Собственник неразграниченных земельных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Собственник неразграниченных земельных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 239.1 "Отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка" ГК РФ"В данном случае наличие в ЕГРН записи о праве собственности ответчика на спорный объект не только налагает на истцов определенные ограничения по реализации правомочий публичного собственника в отношении неразграниченного земельного участка под этим объектом, но и влечет для них предусмотренную статьей 239.1 ГК РФ обязанность по изъятию подобного объекта в случае прекращения договора аренды земельного участка."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений" ЗК РФ"По смыслу п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ и положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" орган местного самоуправления осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и по существу реализует полномочия собственника при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как распоряжаться земельными участками, госсобственность на которые не разграничена
(КонсультантПлюс, 2025)1. Кто распоряжается участками, госсобственность на которые не разграничена
(КонсультантПлюс, 2025)1. Кто распоряжается участками, госсобственность на которые не разграничена
Статья: Перспективы применения Постановления Конституционного Суда от 30 мая 2023 г. N 27-П к вопросам пожарной безопасности: проблема содержания муниципальными образованиями земель, государственная собственность на которые не разграничена
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Как указала О.И. Баженова, представлявшая в этом деле интересы муниципального образования "город Кодинск Кежемского района Красноярского края": "Суд разорвал ставшую - в условиях сложившейся практики - порочной связь между бременем содержания собственности и обязанностью муниципалитетов как "собственников" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлять ликвидацию несанкционированных свалок на них" <2>.
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Как указала О.И. Баженова, представлявшая в этом деле интересы муниципального образования "город Кодинск Кежемского района Красноярского края": "Суд разорвал ставшую - в условиях сложившейся практики - порочной связь между бременем содержания собственности и обязанностью муниципалитетов как "собственников" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлять ликвидацию несанкционированных свалок на них" <2>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Правовое регулирование отношений по размещению линейных объектов сталкивается с рядом объективных сложностей, обусловленных спецификой таких объектов, заключающейся в их большой протяженности и расположенности на значительной территории, включающей неразграниченные земли и земельные участки, принадлежащие различным собственникам и иным правообладателям. С целью обеспечения единообразия оформления земельных отношений, связанных с возведением и эксплуатацией (обслуживанием и ремонтом) линейных объектов, принят Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ), в соответствии с которым ЗК РФ дополнен главой V.7 ЗК РФ и рядом иных норм, предусматривающих размещение линейных объектов на условиях публичного сервитута.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Правовое регулирование отношений по размещению линейных объектов сталкивается с рядом объективных сложностей, обусловленных спецификой таких объектов, заключающейся в их большой протяженности и расположенности на значительной территории, включающей неразграниченные земли и земельные участки, принадлежащие различным собственникам и иным правообладателям. С целью обеспечения единообразия оформления земельных отношений, связанных с возведением и эксплуатацией (обслуживанием и ремонтом) линейных объектов, принят Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ), в соответствии с которым ЗК РФ дополнен главой V.7 ЗК РФ и рядом иных норм, предусматривающих размещение линейных объектов на условиях публичного сервитута.
Статья: О правовой судьбе постройки, самовольно возведенной частично на чужом земельном участке
(Виниченко Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)Так или иначе в общем алгоритме принятия решения о возможности сохранения постройки, исходя из отмеченного понимания существенности допущенных при ее возведении нарушений, "незначительность" может учитываться только после подтверждения безопасности объекта, относясь вследствие этого, как представляется, к числу критериев, подлежащих учету уже не с позиций соблюдения публичного интереса, а с точки зрения баланса равновеликих частных интересов (даже если заступ осуществлен на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельный участок, право собственности на который не разграничено) - лица, возведшего такую постройку, и собственника соответствующего земельного участка. Сюда же следует относить и такие выделяемые и учитываемые на практике критерии, как добросовестность застройщика, санкционирование или отсутствие возражений собственника земельного участка, на который осуществлен заступ, наличие или отсутствие препятствий в пользовании и распоряжении земельным участком и др.
(Виниченко Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2025, N 1)Так или иначе в общем алгоритме принятия решения о возможности сохранения постройки, исходя из отмеченного понимания существенности допущенных при ее возведении нарушений, "незначительность" может учитываться только после подтверждения безопасности объекта, относясь вследствие этого, как представляется, к числу критериев, подлежащих учету уже не с позиций соблюдения публичного интереса, а с точки зрения баланса равновеликих частных интересов (даже если заступ осуществлен на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельный участок, право собственности на который не разграничено) - лица, возведшего такую постройку, и собственника соответствующего земельного участка. Сюда же следует относить и такие выделяемые и учитываемые на практике критерии, как добросовестность застройщика, санкционирование или отсутствие возражений собственника земельного участка, на который осуществлен заступ, наличие или отсутствие препятствий в пользовании и распоряжении земельным участком и др.