Штраф за коммунальные услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за коммунальные услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Должник хочет признать договор уступки права (требования) недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)судом установлено, что условия договора противоречат законодательству (например, нельзя уступать управляющей компанией права требования по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, дольщиком - права требования штрафа по Закону о ЗПП до его присуждения)
(КонсультантПлюс, 2025)судом установлено, что условия договора противоречат законодательству (например, нельзя уступать управляющей компанией права требования по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, дольщиком - права требования штрафа по Закону о ЗПП до его присуждения)
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 146 "Объект налогообложения" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика (поставщика коммунальных услуг), ИФНС необоснованно доначислила НДС, поскольку повышающий коэффициент является штрафной санкцией, соответственно, не подлежит учету при определении налоговой базы по НДС.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика (поставщика коммунальных услуг), ИФНС необоснованно доначислила НДС, поскольку повышающий коэффициент является штрафной санкцией, соответственно, не подлежит учету при определении налоговой базы по НДС.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Также полагаем, что собственники помещений в многоквартирном доме в случае несвоевременного вывоза ТКО могут требовать привлечения регионального оператора к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Штраф за это для организаций составляет от 5 000 до 10 000 руб.
(КонсультантПлюс, 2025)Также полагаем, что собственники помещений в многоквартирном доме в случае несвоевременного вывоза ТКО могут требовать привлечения регионального оператора к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Штраф за это для организаций составляет от 5 000 до 10 000 руб.
Статья: Реализация права на защиту в условиях санкционных ограничений
(Старженецкий В.В., Фоменко А.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Принцип тесной связи также является одним из объективных факторов, определяющих юрисдикцию российских судов <53>, и ст. 248.1 АПК РФ не должна здесь быть исключением. Наличие тесной связи с территорией России является основанием для международно-правовой легитимации осуществления правосудия российскими судами, а также способствует правовой определенности и предсказуемости в процессуальных отношениях. Вряд ли споры, не имеющие никакой связи с территорией России, пусть даже и с участием подсанкционных лиц (например, по уплате жилищно-коммунальных услуг или штрафам за неправильную парковку в иностранной юрисдикции), должны подпадать под сферу действия ст. 248.1 АПК РФ.
(Старженецкий В.В., Фоменко А.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Принцип тесной связи также является одним из объективных факторов, определяющих юрисдикцию российских судов <53>, и ст. 248.1 АПК РФ не должна здесь быть исключением. Наличие тесной связи с территорией России является основанием для международно-правовой легитимации осуществления правосудия российскими судами, а также способствует правовой определенности и предсказуемости в процессуальных отношениях. Вряд ли споры, не имеющие никакой связи с территорией России, пусть даже и с участием подсанкционных лиц (например, по уплате жилищно-коммунальных услуг или штрафам за неправильную парковку в иностранной юрисдикции), должны подпадать под сферу действия ст. 248.1 АПК РФ.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.23. Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.23. Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")В случае непредоставления указанных сведений и (или) предоставления управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, недостоверных сведений убытки ресурсоснабжающей организации, понесенные в связи с уплатой ресурсоснабжающей организацией штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренного пунктом 155(1) настоящих Правил, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом и не предоставившими сведения и (или) предоставившими недостоверные сведения.
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")В случае непредоставления указанных сведений и (или) предоставления управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, недостоверных сведений убытки ресурсоснабжающей организации, понесенные в связи с уплатой ресурсоснабжающей организацией штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальные услуги, предусмотренного пунктом 155(1) настоящих Правил, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом и не предоставившими сведения и (или) предоставившими недостоверные сведения.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)7. В ч. 7 комментируемой статьи, принятой Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 485-ФЗ, говорится о последствиях нарушения порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшего необоснованное увеличение размера такой платы. Таким последствием будет уплата штрафа лицом, предоставляющим коммунальные услуги не только собственнику жилого помещения, но и нанимателю. Однако уплата такого штрафа будет осуществляться только путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)7. В ч. 7 комментируемой статьи, принятой Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 485-ФЗ, говорится о последствиях нарушения порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшего необоснованное увеличение размера такой платы. Таким последствием будет уплата штрафа лицом, предоставляющим коммунальные услуги не только собственнику жилого помещения, но и нанимателю. Однако уплата такого штрафа будет осуществляться только путем снижения размера платы за коммунальные услуги, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за коммунальные услуги до уплаты штрафа в полном объеме.
