Снятие опеки по заявлению родителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Снятие опеки по заявлению родителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт отобрания ребенка у родителей: недостатки правового регулирования и пути разрешения проблем
(Швабауэр А.В.)
("Российская юстиция", 2020, N 10)Отобрание ребенка - это временное прекращение права родителей на личное воспитание ребенка. Орган опеки (полиции), подавая заявление в суд, оспаривает указанное право родителей. Вместе с тем особое производство предполагает отсутствие спора о праве и двух спорящих сторон (ч. 3 ст. 263 ГПК). Это означает, что дело об отобрании ребенка принципиально не может рассматриваться в порядке особого производства.
(Швабауэр А.В.)
("Российская юстиция", 2020, N 10)Отобрание ребенка - это временное прекращение права родителей на личное воспитание ребенка. Орган опеки (полиции), подавая заявление в суд, оспаривает указанное право родителей. Вместе с тем особое производство предполагает отсутствие спора о праве и двух спорящих сторон (ч. 3 ст. 263 ГПК). Это означает, что дело об отобрании ребенка принципиально не может рассматриваться в порядке особого производства.
Статья: Разлучение родителей и детей в аспекте статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Вместе с тем обнаружился важный аспект применения ст. 77 СК РФ - Верховный Суд РФ указал на последствия административного отобрания: принятие соответствующего акта "влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей)" (п. 31), фактически дополняя этой установкой СК РФ. Тем самым применение административной процедуры лишает титульных воспитателей важнейшей составляющей их права на воспитание ребенка - возможности личного общения с ребенком, что, на наш взгляд, прямо противоречит ст. 9 Конвенции о правах ребенка, требующей, как общее правило, сохранения регулярного межличностного общения ребенка и родителя даже при их судебном разлучении. Очевидно, что при таком варианте развития событий, на практике нередко отягощенном различными необоснованными бюрократическими заморочками, период отсутствия личных контактов психологически, да и физически, крайне отрицательно сказывается прежде всего на самом ребенке, привязанном к своим родителям, какими плохими они бы ни казались работникам органа опеки или какими плохими бы они ни оказались, особенно в ситуации необоснованных отобраний. Лишение родителя и ребенка важнейшего права межличностного общения вследствие административного отобрания прямо не предусмотрено ст. 77 СК РФ и не закреплено среди полномочий органа опеки.
(Косова О.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 1)Вместе с тем обнаружился важный аспект применения ст. 77 СК РФ - Верховный Суд РФ указал на последствия административного отобрания: принятие соответствующего акта "влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей)" (п. 31), фактически дополняя этой установкой СК РФ. Тем самым применение административной процедуры лишает титульных воспитателей важнейшей составляющей их права на воспитание ребенка - возможности личного общения с ребенком, что, на наш взгляд, прямо противоречит ст. 9 Конвенции о правах ребенка, требующей, как общее правило, сохранения регулярного межличностного общения ребенка и родителя даже при их судебном разлучении. Очевидно, что при таком варианте развития событий, на практике нередко отягощенном различными необоснованными бюрократическими заморочками, период отсутствия личных контактов психологически, да и физически, крайне отрицательно сказывается прежде всего на самом ребенке, привязанном к своим родителям, какими плохими они бы ни казались работникам органа опеки или какими плохими бы они ни оказались, особенно в ситуации необоснованных отобраний. Лишение родителя и ребенка важнейшего права межличностного общения вследствие административного отобрания прямо не предусмотрено ст. 77 СК РФ и не закреплено среди полномочий органа опеки.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об опеке и попечительстве"2. Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка на случай своей смерти либо оба родителя на случай своей одновременной смерти (то есть смерти в один и тот же день) вправе определить опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение единственный родитель или оба родителя могут сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Единственный родитель или оба родителя вправе изменить поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя путем подачи им (ими) нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя может быть отменено путем подачи в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка заявления единственного родителя, заявления одного из родителей или совместного заявления обоих родителей. Заявление единственного родителя или совместное заявление обоих родителей об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя, а также заявление в связи с изменением или отменой поданного заявления об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя должно быть собственноручно им (ими) подписано с указанием даты составления соответствующего заявления. Подпись единственного родителя, одного из родителей или подписи обоих родителей должны быть удостоверены руководителем органа опеки и попечительства, а в случаях, если единственный родитель, один из родителей или оба родителя не могут явиться в орган опеки и попечительства, в нотариальном порядке, либо администрацией стационарной организации социального обслуживания, в которой проживает родитель, или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения, либо начальником соответствующих медицинского или военно-медицинского подразделения, части, организации федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинская организация), его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом, если заявление подает военнослужащий или другое лицо, находящееся на лечении в соответствующей военно-медицинской организации, либо командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, если заявление подает военнослужащий, а также если заявление подают члены семьи военнослужащего, работник этих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, члены его семьи при отсутствии нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия в местах дислокации воинских частей, соединений, учреждений, военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования. Подпись родителя, находящегося в местах лишения свободы, удостоверяется начальником соответствующего места лишения свободы.
(ред. от 08.08.2024)
"Об опеке и попечительстве"2. Единственный родитель несовершеннолетнего ребенка на случай своей смерти либо оба родителя на случай своей одновременной смерти (то есть смерти в один и тот же день) вправе определить опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение единственный родитель или оба родителя могут сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Единственный родитель или оба родителя вправе изменить поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя путем подачи им (ими) нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя может быть отменено путем подачи в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка заявления единственного родителя, заявления одного из родителей или совместного заявления обоих родителей. Заявление единственного родителя или совместное заявление обоих родителей об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя, а также заявление в связи с изменением или отменой поданного заявления об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя должно быть собственноручно им (ими) подписано с указанием даты составления соответствующего заявления. Подпись единственного родителя, одного из родителей или подписи обоих родителей должны быть удостоверены руководителем органа опеки и попечительства, а в случаях, если единственный родитель, один из родителей или оба родителя не могут явиться в орган опеки и попечительства, в нотариальном порядке, либо администрацией стационарной организации социального обслуживания, в которой проживает родитель, или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения, либо начальником соответствующих медицинского или военно-медицинского подразделения, части, организации федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинская организация), его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом, если заявление подает военнослужащий или другое лицо, находящееся на лечении в соответствующей военно-медицинской организации, либо командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, если заявление подает военнослужащий, а также если заявление подают члены семьи военнослужащего, работник этих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, члены его семьи при отсутствии нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия в местах дислокации воинских частей, соединений, учреждений, военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования. Подпись родителя, находящегося в местах лишения свободы, удостоверяется начальником соответствующего места лишения свободы.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"31. Судам необходимо иметь в виду, что предусмотренная статьей 77 СК РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования, принятие которого влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей).
"О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав"31. Судам необходимо иметь в виду, что предусмотренная статьей 77 СК РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования, принятие которого влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей).