Социально психологическая экспертиза
Подборка наиболее важных документов по запросу Социально психологическая экспертиза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации""Исходя из вышеприведенных норм материального права, установление инвалидности является прерогативой именно учреждений медико-социальной экспертизы и не может быть поставлено в прямую зависимость только от установленных диагнозов гражданина, поскольку для признания гражданина инвалидом именно экспертная комиссия осуществляет комплексную оценку состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала. Именно степень выраженности определенных состояний и нарушений функций организма подлежит оценке и проверке при проведении медико-социальной экспертизы."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Судебная экспертиза при определении места жительства ребенка в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)По требованиям об определении места жительства детей назначаются судебно-психологические, судебно-психиатрические, комплексные судебные экспертизы (психолого-психиатрические, психолого-педагогические, психолого-валеологические, социально-психологические)
(КонсультантПлюс, 2025)По требованиям об определении места жительства детей назначаются судебно-психологические, судебно-психиатрические, комплексные судебные экспертизы (психолого-психиатрические, психолого-педагогические, психолого-валеологические, социально-психологические)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- предложить сторонам обсудить вопросы о необходимости назначения судебно-психологической, судебно-психиатрической, комплексной судебной экспертизы (психолого-психиатрической, психолого-педагогической, психолого-валеологической, социально-психологической) экспертизы для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, для выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка, для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта), для определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей, высказаться по конкретному экспертному учреждению, обсудить вопросы эксперту и порядок несения расходов на проведение экспертизы;
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- предложить сторонам обсудить вопросы о необходимости назначения судебно-психологической, судебно-психиатрической, комплексной судебной экспертизы (психолого-психиатрической, психолого-педагогической, психолого-валеологической, социально-психологической) экспертизы для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, для выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка, для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта), для определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей, высказаться по конкретному экспертному учреждению, обсудить вопросы эксперту и порядок несения расходов на проведение экспертизы;
Статья: Судебная экспертиза аффекта у обвиняемых при множественных убийствах
(Гасанов Н.В., Дьякова Н.В.)
("Российский судья", 2025, N 7)Несмотря на разницу толкования понятий "аффект" и "внезапно возникшее сильное душевное волнение" психологами и юристами, для экспертного исследования состояния обвиняемых в "аффективных" преступлениях, как правило, судебно-следственные органы назначают таким лицам судебные психологические или комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы. Сотрудниками Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) имени В.П. Сербского описаны судебно-психологические экспертные критерии диагностики аффекта у обвиняемого, предложена методологическая схема психодиагностических этапов проведения судебной экспертизы аффекта, которая успешно применяется на практике по всей России <4>. Согласно указанному подходу для установления состояния аффекта у обвиняемого анализу подвергается поведение и эмоциональное состояние обвиняемого до, во время и после правонарушения. Изучается предкриминальный период события правонарушения - все обстоятельства конфликта, взаимодействие обвиняемого с потерпевшим/потерпевшими, эмоциональные реакции, субъективные ощущения и переживания обвиняемого, поведение всех участников ситуации. Затем анализируется период непосредственного криминального события с применением предложенного М.М. Коченовым (1980) принципа разделения признаков на основные (обязательные) и дополнительные <5>. Выявляется наличие трехфазной динамики эмоциональной реакции (в классическом варианте аффекта) - судебно-психологические критерии диагностики аффекта <6>.
(Гасанов Н.В., Дьякова Н.В.)
