Штраф за неполучение валютной выручки
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за неполучение валютной выручки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение единоличного арбитра МКАС при ТПП РФ от 05.04.2023 по делу N М-154/2022
МКАС частично удовлетворил требование о взыскании основного долга по договору о совершении транспортно-экспедиционного обслуживания вагонов (грузов), штрафа, так как факт неоплаты ответчиком оказанных истцом транспортно-экспедиционных услуг установлен; заявленный истцом размер штрафа не соответствует ограничению, установленному договором.В дополнительных пояснениях к исковому заявлению Истец сообщил, что считает доводы Ответчика необоснованными, поскольку услуги Истца по оплате перевозки оказаны до введения военного положения. Ссылки Ответчика на неоплату со стороны контрагентов не имеют отношения к спорному Договору, а неполучение Ответчиком валютной выручки также не может быть основанием для неисполнения обязательств по оплате по спорному Договору, т.к. Истец выражал готовность на получение платежа в рублях по курсу Банка России на дату платежа.
МКАС частично удовлетворил требование о взыскании основного долга по договору о совершении транспортно-экспедиционного обслуживания вагонов (грузов), штрафа, так как факт неоплаты ответчиком оказанных истцом транспортно-экспедиционных услуг установлен; заявленный истцом размер штрафа не соответствует ограничению, установленному договором.В дополнительных пояснениях к исковому заявлению Истец сообщил, что считает доводы Ответчика необоснованными, поскольку услуги Истца по оплате перевозки оказаны до введения военного положения. Ссылки Ответчика на неоплату со стороны контрагентов не имеют отношения к спорному Договору, а неполучение Ответчиком валютной выручки также не может быть основанием для неисполнения обязательств по оплате по спорному Договору, т.к. Истец выражал готовность на получение платежа в рублях по курсу Банка России на дату платежа.
Постановление Президиума ВАС РФ от 15.05.2002 N 6578/01
Дело по иску о признании недействительным постановления таможни о нарушении таможенных правил направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.Суд первой инстанции отказал в иске на том основании, что указанные решения иностранных судов не имеют отношения к контракту от 02.12.94. Истец не принял необходимых мер к получению валютной выручки и правомерно подвергнут штрафу с соблюдением всех условий наложения административной ответственности.
Дело по иску о признании недействительным постановления таможни о нарушении таможенных правил направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.Суд первой инстанции отказал в иске на том основании, что указанные решения иностранных судов не имеют отношения к контракту от 02.12.94. Истец не принял необходимых мер к получению валютной выручки и правомерно подвергнут штрафу с соблюдением всех условий наложения административной ответственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 19.12.2022 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 1)Федеральный закон от 19.12.2022 N 518-ФЗ освобождает до 31 декабря 2023 года организации и физлиц от административной ответственности за нарушения валютного законодательства из-за введенных санкций. Закон освободил от штрафов нерепатриацию средств от 100 млн руб. Это касается невозврата неотоваренных авансов, нерепатриации выручки, неполучения денег по займам. До сих пор штрафы отменялись только при невыполнении требований репатриации на суммы до 100 млн руб. - так было установлено нормами статьи 15.25 КоАП.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 1)Федеральный закон от 19.12.2022 N 518-ФЗ освобождает до 31 декабря 2023 года организации и физлиц от административной ответственности за нарушения валютного законодательства из-за введенных санкций. Закон освободил от штрафов нерепатриацию средств от 100 млн руб. Это касается невозврата неотоваренных авансов, нерепатриации выручки, неполучения денег по займам. До сих пор штрафы отменялись только при невыполнении требований репатриации на суммы до 100 млн руб. - так было установлено нормами статьи 15.25 КоАП.
Последние изменения: Административная ответственность единоличного исполнительного органа юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)изменен размер штрафа за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты или рублей по договорам займа, валютной или рублевой выручки за товары, работы, услуги а также обязанности по возврату в РФ уплаченных нерезидентам денежных средств в случае неполучения от них встречного представления. Теперь штраф налагается в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Ранее штраф зависел от ставки рефинансирования и суммы денежных средств (ч. 4, 5 ст. 15.25 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)изменен размер штрафа за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты или рублей по договорам займа, валютной или рублевой выручки за товары, работы, услуги а также обязанности по возврату в РФ уплаченных нерезидентам денежных средств в случае неполучения от них встречного представления. Теперь штраф налагается в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Ранее штраф зависел от ставки рефинансирования и суммы денежных средств (ч. 4, 5 ст. 15.25 КоАП РФ);
Нормативные акты
Письмо ГТК РФ от 10.11.1997 N 06-10/21390
"О направлении решения Верховного Суда Российской Федерации"
(вместе с решением Верховного Суда РФ от 17.10.1997 N ГКПИ97-375)Такое положение установлено ст. 5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Тот факт, что действия экспортеров по принятию мер к получению валютной выручки, хотя в итоге она и не была получена, действительно рассматривается таможенными органами, в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность при определении размера штрафа, подтверждается постановлениями по делам о нарушении таможенных правил (л.д. 4, 5). Суд считает, что Министерство юстиции РФ имело законные основания для регистрации данного Приказа.
