Соблюдение конституционных прав граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Соблюдение конституционных прав граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 213.25 "Имущество гражданина, подлежащее реализации в случае признания гражданина банкротом и введения реализации имущества гражданина" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Арбитражный суд Уральского округа)Институт прожиточного минимума направлен на соблюдение конституционных прав граждан на достойную жизнь и достоинство личности. Несмотря на то, что ситуация банкротства является следствием действий (бездействия) самого гражданина, соблюдение неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, должно быть неукоснительным.
(Арбитражный суд Уральского округа)Институт прожиточного минимума направлен на соблюдение конституционных прав граждан на достойную жизнь и достоинство личности. Несмотря на то, что ситуация банкротства является следствием действий (бездействия) самого гражданина, соблюдение неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, должно быть неукоснительным.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 19 Конституции РФ"4. Как установление уголовно-правовых запретов и наказания за их нарушение, соразмерного защищаемым уголовным законом ценностям, так и принятие законодательных норм, устраняющих преступность и наказуемость деяний и смягчающих ответственность, должны сообразовываться с конституционными основами демократического правового государства, включая приоритет и непосредственное действие Конституции Российской Федерации, государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, соблюдение конституционных гарантий прав личности, справедливость и равенство, запрет произвола со стороны органов государственной власти и должностных лиц, реализующих уголовно-правовые предписания, в том числе судей (статьи 1 и 2; статья 4, часть 2; статья 15, части 1 и 2; статьи 19 и 45; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Когда меры, предусмотренные уголовным законом, перестают отвечать социальным реалиям, приводя к ослаблению защиты конституционно значимых ценностей или, напротив, к избыточному применению государственного принуждения, законодатель обязан привести уголовно-правовые предписания в соответствие с новыми социальными реалиями, поддерживая баланс конституционно одобряемых целей и ценностей. В тех же случаях, когда установление уголовной ответственности шло бы вразрез с требованиями соразмерности, федеральный законодатель, как это прямо следует из статьи 7.27 КоАП Российской Федерации, не лишен возможности задействовать инструментарий ответственности административной."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Технологии автоматизации как инструмент обеспечения защиты конституционного права граждан на образование
(Омельянович В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Для воплощения в жизнь намеченной цели необходимо добиваться максимальной результативности в вопросе качества реализации образовательных программ всех уровней. Это требует оптимизации подходов в организации учебного процесса, а также в контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов за неукоснительным исполнением законодательства об образовании и, соответственно, за соблюдением конституционного права граждан на образование. В рамках проведенного исследования было установлено наличие определенных сложностей, корректировка которых позволит более успешно решать поставленные задачи.
(Омельянович В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Для воплощения в жизнь намеченной цели необходимо добиваться максимальной результативности в вопросе качества реализации образовательных программ всех уровней. Это требует оптимизации подходов в организации учебного процесса, а также в контрольно-надзорной деятельности уполномоченных органов за неукоснительным исполнением законодательства об образовании и, соответственно, за соблюдением конституционного права граждан на образование. В рамках проведенного исследования было установлено наличие определенных сложностей, корректировка которых позволит более успешно решать поставленные задачи.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"1) соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации о них;
(ред. от 23.05.2025)
"О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"1) соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации о них;
Статья: Государственные юридические бюро как основные участники системы бесплатной юридической помощи в России
(Мамедова О.В.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)Кроме того, практикующие юристы, думается, согласятся, насколько сложно зачастую бывает спорить в суде с органами государственной власти и органами местного самоуправления в интересах обычных граждан, тем более за государственное имущество. Для того законодатель и наделил адвокатуру независимостью, чтобы избежать подобного рода конфликтов интересов. Именно независимость адвокатуры является в первую очередь гарантом соблюдения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
(Мамедова О.В.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)Кроме того, практикующие юристы, думается, согласятся, насколько сложно зачастую бывает спорить в суде с органами государственной власти и органами местного самоуправления в интересах обычных граждан, тем более за государственное имущество. Для того законодатель и наделил адвокатуру независимостью, чтобы избежать подобного рода конфликтов интересов. Именно независимость адвокатуры является в первую очередь гарантом соблюдения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.
