обязании произвести перерасчет стоимости поставленной электроэнергии; 2) О возложении обязанности совершить действия по приведению электросчетчика в соответствие с требованиями нормативной документации.
Обстоятельства: По мнению истца, прибор учета установлен с нарушением руководства к эксплуатации прибора учета электроэнергии, а также положений правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При этом суд первой инстанции исходил из того, что нарушение прав истца, как потребителя коммунальной услуги в виде электроснабжения, ответчиками при установлении прибора учета "Меркурий 206N" с заводским номером 25520218 не допущено, процедура установки энергомера отвечает требованиям Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 (далее - Основные положения N 442), основания для его признания не расчетным отсутствуют, материалами дела подтвержден факт безучетного потребления электроэнергии по состоянию на 02 февраля 2021 года, а сумма задолженности по оплате электроэнергии, рассчитанная акционерным обществом "АтомЭнергоСбыт" истцу, соответствует установленным по делу обстоятельствам, а именно отсутствием платежей за полученную коммунальную услугу в спорный период и наличием начисленных штрафных санкций за неучтенное потребление электроэнергии.
Категория спора: Поставка электроэнергии.
Требования абонента: 1) Об обязании произвести перерасчет стоимости поставленной электроэнергии; 2) О возложении обязанности совершить действия по приведению электросчетчика в соответствие с требованиями нормативной документации.
Обстоятельства: По мнению истца, прибор учета установлен с нарушением руководства к эксплуатации прибора учета электроэнергии, а также положений правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При этом суд первой инстанции исходил из того, что нарушение прав истца, как потребителя коммунальной услуги в виде электроснабжения, ответчиками при установлении прибора учета "Меркурий 206N" с заводским номером 25520218 не допущено, процедура установки энергомера отвечает требованиям Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 (далее - Основные положения N 442), основания для его признания не расчетным отсутствуют, материалами дела подтвержден факт безучетного потребления электроэнергии по состоянию на 02 февраля 2021 года, а сумма задолженности по оплате электроэнергии, рассчитанная акционерным обществом "АтомЭнергоСбыт" истцу, соответствует установленным по делу обстоятельствам, а именно отсутствием платежей за полученную коммунальную услугу в спорный период и наличием начисленных штрафных санкций за неучтенное потребление электроэнергии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нарушения административных правил - обзор за 2019 год
(Сиражетдинова О.)
("Жилищное право", 2020, N 6; "Административное право", 2020, N 3)По делу об оспаривании постановления административного органа Верховный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой невыполнение обязанности по доведению до потребителей информации о порядке, условиях и обязательности замены установленных в жилых помещениях счетчиков влечет применение административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (Определение от 02.08.2019 N 310-ЭС19-7900 по делу N А84-3550/2018). Общество не проинформировало граждан о необходимости подачи заявки о замене счетчика в энергосбытовую организацию и опломбирования нового счетчика пломбой энергосбытовой организации, что привело к начислению платы за безучетное потребление электроэнергии. Постановлением территориального органа Роспотребнадзора общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Судебная коллегия, отменяя постановление суда апелляционной инстанции и оставляя в силе решение суда первой инстанции о признании постановления административного органа законным и снижении штрафа, применила положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета. Для выполнения таких действий потребитель должен привлекать энергоснабжающую организацию или иную организацию, отвечающую требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Суды установили, что указанные граждане-потребители, приобретавшие приборы учета у общества, самостоятельно не обращались в общество с целью их приобретения, то есть изначально не имели намерения приобрести и установить новые приборы учета электрической энергии в своих квартирах. Представители общества реализовали приборы учета по месту жительства граждан, убедив их в необходимости замены электрических счетчиков. В данных условиях необходимая и достоверная информация о реализуемом товаре (работе, услуге) определенно должна включать сведения о том, установлена ли законодательством обязанность по замене счетчиков (а если установлена, то каким именно нормативным актом и при каких условиях); и, соответственно, могут ли граждане в настоящее время продолжать использовать имеющиеся у них в жилых помещениях счетчики без замены.
(Сиражетдинова О.)
