Сквозные технологии
Подборка наиболее важных документов по запросу Сквозные технологии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение сквозных технологий цифровой экономики в сельском хозяйстве
(Дадалко В.А., Желябин Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10
(Дадалко В.А., Желябин Д.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 10
Статья: Повышение качества информационного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов при сквозном таможенном контроле на основе технологии блокчейн
(Бондаренко А.О., Мищенко О.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2022, N 4)"Вестник Российской таможенной академии", 2022, N 4
(Бондаренко А.О., Мищенко О.А.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2022, N 4)"Вестник Российской таможенной академии", 2022, N 4
Нормативные акты
Статья: Подготовка квалифицированных кадров как важнейшее условие обеспечения технологического суверенитета в Российской Федерации: правовые механизмы и стратегия развития высшего образования
(Ручкина Г.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Правовое содержание этого понятия раскрыто в стратегических документах последних лет. Согласно Постановлению Правительства от 15.04.2023 N 603 <11> технологический суверенитет предполагает развитие 13 приоритетных отраслей - от авиастроения до железнодорожного машиностроения. Концепция технологического развития до 2030 года <12> определяет его как наличие критических и сквозных технологий под национальным контролем, позволяющих реализовывать стратегические цели развития.
(Ручкина Г.Ф.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Правовое содержание этого понятия раскрыто в стратегических документах последних лет. Согласно Постановлению Правительства от 15.04.2023 N 603 <11> технологический суверенитет предполагает развитие 13 приоритетных отраслей - от авиастроения до железнодорожного машиностроения. Концепция технологического развития до 2030 года <12> определяет его как наличие критических и сквозных технологий под национальным контролем, позволяющих реализовывать стратегические цели развития.
Статья: Влияние доктринальных подходов на развитие законодательства о применении искусственного интеллекта для целей предпринимательства
(Петюкова О.Н., Толстоброва А.М.)
("Современный юрист", 2025, N 1)Результаты/выводы. Являясь сквозными, технологии искусственного интеллекта имеют междисциплинарный и межотраслевой характер, а сформулированные в законодательных актах дефиниции должны отражать их правовое содержание и соответствовать признакам правовой определенности, чтобы не было разночтений и многозначности их понимания в процессе правоприменения, в том числе в предпринимательской деятельности.
(Петюкова О.Н., Толстоброва А.М.)
("Современный юрист", 2025, N 1)Результаты/выводы. Являясь сквозными, технологии искусственного интеллекта имеют междисциплинарный и межотраслевой характер, а сформулированные в законодательных актах дефиниции должны отражать их правовое содержание и соответствовать признакам правовой определенности, чтобы не было разночтений и многозначности их понимания в процессе правоприменения, в том числе в предпринимательской деятельности.
Статья: Соотношение и разграничение информации и данных
(Назаров Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Ключевые слова: данные, информация, искусственный интеллект, цифровые данные, цифровая экономика, база данных, анонимные данные, персональные данные, личная информация, сквозные технологии.
(Назаров Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)Ключевые слова: данные, информация, искусственный интеллект, цифровые данные, цифровая экономика, база данных, анонимные данные, персональные данные, личная информация, сквозные технологии.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)В литературе отмечается, что цифровая платформа в совокупности с другими сервисами и информационными системами, включая различные бизнес-процессы, составляет единую цифровую экосистему <132>. Под цифровой экосистемой понимается группа предприятий, людей и объектов, которые совместно используют цифровые платформы для взаимовыгодных целей... <133>. С учетом использования всемирного Интернета и сквозных цифровых технологий для цифровых экосистем характерно географическое разнообразие участников, межгосударственное и межотраслевое регулирование.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)В литературе отмечается, что цифровая платформа в совокупности с другими сервисами и информационными системами, включая различные бизнес-процессы, составляет единую цифровую экосистему <132>. Под цифровой экосистемой понимается группа предприятий, людей и объектов, которые совместно используют цифровые платформы для взаимовыгодных целей... <133>. С учетом использования всемирного Интернета и сквозных цифровых технологий для цифровых экосистем характерно географическое разнообразие участников, межгосударственное и межотраслевое регулирование.