Статья: Административное принуждение, применяемое мировыми судьями в Российской Федерации
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Наделение мирового судьи правом законодательной инициативы в субъекте РФ по вопросам его деятельности и закрепление полномочий по участию в регулировании нагрузки будут служить гарантиями соблюдения конституционных прав граждан на доступ к правосудию, своевременности разрешения этих вопросов, укрепят независимость мировых судей. Аналогичным образом на федеральном уровне решен вопрос о законодательной инициативе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации по вопросам их ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ), на региональном уровне, например, в Республике Карелия право законодательной инициативы принадлежит Избирательной комиссии Республики Карелия по вопросам выборного законодательства (абз. 2 ст. 42 Конституции РК), в Ленинградской области - председателю Ленинградского областного суда по вопросам его ведения, председателю Контрольно-счетной палаты Ленинградской области - по вопросам его ведения (ч. 1 ст. 31 Устава Ленинградской обл.), Избирательной комиссии Калининградской области, Уполномоченному по правам человека в Калининградской области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Калининградской области - по вопросам их ведения (ст. 21 Устава Калининградской обл.).
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)Наделение мирового судьи правом законодательной инициативы в субъекте РФ по вопросам его деятельности и закрепление полномочий по участию в регулировании нагрузки будут служить гарантиями соблюдения конституционных прав граждан на доступ к правосудию, своевременности разрешения этих вопросов, укрепят независимость мировых судей. Аналогичным образом на федеральном уровне решен вопрос о законодательной инициативе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации по вопросам их ведения (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ), на региональном уровне, например, в Республике Карелия право законодательной инициативы принадлежит Избирательной комиссии Республики Карелия по вопросам выборного законодательства (абз. 2 ст. 42 Конституции РК), в Ленинградской области - председателю Ленинградского областного суда по вопросам его ведения, председателю Контрольно-счетной палаты Ленинградской области - по вопросам его ведения (ч. 1 ст. 31 Устава Ленинградской обл.), Избирательной комиссии Калининградской области, Уполномоченному по правам человека в Калининградской области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Калининградской области - по вопросам их ведения (ст. 21 Устава Калининградской обл.).
Статья: Правовые проблемы признания и реализации права собственности на гаражи (по результатам социологических исследований)
(Смолин (Молчанов) П.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Таким образом, в Москве на сегодняшний день сложилась критическая ситуация с хранением ТС и соблюдением конституционных прав граждан на недвижимое имущество. Количество мест постоянного хранения ТС и суммарная площадь занимаемых ими земельных участков неуклонно и принудительно сокращаются.
(Смолин (Молчанов) П.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Таким образом, в Москве на сегодняшний день сложилась критическая ситуация с хранением ТС и соблюдением конституционных прав граждан на недвижимое имущество. Количество мест постоянного хранения ТС и суммарная площадь занимаемых ими земельных участков неуклонно и принудительно сокращаются.
Статья: Заметки по поводу дискуссий об основаниях, влекущих недопустимость показаний в уголовно-процессуальном праве
(Зинченко И.А.)
("Российский следователь", 2023, N 6)Привлекательность показаний как источников доказательств достаточно объяснима, ведь вовлечение гражданина в орбиту уголовного судопроизводства связано с неминуемым вмешательством в его частную жизнь. Оно вторгается не только в его правовой статус, но и в морально-этические, духовные и нравственные сферы. В истории уголовного процесса, которая, невзирая на определенные колебания, практически во всех правовых системах развивается в направлении либерализации и демократизации правовых отношений, известны и еще свежи в памяти весьма печальные страницы. Не случайно создатели УПК РФ сочли необходимым укрепить институт допустимости доказательств путем включения в него норм, устанавливающих пределы допустимости показаний и способов их получения - ч. 2 ст. 75, ч. 4 ст. 173 УПК РФ и др. По этому поводу уместно вспомнить слова проф. П.А. Лупинской, отмечавшей: "В изменении института допустимости доказательств отразилось предпочтение законодателя, стоявшего перед дилеммой: установить истину любой ценой или сознательно снизить вероятность ее достижения, обеспечивая соблюдение конституционных прав граждан" <1>.
