Штраф за нецелевое использование бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за нецелевое использование бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 3.5 "Административный штраф" КоАП РФ"Положения статьи 3.5 КоАП РФ предусматривают возможность установления в КоАП РФ фиксированной суммы штрафа, а также возможность определения в соответствии с КоАП РФ суммы штрафа в каждом конкретном случае - от суммы выручки, суммы неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов или таможенных пошлин, суммы незаконной валютной операции, суммы неуплаченного административного штрафа, суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению, либо иных денежных сумм.
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, возникающие из договора обязательного медицинского страхования: Медицинская организация хочет признать недействительными решение (предписание) или акт проверки Фонда ОМС о нарушении Медицинской организацией порядка предоставления бесплатной медицинской помощи и/или финансовых санкциях
(КонсультантПлюс, 2024)Между Медицинской организацией (Организацией (ИП), осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования) и Страховой медицинской организацией заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Территориальным Фондом ОМС была проведена проверка объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и/или использования средств ОМС (в том числе повторная в процессе пересмотра акта контроля Страховой медицинской организации), по результатам которой составлен акт и/или вынесено решение (предписание) о нарушении Медицинской организацией порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, нецелевом расходовании средств и/или финансовых санкциях (например, об уплате штрафа, о возврате в бюджет территориального Фонда ОМС использованных не по целевому назначению средств). По мнению Медицинской организации, акт Фонда ОМС и/или решение (предписание) полностью или в части являются недействительными.
(КонсультантПлюс, 2024)Между Медицинской организацией (Организацией (ИП), осуществляющей деятельность в сфере обязательного медицинского страхования) и Страховой медицинской организацией заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС. Территориальным Фондом ОМС была проведена проверка объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и/или использования средств ОМС (в том числе повторная в процессе пересмотра акта контроля Страховой медицинской организации), по результатам которой составлен акт и/или вынесено решение (предписание) о нарушении Медицинской организацией порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, нецелевом расходовании средств и/или финансовых санкциях (например, об уплате штрафа, о возврате в бюджет территориального Фонда ОМС использованных не по целевому назначению средств). По мнению Медицинской организации, акт Фонда ОМС и/или решение (предписание) полностью или в части являются недействительными.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Специфика административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств
(Канунникова Н.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2020, N 4)Следует отметить, что в настоящее время разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" N 04/13/06-19/00092360 <9>, направленный на усиление наказания за нецелевое использование бюджетных средств. Разработчики названного проекта предлагают установить административный штраф за нецелевое использование бюджетных средств для должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
(Канунникова Н.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2020, N 4)Следует отметить, что в настоящее время разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" N 04/13/06-19/00092360 <9>, направленный на усиление наказания за нецелевое использование бюджетных средств. Разработчики названного проекта предлагают установить административный штраф за нецелевое использование бюджетных средств для должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
Статья: К вопросу о финансово-правовой и административно-правовой ответственности в российском праве
(Веремеенко И.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Между тем в отраслях права, непосредственно регулирующих управленческие отношения (административное, финансовое), применение мер, обеспечивающих принудительное исполнение невыполненной правовой обязанности, является не исключением, а правилом. Это явление вполне объяснимо. В ряде случаев ни карательные, ни правовосстановительные санкции эффективными быть не могут, ибо наложение таких санкций не всегда исчерпывающим образом разрешает вопрос о правонарушении по существу (уплата штрафа за нецелевое использование бюджетных средств), например, не означает, что вредные последствия нарушения бюджетного законодательства устранены. Именно поэтому за нарушение многих норм как административно-правовых, так и финансово-правовых государство предусматривает также меры, применение которых гарантирует реальное исполнение юридических обязанностей. В рассматриваемом случае, по существу, идет речь о том, что государство и его полномочные органы, направляя свои собственные бюджетные средства в соответствии с бюджетной росписью во владение и пользование получателей, оставляют за собой право распоряжения ими в случае нарушения порядка и условий использования бюджетных средств. В условиях перехода к рыночным отношениям, да и, видимо, в условиях состоявшихся рыночных отношений, государство, как собственник определенного имущества, при передаче его другим собственникам, например, в ходе приватизации, старается сохранить за собой определенные рычаги влияния, использует в этих целях и разделение полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, и сохранение некоторых полномочий, прежде всего в части управления имуществом (сохранение контрольного пакета акций, так называемая золотая акция, сохранение возможности блокировки принимаемых акционерным обществом решений и т.п.) <14>.
(Веремеенко И.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Между тем в отраслях права, непосредственно регулирующих управленческие отношения (административное, финансовое), применение мер, обеспечивающих принудительное исполнение невыполненной правовой обязанности, является не исключением, а правилом. Это явление вполне объяснимо. В ряде случаев ни карательные, ни правовосстановительные санкции эффективными быть не могут, ибо наложение таких санкций не всегда исчерпывающим образом разрешает вопрос о правонарушении по существу (уплата штрафа за нецелевое использование бюджетных средств), например, не означает, что вредные последствия нарушения бюджетного законодательства устранены. Именно поэтому за нарушение многих норм как административно-правовых, так и финансово-правовых государство предусматривает также меры, применение которых гарантирует реальное исполнение юридических обязанностей. В рассматриваемом случае, по существу, идет речь о том, что государство и его полномочные органы, направляя свои собственные бюджетные средства в соответствии с бюджетной росписью во владение и пользование получателей, оставляют за собой право распоряжения ими в случае нарушения порядка и условий использования бюджетных средств. В условиях перехода к рыночным отношениям, да и, видимо, в условиях состоявшихся рыночных отношений, государство, как собственник определенного имущества, при передаче его другим собственникам, например, в ходе приватизации, старается сохранить за собой определенные рычаги влияния, использует в этих целях и разделение полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, и сохранение некоторых полномочий, прежде всего в части управления имуществом (сохранение контрольного пакета акций, так называемая золотая акция, сохранение возможности блокировки принимаемых акционерным обществом решений и т.п.) <14>.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)6. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области финансов, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетного кредита, неперечислением либо несвоевременным перечислением платы за пользование бюджетным кредитом, нарушением условий предоставления бюджетного кредита, нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, из которых были предоставлены соответствующие бюджетные средства, бюджетные кредиты, межбюджетные трансферты, бюджетные инвестиции, субсидии, по нормативу 100 процентов.
(ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)6. Суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области финансов, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетного кредита, неперечислением либо несвоевременным перечислением платы за пользование бюджетным кредитом, нарушением условий предоставления бюджетного кредита, нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, из которых были предоставлены соответствующие бюджетные средства, бюджетные кредиты, межбюджетные трансферты, бюджетные инвестиции, субсидии, по нормативу 100 процентов.
Приказ Минфина РФ N 52н, Минэкономики РФ N 400 от 10.08.1999
"Об утверждении формы типового Соглашения о предоставлении и возврате бюджетных ссуд под высокоэффективные контракты, заключенные на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт"1.2.4. Штрафные санкции за нецелевое использование средств федерального бюджета (если таковые будут начислены).
"Об утверждении формы типового Соглашения о предоставлении и возврате бюджетных ссуд под высокоэффективные контракты, заключенные на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт"1.2.4. Штрафные санкции за нецелевое использование средств федерального бюджета (если таковые будут начислены).