"О направлении решения Верховного Суда Российской Федерации"
(вместе с решением Верховного Суда РФ от 17.10.1997 N ГКПИ97-375)Такое положение установлено ст. 5 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Тот факт, что действия экспортеров по принятию мер к получению валютной выручки, хотя в итоге она и не была получена, действительно рассматривается таможенными органами, в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность при определении размера штрафа, подтверждается постановлениями по делам о нарушении таможенных правил (л.д. 4, 5). Суд считает, что Министерство юстиции РФ имело законные основания для регистрации данного Приказа.
<Письмо> Госналогслужбы РФ от 14.02.1997 N ВЕ-6-06/135
"О Методических рекомендациях по проведению проверок соблюдения валютного и налогового законодательства организациями при осуществлении экспорта сырьевых товаров"
(вместе с "Методическими рекомендациями...", утв. Госналогслужбой РФ 31.01.1997)В случае, если имеет место прямой обмен товарами, работами или услугами, то оснований для применения штрафов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" нет. При том не имеет принципиального значения, укладывается ли данная сделка в 180 дней или нет, поскольку основанием для применения штрафа является сокрытие валютной выручки от зачисления на счета в Российской Федерации, а не неполучение ее вообще. Таким образом, при применении штрафа налоговая инспекция должна доказать, что валютная выручка поступила в собственность или распоряжение предприятия, но не была им зачислена на счета в банках Российской Федерации.
"О Методических рекомендациях по проведению проверок соблюдения валютного и налогового законодательства организациями при осуществлении экспорта сырьевых товаров"
(вместе с "Методическими рекомендациями...", утв. Госналогслужбой РФ 31.01.1997)В случае, если имеет место прямой обмен товарами, работами или услугами, то оснований для применения штрафов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" нет. При том не имеет принципиального значения, укладывается ли данная сделка в 180 дней или нет, поскольку основанием для применения штрафа является сокрытие валютной выручки от зачисления на счета в Российской Федерации, а не неполучение ее вообще. Таким образом, при применении штрафа налоговая инспекция должна доказать, что валютная выручка поступила в собственность или распоряжение предприятия, но не была им зачислена на счета в банках Российской Федерации.
"Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учебно-практическое пособие"
(Хаменушко И.В.)
("Норма", 2013)Такой вопрос был предметом рассмотрения ФАС Северо-Кавказского округа в деле ООО "Фэлбиком". Территориальное управление Росфиннадзора в Ростовской области оштрафовало компанию за просрочку поступления одной части выручки по контракту и отдельно - за неполучение оставшейся части. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил постановление о втором штрафе, указав, что имеет место одно правонарушение и второй штраф, по сути, повторная санкция за одно и то же нарушение:
(Хаменушко И.В.)
("Норма", 2013)Такой вопрос был предметом рассмотрения ФАС Северо-Кавказского округа в деле ООО "Фэлбиком". Территориальное управление Росфиннадзора в Ростовской области оштрафовало компанию за просрочку поступления одной части выручки по контракту и отдельно - за неполучение оставшейся части. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил постановление о втором штрафе, указав, что имеет место одно правонарушение и второй штраф, по сути, повторная санкция за одно и то же нарушение:
Статья: Готовимся к аудиторской проверке и анализируем типичные ошибки
(Быковская А.В.)
("Российский налоговый курьер", 2010, N 19)- неполучение в установленный срок выручки от нерезидента (пп. 1 п. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ);
(Быковская А.В.)
("Российский налоговый курьер", 2010, N 19)- неполучение в установленный срок выручки от нерезидента (пп. 1 п. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ);
"Экспорт. Импорт. Бухгалтерский учет и налогообложение"
(Мамина И.Л.)
("АйСи Групп", 2011)Какие еще операции могут квалифицироваться контролирующими органами как неполучение валютной выручки?
(Мамина И.Л.)
("АйСи Групп", 2011)Какие еще операции могут квалифицироваться контролирующими органами как неполучение валютной выручки?
Интервью: Валютный контроль
("Главная книга", 2006, N 22)Вас оштрафуют и тогда, когда нарушения уже исправлены. Не получится избежать ответственности даже при незначительном (по срокам или по сумме) нарушении.
("Главная книга", 2006, N 22)Вас оштрафуют и тогда, когда нарушения уже исправлены. Не получится избежать ответственности даже при незначительном (по срокам или по сумме) нарушении.
Статья: Новшества в расчетах с иностранными поставщиками и покупателями
(Петров В.А.)
