Штраф за превышение скорости
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за превышение скорости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность в области безопасности дорожного движения
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность (штраф) за превышение ТС установленной скорости движения
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность (штраф) за превышение ТС установленной скорости движения
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что грозит за нарушение скоростного режима?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ответственность за нарушение скоростного режима
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ответственность за нарушение скоростного режима
Статья: Правовое регулирование ответственности за превышение установленной скорости движения транспортного средства
(Королева Е.Г., Полянская Е.П., Королев А.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)По мнению представителей ведомства, в настоящее время в действующей мере нет необходимости. Изначально штраф за превышение скорости на 1 - 20 км/ч был введен при появлении первых комплексов автоматической фиксации нарушений в 2013 г., когда дорожные камеры работали с очень большой погрешностью. Тогда же было принято решение убрать из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <4> (далее - КоАП РФ) наказание за минимальное превышение скорости. Современные же системы гораздо точнее, их погрешность не превышает 1 - 2 км/ч <5>.
(Королева Е.Г., Полянская Е.П., Королев А.М.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)По мнению представителей ведомства, в настоящее время в действующей мере нет необходимости. Изначально штраф за превышение скорости на 1 - 20 км/ч был введен при появлении первых комплексов автоматической фиксации нарушений в 2013 г., когда дорожные камеры работали с очень большой погрешностью. Тогда же было принято решение убрать из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <4> (далее - КоАП РФ) наказание за минимальное превышение скорости. Современные же системы гораздо точнее, их погрешность не превышает 1 - 2 км/ч <5>.
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для юриста"Второе превышение скорости выявлено через 22 сек. после первого - ВС РФ согласился с двумя штрафами (24.10.2025)
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения
(ред. от 04.11.2025)Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения
Статья: Актуальные проблемы административного законодательства в сфере дорожно-транспортного регулирования
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Исходя из вышесказанного, необходимо законодательно ограничить порог возможного превышения скорости либо кратно увеличивать штрафы за превышение скорости. Важно не взыскать с человека деньги за уже совершенное правонарушение, а предупредить их совершение на этапе формирования умысла. Водитель, осознавая, какие последствия могут наступить в результате его действий, должен быть заинтересован в соблюдении всех правил. Только путем реализации одного из двух вышеописанных методов можно предотвратить дорожно-транспортные происшествия, львиная доля которых происходит именно из-за сложности управления автомобилем на высокой скорости.
(Салтыков Г.В., Шишменцев В.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 12)Исходя из вышесказанного, необходимо законодательно ограничить порог возможного превышения скорости либо кратно увеличивать штрафы за превышение скорости. Важно не взыскать с человека деньги за уже совершенное правонарушение, а предупредить их совершение на этапе формирования умысла. Водитель, осознавая, какие последствия могут наступить в результате его действий, должен быть заинтересован в соблюдении всех правил. Только путем реализации одного из двух вышеописанных методов можно предотвратить дорожно-транспортные происшествия, львиная доля которых происходит именно из-за сложности управления автомобилем на высокой скорости.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Определенные векторы применения машиночитаемого права уже реализуются, и прежде всего в контрольной (надзорной) деятельности. Так, например, в автоматическом режиме начисляется штраф за превышение скорости движения автомобиля, за неправильное перестроение и ряд других нарушений правил дорожного движения. Уточним, что подписывает такой документ тем не менее уполномоченное должностное лицо. В таких ситуациях применение машиночитаемого права обеспечивает максимум объективности в выявлении правонарушений. Специалисты-практики полагают, что возможности машиночитаемого права наиболее позитивно могут проявляться именно в сфере контрольной (надзорной) деятельности. Машиночитаемое право позволяет не только сократить число проверок, но и получать необходимую для контроля информацию дистанционно, обеспечить автоматизированный сбор и обработку данных - в реальном времени <220>. На наш взгляд, в таких случаях речь идет об автоматизации мониторинга, что уже происходит, а вот реагировать на ситуации, выходящие за рамки установленных требований, потенциально может и человек, и ИИ.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Определенные векторы применения машиночитаемого права уже реализуются, и прежде всего в контрольной (надзорной) деятельности. Так, например, в автоматическом режиме начисляется штраф за превышение скорости движения автомобиля, за неправильное перестроение и ряд других нарушений правил дорожного движения. Уточним, что подписывает такой документ тем не менее уполномоченное должностное лицо. В таких ситуациях применение машиночитаемого права обеспечивает максимум объективности в выявлении правонарушений. Специалисты-практики полагают, что возможности машиночитаемого права наиболее позитивно могут проявляться именно в сфере контрольной (надзорной) деятельности. Машиночитаемое право позволяет не только сократить число проверок, но и получать необходимую для контроля информацию дистанционно, обеспечить автоматизированный сбор и обработку данных - в реальном времени <220>. На наш взгляд, в таких случаях речь идет об автоматизации мониторинга, что уже происходит, а вот реагировать на ситуации, выходящие за рамки установленных требований, потенциально может и человек, и ИИ.
