Собрание кредиторов наблюдение

Подборка наиболее важных документов по запросу Собрание кредиторов наблюдение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 67 "Обязанности временного управляющего" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Тот факт, что Кузнецов А.А. не подготовил анализ финансово-хозяйственной деятельности, а также заключение о наличии сделок, подлежащих конкурсному оспариванию, в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для снижения вознаграждения. Из системного толкования положений пункта 2 статьи 67, статей 70, 72, 75 Закона о банкротстве следует, что соответствующие документы составляются временным управляющим по итогам процедуры наблюдения и представляются собранию кредиторов, а затем, не позднее, чем за 5 дней до даты проведения судебного заседания по итогам процедуры наблюдения - в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. Как установили суды первой и апелляционной инстанций, Кузнецов А.А. в период исполнения обязанностей временного управляющего (немногим более 2 месяцев) выполнил необходимые и разумные действия для того, чтобы следующий временный управляющий, утвержденный после его освобождения от исполнения обязанностей, смог на основании полученной от него информации составить финансовый анализ и заключение о наличии подозрительных сделок - выявил имущество должника, принял меры к обеспечению сохранности этого имущества, направил необходимые запросы и др. Таким образом, вклад Кузнецова А.А. в общий результат, ожидаемый от итогов процедуры наблюдения, расценен судами как достаточный для получения им фиксированной части вознаграждения."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 51 "Срок рассмотрения дела о банкротстве" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание то, что собрание кредиторов не проведено, срок наблюдения, установленный статьей 51 Закона о банкротстве, истек арбитражный суд признал должника банкротом и открыл конкурсное производство, возложив исполнение обязанностей конкурсного управляющего на временного управляющего."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Субсидиарная ответственность контролирующих лиц как разновидность гражданско-правовой ответственности
(Абрамян С.К.)
("Право и экономика", 2024, N 3)
Соглашаясь с таким подходом, отметим, что причины подобного разделения заключаются в иных целях деятельности арбитражных управляющих, призванных обеспечить надлежащую реализацию предусмотренных законом процедур банкротства, обеспечив баланс интересов кредиторов и должника. Ведение предпринимательской деятельности, в том числе по продаже и управлению недвижимым имуществом в процедурах банкротства, тесным образом связано с проводимой процедурой. Как следует из положений ст. 64 и 82 Закона о банкротстве, в процедурах наблюдения и финансового оздоровления органы управления должника продолжают свою деятельность, но с определенными ограничениями. Прежде всего речь идет о сделках, связанных с отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату. В таком случае обязательно согласование с временным управляющим (в процедуре наблюдения) или собранием кредиторов, административным управляющим (в процедуре финансового оздоровления). При этом ведение предпринимательской деятельности должника продолжают осуществлять органы управления должника. Арбитражный управляющий в таких процедурах обеспечивает реализацию мер по обеспечению сохранности имущества. Примечательно, что в рамках процедуры наблюдения данное полномочие является обязанностью управляющего и реализуется им самостоятельно, в то время как в процессе финансового оздоровления административный управляющий имеет право обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества. Представленная модель предполагает оценку стоимости недвижимого имущества. Учитывая, что зачастую стоимость недвижимого имущества составляет существенную часть балансовой стоимости активов должника, такой подход означает наличие дополнительных условий, направленных на защиту имущественных прав кредиторов. В отличие от процедур наблюдения и финансового оздоровления, в рамках внешнего управления и конкурсного производства с даты их введения прекращаются полномочия руководителя должника. Возможность принятия каких-либо решений у органов управления должником в таком случае значительно сокращается. Согласно ст. 99 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан принять в управление имущество должника, а также распоряжаться им в соответствии с планом внешнего управления. Механизм распоряжения имуществом должника в процедуре внешнего управления зависит от характера сделок. Как следует из положений ст. 101 Закона о банкротстве, крупные сделки и сделки с заинтересованностью заключаются только с согласия собрания кредиторов. В качестве крупных рассматриваются сделки, балансовая стоимость которых составляет более 10% балансовой стоимости активов должника. Каких-либо особенностей в отношении недвижимого имущества законодатель в таком случае не предусматривает. Восстановление платежеспособности должника в соответствии с планом внешнего управления может достигаться путем продажи части имущества должника. При этом такая продажа не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 111 Закона о банкротстве). В контексте недвижимости продажа такого имущества должна производиться на торгах, проводимых в электронной форме. Безусловно, наибольший интерес вызывают продажа и управление имуществом в процедуре конкурсного производства. Во-первых, конкурсное производство является самой распространенной процедурой, применяемой в деле о банкротстве после наблюдения или вводимой без проведения такового, что обусловлено слабой развитостью процесса оздоровления юридических лиц в отечественном правопорядке.
Статья: Субсидиарная ответственность контролирующих лиц в контексте осуществления должником хозяйственной деятельности
(Петухов С.В.)
("Legal Bulletin", 2023, N 4)
Ведение предпринимательской деятельности, в том числе по продаже и управлению недвижимым имуществом, в процедурах банкротства тесным образом связано с проводимой процедурой. Как следует из положений ст. 64 и 82 Закона о банкротстве, в процедурах наблюдения и финансового оздоровления органы управления должника продолжают свою деятельность, но с определенными ограничениями. Прежде всего речь идет о сделках, связанных с отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату. В таком случае обязательно согласование с временным управляющим (в процедуре наблюдения) или собранием кредиторов, административным управляющим (в процедуре финансового оздоровления).

Нормативные акты

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)"
(ред. от 08.08.2024, с изм. от 07.10.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024)
3. В случае, если собрание кредиторов, рассматривающее вопросы, отнесенные настоящей статьей к компетенции первого собрания кредиторов, созывается после завершения наблюдения, к такому собранию применяются нормы настоящего Федерального закона, относящиеся к первому собранию кредиторов.
"Обзор судебной практики по вопросам участия арбитражного управляющего в деле о банкротстве"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 11.10.2023)
Признавая бездействие конкурсного управляющего незаконным, арбитражный суд указал, что в случае банкротства ликвидируемого должника процедура наблюдения не проводится (пункт 1 статьи 225 Закона о банкротстве). Если заявление о банкротстве подано кредитором, то кандидатура конкурсного управляющего утверждается судом по его предложению по аналогии с утверждением временного управляющего (пункт 2 статьи 39 Закона о банкротстве). Отступление от правила о приоритете воли собрания кредиторов в процедуре наблюдения оправдано некритичностью этой процедуры для кредиторов и необходимостью определения лица, которое должно подготовить и провести общее собрание после первичного формирования сообщества кредиторов.