Статья: Принятие Закона о технологической политике как инструмент обеспечения цифрового суверенитета России
(Лолаева А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)В целях достижения технологической независимости Указом Президента РФ от 28 февраля 2024 г. N 145 утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации <1>, являющаяся основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в области научно-технического развития, а также "в рамках суверенитета обеспечивающая способность государства создавать и применять наукоемкие технологии, критически важные для обеспечения независимости и конкурентоспособности, и организовывать производство товаров в стратегически значимых сферах деятельности общества и государства с применением интеллектуальных производственных решений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта" <2>. Научно-технологическое развитие занимает центральное место в стратегии роста России. Оно зависит от множества факторов, которые создают серьезные вызовы для страны, включая глобальную конкуренцию и геополитические обстоятельства. Важным аспектом данного процесса является реализация отечественных программ, что не только отвечает политике импортозамещения, но и способствует укреплению цифрового суверенитета. Это важно для обеспечения независимости в стратегически важных технологиях, что, в свою очередь, поддерживает экономическую стабильность и национальную безопасность. Кроме того, "промышленный суверенитет обеспечивает научно-техническое и промышленное развитие для создания и поддержания информационных (цифровых) технологий и инфраструктуры, что гарантирует независимость от иностранных технологий" <3>. В этой связи распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2024 г. N 637-р утверждено Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления <4>, что способствует переходу органов государственной власти Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях к модели управления на основе автоматического сбора и анализа данных с использованием информационных платформ. Создание единого информационного пространства для электронного взаимодействия между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов становится неотъемлемой частью оптимизации государственного управления. Такой подход позволит значительно повысить координацию и улучшить взаимодействие как внутри самих ведомств, так и между ними. Тенденции развития российского общества в контексте обеспечения информационной безопасности были обозначены также в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г.": "С одной стороны - обеспечение сетевого суверенитета, т.е. создание цифрового пространства, защищенного от влияния недружественных стран, с другой стороны - усиление позиций российского программного обеспечения (ПО) на рынке и его активное внедрение в деятельность предприятий" <5>. Наконец, 28 декабря 2024 г. Президент Российской Федерации подписал Закон о технологической политике <6>, целью которой является обеспечение цифрового суверенитета РФ, конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции и эффективности ее создания за счет ускоренного внедрения технологических инноваций для повышения качества и уровня жизни граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Субъекты, формирующие технологическую политику, - Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Российская академия наук, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральных территорий. На Правительство РФ возложена обязанность утверждения целевых показателей обеспечения цифрового суверенитета, среднесрочного и долгосрочного развития технологий в отраслях экономики, мониторинг показателей эффективности технологической политики, перечни видов технологической продукции, критических и сквозных технологий.
(Лолаева А.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 3)В целях достижения технологической независимости Указом Президента РФ от 28 февраля 2024 г. N 145 утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации <1>, являющаяся основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в области научно-технического развития, а также "в рамках суверенитета обеспечивающая способность государства создавать и применять наукоемкие технологии, критически важные для обеспечения независимости и конкурентоспособности, и организовывать производство товаров в стратегически значимых сферах деятельности общества и государства с применением интеллектуальных производственных решений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта" <2>. Научно-технологическое развитие занимает центральное место в стратегии роста России. Оно зависит от множества факторов, которые создают серьезные вызовы для страны, включая глобальную конкуренцию и геополитические обстоятельства. Важным аспектом данного процесса является реализация отечественных программ, что не только отвечает политике импортозамещения, но и способствует укреплению цифрового суверенитета. Это важно для обеспечения независимости в стратегически важных технологиях, что, в свою очередь, поддерживает экономическую стабильность и национальную безопасность. Кроме того, "промышленный суверенитет обеспечивает научно-техническое и промышленное развитие для создания и поддержания информационных (цифровых) технологий и инфраструктуры, что гарантирует независимость от иностранных технологий" <3>. В этой связи распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2024 г. N 637-р утверждено Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления <4>, что способствует переходу органов государственной власти Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях к модели управления на основе автоматического сбора и анализа данных с использованием информационных платформ. Создание единого информационного пространства для электронного взаимодействия между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов становится неотъемлемой частью оптимизации государственного управления. Такой подход позволит значительно повысить координацию и улучшить взаимодействие как внутри самих ведомств, так и между ними. Тенденции развития российского общества в контексте обеспечения информационной безопасности были обозначены также в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г.": "С одной стороны - обеспечение сетевого суверенитета, т.е. создание цифрового пространства, защищенного от влияния недружественных стран, с другой стороны - усиление позиций российского программного обеспечения (ПО) на рынке и его активное внедрение в деятельность предприятий" <5>. Наконец, 28 декабря 2024 г. Президент Российской Федерации подписал Закон о технологической политике <6>, целью которой является обеспечение цифрового суверенитета РФ, конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции и эффективности ее создания за счет ускоренного внедрения технологических инноваций для повышения качества и уровня жизни граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Субъекты, формирующие технологическую политику, - Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Российская академия наук, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральных территорий. На Правительство РФ возложена обязанность утверждения целевых показателей обеспечения цифрового суверенитета, среднесрочного и долгосрочного развития технологий в отраслях экономики, мониторинг показателей эффективности технологической политики, перечни видов технологической продукции, критических и сквозных технологий.