("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 3)1. Предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный контрактом срок обязанности по получению на свой банковский счет валютной выручки за оказанные резиденту услуги. Сумма штрафа на должностных и юридических лиц зависит от суммы денежных средств, не зачисленных на счет в банке (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). Как видим, санкции за это нарушение достаточно велики, так как определяются не в МРОТ, а как часть от суммы не полученной по условиям внешнеторговых контрактов выручки.
(Петров В.А.)
("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 3)1. Предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный контрактом срок обязанности по получению на свой банковский счет валютной выручки за оказанные резиденту услуги. Сумма штрафа на должностных и юридических лиц зависит от суммы денежных средств, не зачисленных на счет в банке (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). Как видим, санкции за это нарушение достаточно велики, так как определяются не в МРОТ, а как часть от суммы не полученной по условиям внешнеторговых контрактов выручки.
"Российское валютное право: регулирование статуса и деятельности адвокатов"
(Муранов А.И.)
("Статут", 2006)Строительная компания "Септима плюс", оспорившая нормы валютного контроля в суде, получает валюту от иностранной компании, которой сдает в аренду офисные площади. Центральное региональное управление (ЦРУ) Минфина оштрафовало "Септиму плюс" на всю сумму валютной выручки за то, что компания не получила лицензии ЦБ РФ.
(Муранов А.И.)
("Статут", 2006)Строительная компания "Септима плюс", оспорившая нормы валютного контроля в суде, получает валюту от иностранной компании, которой сдает в аренду офисные площади. Центральное региональное управление (ЦРУ) Минфина оштрафовало "Септиму плюс" на всю сумму валютной выручки за то, что компания не получила лицензии ЦБ РФ.
"Все о валютных операциях"
(Шилкин С.А.)
("Главбух", 2006)Организации-резиденты могут осуществлять валютные операции только через счета в банках. Это следует из п. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ. Ту же точку зрения высказал Центральный банк РФ в своем Письме от 11 мая 2005 г. N 36-3/885. Он сообщил, что экспортеры не могут получать в оплату своих товаров наличную иностранную валюту. Поэтому, оприходовав валютную выручку в кассу, фирма нарушит валютное законодательство. Штраф за это нарушение может составить от 75 до 100 процентов от оприходованной суммы (ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Однако отметим, что оштрафовать экспортера по Кодексу РФ об административных правонарушениях можно только в течение двух месяцев со дня совершения нарушения.
(Шилкин С.А.)
("Главбух", 2006)Организации-резиденты могут осуществлять валютные операции только через счета в банках. Это следует из п. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ. Ту же точку зрения высказал Центральный банк РФ в своем Письме от 11 мая 2005 г. N 36-3/885. Он сообщил, что экспортеры не могут получать в оплату своих товаров наличную иностранную валюту. Поэтому, оприходовав валютную выручку в кассу, фирма нарушит валютное законодательство. Штраф за это нарушение может составить от 75 до 100 процентов от оприходованной суммы (ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Однако отметим, что оштрафовать экспортера по Кодексу РФ об административных правонарушениях можно только в течение двух месяцев со дня совершения нарушения.
Корреспонденция счетов: За непоступление валютной выручки в срок, установленный договором поставки, на организацию наложен административный штраф. Организация не уплатила штраф добровольно, обжаловав в 2004 г. постановление по делу в суде. Вероятность принятия судом решения не в пользу организации оценена в 50%, сумма штрафа для организации существенна. В 2005 г. суд вынес решение о снижении суммы штрафа...
(Консультация эксперта, 2005)За непоступление валютной выручки (45 000 евро) в срок, установленный договором поставки товаров, на организацию органом валютного контроля наложен административный штраф в сумме неполученной валютной выручки (1 693 485 руб.). Организация не уплатила штраф в добровольном порядке, обжаловав в декабре 2004 г. постановление по делу об административном правонарушении (в части размера штрафа) в суде. Вероятность принятия судом решения не в пользу организации оценена организацией в 50%, сумма штрафа является для организации существенной. В феврале 2005 г. суд вынес решение о снижении суммы штрафа до 1 270 114 руб. Как отражаются данные операции в учете организации?
(Консультация эксперта, 2005)За непоступление валютной выручки (45 000 евро) в срок, установленный договором поставки товаров, на организацию органом валютного контроля наложен административный штраф в сумме неполученной валютной выручки (1 693 485 руб.). Организация не уплатила штраф в добровольном порядке, обжаловав в декабре 2004 г. постановление по делу об административном правонарушении (в части размера штрафа) в суде. Вероятность принятия судом решения не в пользу организации оценена организацией в 50%, сумма штрафа является для организации существенной. В феврале 2005 г. суд вынес решение о снижении суммы штрафа до 1 270 114 руб. Как отражаются данные операции в учете организации?