Снижение ставок по кредитам коронавируса

Подборка наиболее важных документов по запросу Снижение ставок по кредитам коронавируса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Смоленского областного суда от 17.05.2022 N 33-1144/2022
Категория спора: Кредит.
Требования займодавца: 1) О взыскании основного долга по кредитному договору; 2) О взыскании процентов за пользование кредитом; 3) О взыскании неустойки по кредитному договору.
Обстоятельства: Истец указал на ненадлежащее исполнение заемщиком обязательства по возврату денежных средств.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что неисполнение своих обязательств по договору произошло по независящим от ответчика обстоятельствам (распространением коронавирусной инфекции и введением связанных с ним ограничений), судебная коллегия отклоняет, поскольку само по себе обращение заемщика в банк с заявлением о реструктуризации не является основанием, освобождающим его от исполнения обязательств перед кредитором по возврату кредита и оплате процентов за пользование им, при том, что это является правом, а не обязанностью банка. Трудное материальное положение заемщика не является основанием для изменения условий договора, снижения процентной ставки по договору, равно как и предоставление "кредитных каникул" является правом, а не обязанностью банка.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Немотивированный отказ в предоставлении льготного кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства
(Сарнаков И.В., Пешков Б.С.)
("Финансовое право", 2023, N 5)
Одной из значимых мер поддержки субъектов МСП является предоставление упрощенного доступа к кредитным программам банков. В целях развития субъектов МСП АО "Корпорация развития МСП" и Министерство экономического развития РФ предоставляют возможность получить гарантии и поручительства, а также воспользоваться различными льготными программами кредитования в банках-партнерах. Повышенную актуальность приобрели программы льготного кредитования, субсидированные Правительством РФ, связанные с поддержкой бизнеса в кризисных экономических условиях: в период ограничений деятельности во время борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также в период преодоления последствий экономических санкций. Примерами таких программ могут служить кредиты под 0% на выплату заработной платы сотрудникам, кредиты под 3% на возобновление деятельности и др. Для получения льготного кредита, пониженная ставка которого профинансирована государством, субъект МСП должен подходить под условия выдачи данного кредитного продукта, установленные Правительством РФ.

Нормативные акты

"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов"
(утв. Банком России)
С точки зрения денежно-кредитной политики эффект программ льготного кредитования также неоднозначен. С одной стороны, в периоды экономической нестабильности банки более тщательно отбирают заемщиков, а население и компании избегают наращивать долговую нагрузку. В результате эффективность трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики уменьшается, и снижения ключевой ставки может быть недостаточно для стимулирования спроса, особенно в странах с околонулевым уровнем ставки центрального банка. Поэтому в период пандемии COVID-19 многие центральные банки реализовывали программы funding for lending (FFL), направленные на стимулирование отдельных сегментов кредитного рынка (в том числе посредством государственных гарантий по кредитам, инкорпорированных во многие программы). Из 27 программ FFL, инициированных 14 крупными центральными банками, свыше трети было направлено на решение задач восстановления эффективности денежно-кредитной политики <2>.