("Жилищное право", 2020, N 6; "Административное право", 2020, N 3)По делу об оспаривании постановления административного органа Верховный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой невыполнение обязанности по доведению до потребителей информации о порядке, условиях и обязательности замены установленных в жилых помещениях счетчиков влечет применение административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (Определение от 02.08.2019 N 310-ЭС19-7900 по делу N А84-3550/2018). Общество не проинформировало граждан о необходимости подачи заявки о замене счетчика в энергосбытовую организацию и опломбирования нового счетчика пломбой энергосбытовой организации, что привело к начислению платы за безучетное потребление электроэнергии. Постановлением территориального органа Роспотребнадзора общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Судебная коллегия, отменяя постановление суда апелляционной инстанции и оставляя в силе решение суда первой инстанции о признании постановления административного органа законным и снижении штрафа, применила положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета. Для выполнения таких действий потребитель должен привлекать энергоснабжающую организацию или иную организацию, отвечающую требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Суды установили, что указанные граждане-потребители, приобретавшие приборы учета у общества, самостоятельно не обращались в общество с целью их приобретения, то есть изначально не имели намерения приобрести и установить новые приборы учета электрической энергии в своих квартирах. Представители общества реализовали приборы учета по месту жительства граждан, убедив их в необходимости замены электрических счетчиков. В данных условиях необходимая и достоверная информация о реализуемом товаре (работе, услуге) определенно должна включать сведения о том, установлена ли законодательством обязанность по замене счетчиков (а если установлена, то каким именно нормативным актом и при каких условиях); и, соответственно, могут ли граждане в настоящее время продолжать использовать имеющиеся у них в жилых помещениях счетчики без замены.
Статья: Хищение электроэнергии
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В том случае, если гражданин или организация потребляет электроэнергию без наличия соответствующего права, их действия могут быть квалифицированы как административное правонарушение или преступление.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В том случае, если гражданин или организация потребляет электроэнергию без наличия соответствующего права, их действия могут быть квалифицированы как административное правонарушение или преступление.
Нормативные акты
Приказ Госстроя РФ от 03.04.2000 N 68
"Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий"Заключение договоров с потребителями электроэнергии, контроль за выполнением договорных обязательств, приемка расчетных узлов учета электроэнергии, оформление (переоформление) расчетных документов, учет отпущенной электроэнергии и поступивших средств за нее, оформление льгот. Анализ потребления электроэнергии абонентами (потребителями), выявление безучетного потребления электроэнергии, расчет задолженности за электроэнергию, начисление штрафных санкций за просрочку платежей. Участие в подготовке материалов по фактам хищения, неплатежей и других правонарушений в арбитражный суд, следственные и судебные органы. Подготовка прогнозов, проектов перспективных и текущих планов реализации электрической энергии. Проведение приема граждан и представителей юридических лиц по вопросам расчетов за электроэнергию. Учет и контроль за соответствием разрешенной присоединенной мощности, фактически установленной у потребителей. Составление графиков обхода абонентов (потребителей) обобщенного и частного секторов, ремонта и проверок электросчетчиков и инспекторских проверок. Своевременная замена приборов учета электроэнергии. Ликвидация задолженностей потребителей, совершенствование системы и методов расчета с потребителями.
"Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий"Заключение договоров с потребителями электроэнергии, контроль за выполнением договорных обязательств, приемка расчетных узлов учета электроэнергии, оформление (переоформление) расчетных документов, учет отпущенной электроэнергии и поступивших средств за нее, оформление льгот. Анализ потребления электроэнергии абонентами (потребителями), выявление безучетного потребления электроэнергии, расчет задолженности за электроэнергию, начисление штрафных санкций за просрочку платежей. Участие в подготовке материалов по фактам хищения, неплатежей и других правонарушений в арбитражный суд, следственные и судебные органы. Подготовка прогнозов, проектов перспективных и текущих планов реализации электрической энергии. Проведение приема граждан и представителей юридических лиц по вопросам расчетов за электроэнергию. Учет и контроль за соответствием разрешенной присоединенной мощности, фактически установленной у потребителей. Составление графиков обхода абонентов (потребителей) обобщенного и частного секторов, ремонта и проверок электросчетчиков и инспекторских проверок. Своевременная замена приборов учета электроэнергии. Ликвидация задолженностей потребителей, совершенствование системы и методов расчета с потребителями.
Приказ Минтруда России от 13.04.2021 N 232н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по абонентскому обслуживанию потребителей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2021 N 63469)Расчет задолженности за потребленную электрическую энергию, начисление штрафных санкций за просрочку платежей
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по абонентскому обслуживанию потребителей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2021 N 63469)Расчет задолженности за потребленную электрическую энергию, начисление штрафных санкций за просрочку платежей