(Зинченко И.А.)
("Российский следователь", 2023, N 6)Привлекательность показаний как источников доказательств достаточно объяснима, ведь вовлечение гражданина в орбиту уголовного судопроизводства связано с неминуемым вмешательством в его частную жизнь. Оно вторгается не только в его правовой статус, но и в морально-этические, духовные и нравственные сферы. В истории уголовного процесса, которая, невзирая на определенные колебания, практически во всех правовых системах развивается в направлении либерализации и демократизации правовых отношений, известны и еще свежи в памяти весьма печальные страницы. Не случайно создатели УПК РФ сочли необходимым укрепить институт допустимости доказательств путем включения в него норм, устанавливающих пределы допустимости показаний и способов их получения - ч. 2 ст. 75, ч. 4 ст. 173 УПК РФ и др. По этому поводу уместно вспомнить слова проф. П.А. Лупинской, отмечавшей: "В изменении института допустимости доказательств отразилось предпочтение законодателя, стоявшего перед дилеммой: установить истину любой ценой или сознательно снизить вероятность ее достижения, обеспечивая соблюдение конституционных прав граждан" <1>.
Статья: Обеспечение законности при сохранении человеческой жизни на море
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)В статье рассматриваются вопросы обеспечения законности при сохранении человеческой жизни на море с учетом положений вновь принятой Морской доктрины Российской Федерации. Рассматриваются различные подходы ученых в определении проблем обеспечения безопасности мореплавания, а также анализируются положения национальных и международных нормативных актов. Автор приходит к выводу о необходимости комплексного подхода в государственном управлении морской деятельностью и модернизации прокурорского надзора на объектах водного транспорта посредством включения в предмет надзора вопросов по соблюдению конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. С этой целью возникает востребованность разработки системы медицинского обеспечения безопасности водного транспорта, а также внесения изменений в национальное законодательство в целях его гармонизации с международными актами в исследуемой сфере.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)В статье рассматриваются вопросы обеспечения законности при сохранении человеческой жизни на море с учетом положений вновь принятой Морской доктрины Российской Федерации. Рассматриваются различные подходы ученых в определении проблем обеспечения безопасности мореплавания, а также анализируются положения национальных и международных нормативных актов. Автор приходит к выводу о необходимости комплексного подхода в государственном управлении морской деятельностью и модернизации прокурорского надзора на объектах водного транспорта посредством включения в предмет надзора вопросов по соблюдению конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. С этой целью возникает востребованность разработки системы медицинского обеспечения безопасности водного транспорта, а также внесения изменений в национальное законодательство в целях его гармонизации с международными актами в исследуемой сфере.