Статья: Правовые особенности цифровизации туризма в России как фактор продвижения конкурентоспособного продукта на мировом рынке
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 6)Предлагается внести в работу МИД России подобные изменения, издав распоряжение Правительства РФ, которое утверждало бы концепцию цифровой и функциональной трансформации работы Министерства иностранных дел РФ в эпоху цифровизации и в рамках идей и принципов электронного правительства. Видится необходимым прописать в этой концепции поэтапно программу оптимизации процесса подготовки и подачи документов для оформления виз иностранцам, внедрение возможности обратной связи и связи с технической поддержкой в случае каких-либо проблем, внедрение возможности машинного считывания и обработки данных, использования таких сквозных технологий, как Big Data, искусственный интеллект, биометрия и некоторых других, которые могли бы быть эффективно применены в рассматриваемой сфере [3, с. 254].
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 6)Предлагается внести в работу МИД России подобные изменения, издав распоряжение Правительства РФ, которое утверждало бы концепцию цифровой и функциональной трансформации работы Министерства иностранных дел РФ в эпоху цифровизации и в рамках идей и принципов электронного правительства. Видится необходимым прописать в этой концепции поэтапно программу оптимизации процесса подготовки и подачи документов для оформления виз иностранцам, внедрение возможности обратной связи и связи с технической поддержкой в случае каких-либо проблем, внедрение возможности машинного считывания и обработки данных, использования таких сквозных технологий, как Big Data, искусственный интеллект, биометрия и некоторых других, которые могли бы быть эффективно применены в рассматриваемой сфере [3, с. 254].
Статья: Контроль в условиях регулирования отраслевых макроэкономических процессов
(Серебрякова Т.Ю., Фатхуллин Э.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Данный показатель не описан в документах Правительства России, но есть определение категории "технологический суверенитет". Это понятие содержится в отечественном правительственном документе "Концепция технологического развития на период до 2030 года" <4>. В нем технологический суверенитет определяется следующим образом: "Технологический суверенитет - наличие в стране (под национальным контролем) критических и сквозных технологий собственных линий разработки и условий производства продукции на их основе, обеспечивающих устойчивую возможность государства и общества достигать собственные национальные цели развития и реализовывать национальные интересы. Технологический суверенитет обеспечивается в двух основных формах - исследования, разработка и внедрение критических и сквозных технологий (по установленному перечню) и производство высокотехнологичной продукции, основанное на указанных технологиях. Технологический суверенитет обеспечивается в том числе с опорой на устойчивое международное научно-техническое сотрудничество с дружественными странами" <5>.