Статья: Право велосипедистов на безопасное перемещение по велополосам: проблемы с реализацией права и пути их разрешения
(Щербинина И.В.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Движение велосипедов по велополосе с перемещающимися рядом автомобилями - прием, который используется во многих городах Европы и Америки. Там он прекрасно работает, потому что скорость автомобилей в этих городах гораздо ниже, 30 - 40 км/ч, допустимая погрешность составляет всего несколько километров, а штрафы за превышение скорости огромные и не сопоставимые с российскими.
(Щербинина И.В.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Движение велосипедов по велополосе с перемещающимися рядом автомобилями - прием, который используется во многих городах Европы и Америки. Там он прекрасно работает, потому что скорость автомобилей в этих городах гораздо ниже, 30 - 40 км/ч, допустимая погрешность составляет всего несколько километров, а штрафы за превышение скорости огромные и не сопоставимые с российскими.
Статья: Должно ли юридическое образование быть только юридическим?
(Белов С.А.)
("Закон", 2023, N 1)Нетерпимость к противоправному поведению, в том числе к коррупции и другим подобным социальным практикам, уважение к закону (а не к праву) обычно не имеют никакого практического измерения: юриста не уволят с работы, если ему назначат штраф за превышение скорости. Более того, во многих ситуациях ценится способность юриста найти пути безопасного нарушения закона - если не буквы, то по крайней мере его духа и смысла.
(Белов С.А.)
("Закон", 2023, N 1)Нетерпимость к противоправному поведению, в том числе к коррупции и другим подобным социальным практикам, уважение к закону (а не к праву) обычно не имеют никакого практического измерения: юриста не уволят с работы, если ему назначат штраф за превышение скорости. Более того, во многих ситуациях ценится способность юриста найти пути безопасного нарушения закона - если не буквы, то по крайней мере его духа и смысла.
"Цифровые технологии в гражданском и административном судопроизводстве: практика, аналитика, перспективы"
(отв. ред. Е.Г. Стрельцова)
("Инфотропик Медиа", 2022)Тем более не соблюдается правило перепроверки в отношении автоматизированных действий, приводящих к принятию итогового решения. Яркая тому иллюстрация - проблемы, выявленные при автоматизированном назначении штрафов на основании результатов съемок видеокамер, когда камера не различает ремень безопасности на куртке схожего цвета <306>. А в той же Белгородской области на водителей были наложены штрафы за превышение скорости на основании камер фиксации, по данным которых Opel Astra разогнался до 304 км/ч, а Hyundai Solaris - до 313 км/ч. При этом, согласно заводским документам, максимальная скорость Hyundai Solaris достигает всего 193 км/ч, а Opel Astra - 160 - 170 км/ч <307>. Во всех этих случаях алгоритм работал, принимая исходную информацию как абсолютно достоверную, - доказательства не оценивались, не проверялись на достоверность. Это значит, что, сколь ни парадоксально, в настоящий момент решение, основанное только на доказательствах, полученных технологическим путем, и (или) принятое в автоматизированном порядке, имеет более низкий уровень обоснованности, чем решение, принимаемое в ординарном порядке.
(отв. ред. Е.Г. Стрельцова)
("Инфотропик Медиа", 2022)Тем более не соблюдается правило перепроверки в отношении автоматизированных действий, приводящих к принятию итогового решения. Яркая тому иллюстрация - проблемы, выявленные при автоматизированном назначении штрафов на основании результатов съемок видеокамер, когда камера не различает ремень безопасности на куртке схожего цвета <306>. А в той же Белгородской области на водителей были наложены штрафы за превышение скорости на основании камер фиксации, по данным которых Opel Astra разогнался до 304 км/ч, а Hyundai Solaris - до 313 км/ч. При этом, согласно заводским документам, максимальная скорость Hyundai Solaris достигает всего 193 км/ч, а Opel Astra - 160 - 170 км/ч <307>. Во всех этих случаях алгоритм работал, принимая исходную информацию как абсолютно достоверную, - доказательства не оценивались, не проверялись на достоверность. Это значит, что, сколь ни парадоксально, в настоящий момент решение, основанное только на доказательствах, полученных технологическим путем, и (или) принятое в автоматизированном порядке, имеет более низкий уровень обоснованности, чем решение, принимаемое в ординарном порядке.