Статья: Разграничение компетенции органов прокуратуры и суда по обеспечению законности оперативно-розыскной деятельности
(Никитин Е.Л., Зорин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)Оперативно-розыскная деятельность (далее также - ОРД) должна носить законный характер, она представляет собой важную задачу государственного управления, поскольку при ее осуществлении могут затрагиваться фундаментальные права и свободы человека и гражданина, интересы юридических лиц, общества и государства. Специфика этой деятельности обусловлена действием принципа конспирации, а также принципа сочетания гласных и негласных методов и средств. Деятельность оперативно-розыскных служб во многом построена на работе с конфиденциальными источниками информации, с необходимостью сохранения в тайне полученных оперативных сведений, ведением особого (секретного) делопроизводства и соблюдением режима секретности. Это ограничивает возможности установления ее законности традиционными способами и предполагает использование специальных институтов внешнего контроля и надзора. Учитывая наличие правовых гарантий законности ОРД, включая соблюдение конституционных прав граждан при ее осуществлении, закрепленных на конституционно-правовом и специально-отраслевом уровнях, требуется формирование реального механизма их обеспечения, который, как представляется, до настоящего времени находится в процессе становления. Так, Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <1> (далее - Закон об ОРД) к числу институциональных гарантий законности ОРД помимо ведомственного контроля (ст. 22) относит вневедомственные институты судебного контроля и прокурорского надзора (ст. 5, 8, 9 и 21). Как отмечают специалисты, при достаточных средствах и высоких потенциальных возможностях ведомственного контроля его эффективность недостаточно высока по причине отсутствия прямой заинтересованности у соответствующих руководителей оперативно-розыскных органов и нижестоящих руководителей отдельных оперативных подразделений выявлять и устранять нарушения, допускаемые подчиненными сотрудниками, поскольку обычно приоритетом в их работе является повышение уровня выявляемости и раскрываемости преступлений по оперативным данным, решение иных задач ОРД, а не обеспечение ее законности <2>.
(Никитин Е.Л., Зорин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)Оперативно-розыскная деятельность (далее также - ОРД) должна носить законный характер, она представляет собой важную задачу государственного управления, поскольку при ее осуществлении могут затрагиваться фундаментальные права и свободы человека и гражданина, интересы юридических лиц, общества и государства. Специфика этой деятельности обусловлена действием принципа конспирации, а также принципа сочетания гласных и негласных методов и средств. Деятельность оперативно-розыскных служб во многом построена на работе с конфиденциальными источниками информации, с необходимостью сохранения в тайне полученных оперативных сведений, ведением особого (секретного) делопроизводства и соблюдением режима секретности. Это ограничивает возможности установления ее законности традиционными способами и предполагает использование специальных институтов внешнего контроля и надзора. Учитывая наличие правовых гарантий законности ОРД, включая соблюдение конституционных прав граждан при ее осуществлении, закрепленных на конституционно-правовом и специально-отраслевом уровнях, требуется формирование реального механизма их обеспечения, который, как представляется, до настоящего времени находится в процессе становления. Так, Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <1> (далее - Закон об ОРД) к числу институциональных гарантий законности ОРД помимо ведомственного контроля (ст. 22) относит вневедомственные институты судебного контроля и прокурорского надзора (ст. 5, 8, 9 и 21). Как отмечают специалисты, при достаточных средствах и высоких потенциальных возможностях ведомственного контроля его эффективность недостаточно высока по причине отсутствия прямой заинтересованности у соответствующих руководителей оперативно-розыскных органов и нижестоящих руководителей отдельных оперативных подразделений выявлять и устранять нарушения, допускаемые подчиненными сотрудниками, поскольку обычно приоритетом в их работе является повышение уровня выявляемости и раскрываемости преступлений по оперативным данным, решение иных задач ОРД, а не обеспечение ее законности <2>.
Статья: О судебном санкционировании оперативно-разыскных мероприятий
(Николюк В.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 4)Прокурорами в ходе осуществления прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан при производстве ОРД выявляется немало нарушений, связанных с проведением конкретных ОРМ и требующих принятия мер прокурорского реагирования <7>.
(Николюк В.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 4)Прокурорами в ходе осуществления прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан при производстве ОРД выявляется немало нарушений, связанных с проведением конкретных ОРМ и требующих принятия мер прокурорского реагирования <7>.
Статья: Восстановление физического лица - банкрота в статусе полноправного субъекта гражданских правоотношений: доктринальный и правоприменительный аспект
(Абдуллаев К.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 1)Так, в качестве критериев соответствующей оценки рекомендуется учитывать наличие у должника специального правового статуса (индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), цели совершения должником сделки, причины ее несогласования с финансовым управляющим, степень соблюдения конституционных прав гражданина (напр., права на жилище) и т.п.