(Серебрякова Т.Ю., Фатхуллин Э.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)Данный показатель не описан в документах Правительства России, но есть определение категории "технологический суверенитет". Это понятие содержится в отечественном правительственном документе "Концепция технологического развития на период до 2030 года" <4>. В нем технологический суверенитет определяется следующим образом: "Технологический суверенитет - наличие в стране (под национальным контролем) критических и сквозных технологий собственных линий разработки и условий производства продукции на их основе, обеспечивающих устойчивую возможность государства и общества достигать собственные национальные цели развития и реализовывать национальные интересы. Технологический суверенитет обеспечивается в двух основных формах - исследования, разработка и внедрение критических и сквозных технологий (по установленному перечню) и производство высокотехнологичной продукции, основанное на указанных технологиях. Технологический суверенитет обеспечивается в том числе с опорой на устойчивое международное научно-техническое сотрудничество с дружественными странами" <5>.
Статья: Правовое обеспечение транспортной безопасности в условиях цифровизации
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2023, N 1)Активное внедрение цифровых сквозных технологий в различных областях свидетельствует о необходимости модернизации законодательства таким образом, чтобы оно соответствовало современным реалиям. Одним из важных аспектов, требующих качественной проработки с точки зрения правового регулирования, является сфера транспортной безопасности. В статье рассматриваются основные направления, связанные с совершенствованием понятийного аппарата, информационной безопасностью на транспорте, а также определением ответственности за нарушение требований транспортной безопасности в условиях цифровизации.
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2023, N 1)Активное внедрение цифровых сквозных технологий в различных областях свидетельствует о необходимости модернизации законодательства таким образом, чтобы оно соответствовало современным реалиям. Одним из важных аспектов, требующих качественной проработки с точки зрения правового регулирования, является сфера транспортной безопасности. В статье рассматриваются основные направления, связанные с совершенствованием понятийного аппарата, информационной безопасностью на транспорте, а также определением ответственности за нарушение требований транспортной безопасности в условиях цифровизации.
Статья: Регулирование и направления развития рынка центров обработки данных в Российской Федерации
(Новиков А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)В современную эпоху цифровой экономики центры обработки данных (далее - ЦОД), также именуемые дата-центрами, выступают критически важной инфраструктурой, обеспечивающей хранение, обработку и обмен данными для практически всех отраслей хозяйства. Развитие рынка ЦОД напрямую влияет на успешность цифровой трансформации, внедрение облачных сервисов, больших данных, искусственного интеллекта и других сквозных технологий. Для Российской Федерации вопрос развития собственной сети дата-центров приобретает стратегическое значение с точки зрения обеспечения цифрового суверенитета и технологической независимости, особенно в условиях внешних санкций и ограниченного доступа к импортным технологиям <1>.
(Новиков А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)В современную эпоху цифровой экономики центры обработки данных (далее - ЦОД), также именуемые дата-центрами, выступают критически важной инфраструктурой, обеспечивающей хранение, обработку и обмен данными для практически всех отраслей хозяйства. Развитие рынка ЦОД напрямую влияет на успешность цифровой трансформации, внедрение облачных сервисов, больших данных, искусственного интеллекта и других сквозных технологий. Для Российской Федерации вопрос развития собственной сети дата-центров приобретает стратегическое значение с точки зрения обеспечения цифрового суверенитета и технологической независимости, особенно в условиях внешних санкций и ограниченного доступа к импортным технологиям <1>.
Статья: Цифровые технологии: система распределенного реестра
(Шевцова Г.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной в конце 2018 года, перечень сквозных технологий не приводится, но в рамках федерального проекта "Цифровые технологии" были разработаны дорожные карты по развитию сквозных цифровых технологий. Правительственная комиссия по цифровому развитию под председательством вице-премьера Максима Акимова одобрила семь дорожных карт по развитию сквозных технологий цифровой экономики и входящие в них субтехнологии, описанные в дорожных картах. Среди них - технологии распределенного реестра <7>.
(Шевцова Г.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В национальной программе "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной в конце 2018 года, перечень сквозных технологий не приводится, но в рамках федерального проекта "Цифровые технологии" были разработаны дорожные карты по развитию сквозных цифровых технологий. Правительственная комиссия по цифровому развитию под председательством вице-премьера Максима Акимова одобрила семь дорожных карт по развитию сквозных технологий цифровой экономики и входящие в них субтехнологии, описанные в дорожных картах. Среди них - технологии распределенного реестра <7>.