Служба управления рисками
Подборка наиболее важных документов по запросу Служба управления рисками (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция руководителя (начальника) службы (подразделения, департамента, управления, отдела) управления рисками (риск-менеджмента) (с учетом профессионального стандарта) >>>
Статья: Цифровой правовой контроль как новая цивилистическая категория
(Линников А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)Отметим, что дифференциация видов частноправового цифрового контроля на две группы - частноправовой контроль оператора информационной системы за соблюдением требований законодательства со стороны участников такой системы и частноправовой контроль участника информационной системы за оборотом цифровых прав, принадлежащих ему, - ранее в таком виде не предлагалась в цивилистике. Данная авторская классификация носит условный характер и преследует цель систематизации соответствующих научных представлений о частноправовом цифровом контроле. Дихотомия, наблюдающаяся в указанной классификации, предопределена основными акторами, участвующими в обороте ЦФА и иных цифровых прав, - их обладателями и операторами соответствующих информационных систем/операторами инвестиционных платформ. Несмотря на концепцию "отказа от посредников", позиционирующуюся в качестве одного из безусловных преимуществ автоматизированных цифровых систем, правоотношения в рамках информационных систем контролируются со стороны их операторов, что, однако, не лишает цифровых отношений обозначенных преимуществ. Оператор информационной системы обладает соответствующим правовым статусом. При этом его главный функционал сосредоточен на решении прежде всего технических задач. Правовой статус оператора информационной системы предусмотрен статьей 5 Закона о ЦФА. В этой достаточно объемной статье говорится о том, что оператором может быть только юридическое лицо, личным законом которого является российское право. При этом законодатель дополнительно разъясняет, кто именно из юридических лиц вправе выполнять функции "оператора информационной системы": кредитная организация; лицо, имеющее право осуществлять депозитарную деятельность; лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли. Однако этот перечень не является исчерпывающим: приводя в скобках соответствующие примеры, законодатель употребляет союз "в том числе", что позволяет сделать вывод о потенциальной допустимости существования и иных юридических лиц, имеющих право выполнять функции оператора информационной системы. Неотъемлемым условием осуществления функций оператора информационной системы является предварительная регистрация в таком качестве в соответствующем реестре, ведение которого возлагается на Банк России <13>. Одной из главных обязанностей, возлагаемых на оператора информационной системы, выступает утверждение правил функционирования соответствующей информационной системы. При этом в пункте 13 статьи 5 Закона о ЦФА упоминается такая самостоятельная обязанность оператора информационной системы, как создание службы внутреннего контроля и службы управления рисками. Эта обязанность, сформулированная императивно, предполагает в качестве альтернативы возможность назначения контролера и должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками. Примечательно, что законодатель, формулируя соответствующее требование, называет соответствующий вид контроля внутренним, что, на наш взгляд, свидетельствует о его ограниченности рамками соответствующей информационной системы.
(Линников А.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)Отметим, что дифференциация видов частноправового цифрового контроля на две группы - частноправовой контроль оператора информационной системы за соблюдением требований законодательства со стороны участников такой системы и частноправовой контроль участника информационной системы за оборотом цифровых прав, принадлежащих ему, - ранее в таком виде не предлагалась в цивилистике. Данная авторская классификация носит условный характер и преследует цель систематизации соответствующих научных представлений о частноправовом цифровом контроле. Дихотомия, наблюдающаяся в указанной классификации, предопределена основными акторами, участвующими в обороте ЦФА и иных цифровых прав, - их обладателями и операторами соответствующих информационных систем/операторами инвестиционных платформ. Несмотря на концепцию "отказа от посредников", позиционирующуюся в качестве одного из безусловных преимуществ автоматизированных цифровых систем, правоотношения в рамках информационных систем контролируются со стороны их операторов, что, однако, не лишает цифровых отношений обозначенных преимуществ. Оператор информационной системы обладает соответствующим правовым статусом. При этом его главный функционал сосредоточен на решении прежде всего технических задач. Правовой статус оператора информационной системы предусмотрен статьей 5 Закона о ЦФА. В этой достаточно объемной статье говорится о том, что оператором может быть только юридическое лицо, личным законом которого является российское право. При этом законодатель дополнительно разъясняет, кто именно из юридических лиц вправе выполнять функции "оператора информационной системы": кредитная организация; лицо, имеющее право осуществлять депозитарную деятельность; лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли. Однако этот перечень не является исчерпывающим: приводя в скобках соответствующие примеры, законодатель употребляет союз "в том числе", что позволяет сделать вывод о потенциальной допустимости существования и иных юридических лиц, имеющих право выполнять функции оператора информационной системы. Неотъемлемым условием осуществления функций оператора информационной системы является предварительная регистрация в таком качестве в соответствующем реестре, ведение которого возлагается на Банк России <13>. Одной из главных обязанностей, возлагаемых на оператора информационной системы, выступает утверждение правил функционирования соответствующей информационной системы. При этом в пункте 13 статьи 5 Закона о ЦФА упоминается такая самостоятельная обязанность оператора информационной системы, как создание службы внутреннего контроля и службы управления рисками. Эта обязанность, сформулированная императивно, предполагает в качестве альтернативы возможность назначения контролера и должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками. Примечательно, что законодатель, формулируя соответствующее требование, называет соответствующий вид контроля внутренним, что, на наш взгляд, свидетельствует о его ограниченности рамками соответствующей информационной системы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2024)Статья 57.1. Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), головной кредитной организации банковской группы.
(ред. от 08.08.2024)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2024)Статья 57.1. Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения), головной кредитной организации банковской группы.