Ситуация: Каковы особенности перерасчета платежей за коммунальные услуги при их предоставлении с перерывами?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Плата за коммунальные услуги при их предоставлении с перерывами, превышающими установленную продолжительность, должна быть уменьшена, а исполнитель должен выплатить неустойку (штраф, пени), если перерывы не связаны с отсутствием технической возможности оказания коммунальных услуг без перерывов. Также потребитель вправе требовать возмещения убытков и вреда, в том числе морального, причиненных исполнителем.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Плата за коммунальные услуги при их предоставлении с перерывами, превышающими установленную продолжительность, должна быть уменьшена, а исполнитель должен выплатить неустойку (штраф, пени), если перерывы не связаны с отсутствием технической возможности оказания коммунальных услуг без перерывов. Также потребитель вправе требовать возмещения убытков и вреда, в том числе морального, причиненных исполнителем.
Ситуация: Как взыскивается задолженность по коммунальным платежам с физического лица?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, сведения о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг, а также неустойки (штрафа, пеней) за их несвоевременную и (или) неполную оплату могут быть отражены в представленном гражданину платежном документе (п. 2 ч. 2, ч. 2.1 ст. 155 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, сведения о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг, а также неустойки (штрафа, пеней) за их несвоевременную и (или) неполную оплату могут быть отражены в представленном гражданину платежном документе (п. 2 ч. 2, ч. 2.1 ст. 155 ЖК РФ).
Статья: Проблемы ЖКХ в условиях пандемии
(Климентьева С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление Правительства РФ N 424) запрещено требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) за пользование коммунальными услугами. Данное Постановление действовало до 1 января 2021 г. Это распоряжение касалось всех потребителей коммунальных услуг, в том числе и тех, у кого есть задолженности по коммунальным платежам. Эта мера связана с тем, что существует необходимость у граждан оставаться дома с целью нераспространения вирусной инфекции. Для населения данный нормативный акт явился основанием не оплачивать коммунальные платежи, в том числе скопившиеся задолженности. В связи с этим организации, получающие сборы по коммунальным платежам, понесли потери. Специалисты в сфере общественного контроля жилищно-коммунального хозяйства прогнозируют, что снижение по сборам достигнет 70%. Кроме этого, необходимо учитывать, что у управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома в период пандемии, объем работы увеличивается. А именно возрастают расходы на санитарную обработку и дезинфекцию помещений, которые необходимо согласовать с жильцами дома путем проведения общих собраний, проведение последних в период самоизоляции было запрещено. Надо отметить, что обработка девятиэтажного дома в месяц обходится в 750 тыс. руб., по данным управляющей компании. В период, когда действовал запрет на требование пеней (неустоек, штрафов), у управляющей компании не всегда находились свободные средства для проведения обработки.
(Климентьева С.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 2)Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление Правительства РФ N 424) запрещено требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) за пользование коммунальными услугами. Данное Постановление действовало до 1 января 2021 г. Это распоряжение касалось всех потребителей коммунальных услуг, в том числе и тех, у кого есть задолженности по коммунальным платежам. Эта мера связана с тем, что существует необходимость у граждан оставаться дома с целью нераспространения вирусной инфекции. Для населения данный нормативный акт явился основанием не оплачивать коммунальные платежи, в том числе скопившиеся задолженности. В связи с этим организации, получающие сборы по коммунальным платежам, понесли потери. Специалисты в сфере общественного контроля жилищно-коммунального хозяйства прогнозируют, что снижение по сборам достигнет 70%. Кроме этого, необходимо учитывать, что у управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома в период пандемии, объем работы увеличивается. А именно возрастают расходы на санитарную обработку и дезинфекцию помещений, которые необходимо согласовать с жильцами дома путем проведения общих собраний, проведение последних в период самоизоляции было запрещено. Надо отметить, что обработка девятиэтажного дома в месяц обходится в 750 тыс. руб., по данным управляющей компании. В период, когда действовал запрет на требование пеней (неустоек, штрафов), у управляющей компании не всегда находились свободные средства для проведения обработки.