(Абдуллаев К.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 1)Так, в качестве критериев соответствующей оценки рекомендуется учитывать наличие у должника специального правового статуса (индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), цели совершения должником сделки, причины ее несогласования с финансовым управляющим, степень соблюдения конституционных прав гражданина (напр., права на жилище) и т.п.
Статья: Гражданско-правовой механизм изъятия объекта недвижимости у лиц, включенных в перечень причастных к экстремизму и терроризму
(Потапова Л.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)Механизм изъятия объекта недвижимости у лиц, включенных в перечень причастных к экстремизму и терроризму, создает основу предупреждения финансирования экстремизма и терроризма. Однако межотраслевой характер указанных мер требует совершенствования отечественной правовой системы и правоприменительной практики для разумного сочетания эффективного финансового контроля с универсализацией гражданско-правовых мер в борьбе с терроризмом и экстремизмом и соблюдением конституционных прав граждан.
(Потапова Л.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 1)Механизм изъятия объекта недвижимости у лиц, включенных в перечень причастных к экстремизму и терроризму, создает основу предупреждения финансирования экстремизма и терроризма. Однако межотраслевой характер указанных мер требует совершенствования отечественной правовой системы и правоприменительной практики для разумного сочетания эффективного финансового контроля с универсализацией гражданско-правовых мер в борьбе с терроризмом и экстремизмом и соблюдением конституционных прав граждан.
Статья: Ограничение конституционного права гражданина на выезд из страны в целях обеспечения общественного порядка и исполнения судебных решений
(Буренкова М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Кроме того, одним из наиболее дискуссионных является применение ограничения выезда из России в отношении должников. С.Ю. Гусаков, анализируя практические аспекты применения временного ограничения на выезд должника за пределы России, приходит к выводу, что требования законодательства "в части необходимости обращения в суд за установлением временного ограничения по исполнительному производству, возбужденному не на основании судебного акта" являются излишними, в связи с чем предлагает применять к должникам ограничение выезда в подобных случаях без обращения в суд за получением соответствующего разрешения <10>. С данной позицией нельзя согласиться, так как требование о получении решения суда является важной гарантией соблюдения конституционного права граждан на свободу выезда за пределы Российской Федерации. Кроме того, судебные приставы-исполнители нередко допускают ошибки, ведущие в том числе к неправомерному ограничению прав граждан на выезд из страны. В. Горланова отмечает, что "в настоящее время имеет место большое количество судебных разбирательств, связанных с правомерностью действий службы судебных приставов, ограничивающих возможности граждан в передвижении" <11>. В связи с этим более обоснованной представляется позиция А.А. Мирошниченко, которая в своей статье обращает внимание на то, что "личный характер ограничиваемых прав требует установления четких пределов применения ограничения" <12>.
(Буренкова М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Кроме того, одним из наиболее дискуссионных является применение ограничения выезда из России в отношении должников. С.Ю. Гусаков, анализируя практические аспекты применения временного ограничения на выезд должника за пределы России, приходит к выводу, что требования законодательства "в части необходимости обращения в суд за установлением временного ограничения по исполнительному производству, возбужденному не на основании судебного акта" являются излишними, в связи с чем предлагает применять к должникам ограничение выезда в подобных случаях без обращения в суд за получением соответствующего разрешения <10>. С данной позицией нельзя согласиться, так как требование о получении решения суда является важной гарантией соблюдения конституционного права граждан на свободу выезда за пределы Российской Федерации. Кроме того, судебные приставы-исполнители нередко допускают ошибки, ведущие в том числе к неправомерному ограничению прав граждан на выезд из страны. В. Горланова отмечает, что "в настоящее время имеет место большое количество судебных разбирательств, связанных с правомерностью действий службы судебных приставов, ограничивающих возможности граждан в передвижении" <11>. В связи с этим более обоснованной представляется позиция А.А. Мирошниченко, которая в своей статье обращает внимание на то, что "личный характер ограничиваемых прав требует установления четких пределов применения ограничения" <12>.