Снос бесхозяйной постройки
Подборка наиболее важных документов по запросу Снос бесхозяйной постройки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.10.2024 N 305-ЭС24-11543 по делу N А40-226525/2022
Категория спора: Причинение вреда в результате незаконных действий органов государственной власти.
Требования потерпевшего: О возмещении ущерба.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что снос принадлежащего ему объекта недвижимости является незаконным.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку ответчик осуществил снос спорного здания в отсутствие доказательств того, что объект возведен самовольно или имеет признаки бесхозяйного имущества, что привело к нарушению права частной собственности без вступившего в законную силу решения суда, таким образом, выводы судов об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца являются ошибочными.В нарушение установленного постановлением N 819-ПП порядка спорный объект не включен в перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих сносу; доказательств уведомления истца о предстоящем сносе здания не представлено; судебного решения о сносе объекта как самовольной постройки не принималось; право собственности на указанный объект зарегистрировано за Обществом в установленном законом порядке, сведения о нем внесены в ЕГРН; Общество, как собственник здания, оплачивало налог на имущество, что подтверждается имеющимися в деле платежными поручениями.
Категория спора: Причинение вреда в результате незаконных действий органов государственной власти.
Требования потерпевшего: О возмещении ущерба.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что снос принадлежащего ему объекта недвижимости является незаконным.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку ответчик осуществил снос спорного здания в отсутствие доказательств того, что объект возведен самовольно или имеет признаки бесхозяйного имущества, что привело к нарушению права частной собственности без вступившего в законную силу решения суда, таким образом, выводы судов об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца являются ошибочными.В нарушение установленного постановлением N 819-ПП порядка спорный объект не включен в перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих сносу; доказательств уведомления истца о предстоящем сносе здания не представлено; судебного решения о сносе объекта как самовольной постройки не принималось; право собственности на указанный объект зарегистрировано за Обществом в установленном законом порядке, сведения о нем внесены в ЕГРН; Общество, как собственник здания, оплачивало налог на имущество, что подтверждается имеющимися в деле платежными поручениями.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Изложенное выше и проведенный анализ позволяют сделать вывод о том, что самовольная постройка должна в первую очередь подвергаться сносу, а не признанием права собственности на нее, что требует от законодателя установления точного перечня объектов и их признаков, которые следует считать самовольной постройкой (и постройкой вообще), а также признаков, в связи с которыми объект может признаваться самовольной постройкой. Что касается бесхозяйных недвижимых вещей, таковыми следует признавать недвижимые вещи, которые не зарегистрированы должным образом в органах государственной регистрации, никем не используются, в отношении этих вещей длительное время (более 10 лет) не совершалось никаких действий и так далее. В том случае, если недвижимой вещью кто-либо пользуется, но это не зарегистрировано в законном порядке, говорить о бесхозяйности вещи рано. Предпосылки к этому были рассмотрены в рамках работы.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Изложенное выше и проведенный анализ позволяют сделать вывод о том, что самовольная постройка должна в первую очередь подвергаться сносу, а не признанием права собственности на нее, что требует от законодателя установления точного перечня объектов и их признаков, которые следует считать самовольной постройкой (и постройкой вообще), а также признаков, в связи с которыми объект может признаваться самовольной постройкой. Что касается бесхозяйных недвижимых вещей, таковыми следует признавать недвижимые вещи, которые не зарегистрированы должным образом в органах государственной регистрации, никем не используются, в отношении этих вещей длительное время (более 10 лет) не совершалось никаких действий и так далее. В том случае, если недвижимой вещью кто-либо пользуется, но это не зарегистрировано в законном порядке, говорить о бесхозяйности вещи рано. Предпосылки к этому были рассмотрены в рамках работы.
Статья: Земельные отношения в электросетевом хозяйстве
(Шакеров Р.)
("ЭЖ-Юрист", 2017, N 7-8)- для органов местного самоуправления - выявления и взятия на контроль бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. В этом случае собственникам земельных участков, на территории которых установлены объекты электросетевого хозяйства, собственник постройки которых не установлен, следует обратиться в органы местного самоуправления для принятия решения о сносе такого объекта электросетевого хозяйства либо о переводе его в муниципальную собственность. В случае перевода объекта в муниципальную собственность орган местного самоуправления должен заключить договор аренды с собственником земельного участка, на котором установлен данный объект электросетевого хозяйства, либо выплатить компенсацию собственнику за использование земельного участка;
(Шакеров Р.)
("ЭЖ-Юрист", 2017, N 7-8)- для органов местного самоуправления - выявления и взятия на контроль бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. В этом случае собственникам земельных участков, на территории которых установлены объекты электросетевого хозяйства, собственник постройки которых не установлен, следует обратиться в органы местного самоуправления для принятия решения о сносе такого объекта электросетевого хозяйства либо о переводе его в муниципальную собственность. В случае перевода объекта в муниципальную собственность орган местного самоуправления должен заключить договор аренды с собственником земельного участка, на котором установлен данный объект электросетевого хозяйства, либо выплатить компенсацию собственнику за использование земельного участка;
Нормативные акты
Постановление Правительства Москвы от 08.12.2015 N 829-ПП
(ред. от 08.11.2017)
"О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы"
(вместе с "Положением об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территории (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения", "Перечнем зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, подлежащих сносу")10. Мероприятия по определению площадок для хранения имущества, находившегося в самовольной постройке, а также образованного в результате сноса самовольной постройки, хранению такого имущества, возврату правообладателю либо признанию бесхозяйным и оформлению в собственность города Москвы обеспечиваются префектурами административных округов города Москвы в порядке, аналогичном порядку, установленному в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
(ред. от 08.11.2017)
"О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы"
(вместе с "Положением об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территории (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения", "Перечнем зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, подлежащих сносу")10. Мероприятия по определению площадок для хранения имущества, находившегося в самовольной постройке, а также образованного в результате сноса самовольной постройки, хранению такого имущества, возврату правообладателю либо признанию бесхозяйным и оформлению в собственность города Москвы обеспечиваются префектурами административных округов города Москвы в порядке, аналогичном порядку, установленному в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Постановление администрации городского округа Подольск МО от 19.07.2022 N 1367-П
(ред. от 31.05.2024)
"Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно установленных некапитальных строений, сооружений на территории муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области"1.3. Настоящий Порядок не распространяет свое действие на правоотношения, связанные с осуществлением мероприятий по сносу самовольных построек, являющихся объектами капитального строительства, на брошенный (бесхозяйный) автотранспорт.
(ред. от 31.05.2024)
"Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно установленных некапитальных строений, сооружений на территории муниципального образования "Городской округ Подольск Московской области"1.3. Настоящий Порядок не распространяет свое действие на правоотношения, связанные с осуществлением мероприятий по сносу самовольных построек, являющихся объектами капитального строительства, на брошенный (бесхозяйный) автотранспорт.