("Российский судья", 2025, N 7)Несмотря на разницу толкования понятий "аффект" и "внезапно возникшее сильное душевное волнение" психологами и юристами, для экспертного исследования состояния обвиняемых в "аффективных" преступлениях, как правило, судебно-следственные органы назначают таким лицам судебные психологические или комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы. Сотрудниками Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) имени В.П. Сербского описаны судебно-психологические экспертные критерии диагностики аффекта у обвиняемого, предложена методологическая схема психодиагностических этапов проведения судебной экспертизы аффекта, которая успешно применяется на практике по всей России <4>. Согласно указанному подходу для установления состояния аффекта у обвиняемого анализу подвергается поведение и эмоциональное состояние обвиняемого до, во время и после правонарушения. Изучается предкриминальный период события правонарушения - все обстоятельства конфликта, взаимодействие обвиняемого с потерпевшим/потерпевшими, эмоциональные реакции, субъективные ощущения и переживания обвиняемого, поведение всех участников ситуации. Затем анализируется период непосредственного криминального события с применением предложенного М.М. Коченовым (1980) принципа разделения признаков на основные (обязательные) и дополнительные <5>. Выявляется наличие трехфазной динамики эмоциональной реакции (в классическом варианте аффекта) - судебно-психологические критерии диагностики аффекта <6>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
(ред. от 04.11.2025)
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)При установлении тех или иных обстоятельств, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, для выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка, для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта), для определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей. В этих целях судами, в частности, должны быть назначены судебно-психологические, судебно-психиатрические, а также комплексные судебные экспертизы (психолого-психиатрические, психолого-педагогические, психолого-валеологические, социально-психологические).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)
(ред. от 26.04.2017)При установлении тех или иных обстоятельств, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, для выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка, для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта), для определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей. В этих целях судами, в частности, должны быть назначены судебно-психологические, судебно-психиатрические, а также комплексные судебные экспертизы (психолого-психиатрические, психолого-педагогические, психолого-валеологические, социально-психологические).
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Вместе с тем некоторые ученые отмечают, что инженерно-психофизиологическая экспертиза относится все же к другому классу судебных экспертиз, что, с нашей точки зрения, является вполне справедливым аргументом, поскольку эксперт-автотехник не обладает специальными знаниями по установлению социально-психологических характеристик водителя, влияющих на качество выполнения профессиональных функций <1>. Похожую точку зрения высказывает и Г.И. Сафонов <2>. По мнению С.С. Шипшина, наряду с другими экспертизами судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза водителя - участника ДТП должна входить в класс судебно-психологических экспертиз <3>. Очевидно, что собственных знаний у эксперта-автотехника будет недостаточно для решения вопроса о психофизиологическом состоянии водителя. Представляется, что такой вид исследования необходимо проводить либо в рамках судебной психологической (психофизиологической) экспертизы, либо комплексной, совместно с автотранспортной экспертизой.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Вместе с тем некоторые ученые отмечают, что инженерно-психофизиологическая экспертиза относится все же к другому классу судебных экспертиз, что, с нашей точки зрения, является вполне справедливым аргументом, поскольку эксперт-автотехник не обладает специальными знаниями по установлению социально-психологических характеристик водителя, влияющих на качество выполнения профессиональных функций <1>. Похожую точку зрения высказывает и Г.И. Сафонов <2>. По мнению С.С. Шипшина, наряду с другими экспертизами судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза водителя - участника ДТП должна входить в класс судебно-психологических экспертиз <3>. Очевидно, что собственных знаний у эксперта-автотехника будет недостаточно для решения вопроса о психофизиологическом состоянии водителя. Представляется, что такой вид исследования необходимо проводить либо в рамках судебной психологической (психофизиологической) экспертизы, либо комплексной, совместно с автотранспортной экспертизой.
Ситуация: Как оформить инвалидность ребенку?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Признание ребенком-инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (далее также - МСЭ, экспертиза) соответствующим бюро медико-социальной экспертизы (далее - бюро). Такая экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев (ст. 1 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; п. п. 2, 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Признание ребенком-инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (далее также - МСЭ, экспертиза) соответствующим бюро медико-социальной экспертизы (далее - бюро). Такая экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев (ст. 1 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ; п. п. 2, 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588).
Статья: COVID-19: новые вызовы для инвалидов
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Вместе с тем при одном и том же диагнозе и аналогичных нарушениях функций организма реабилитационный потенциал у инвалидов может существенно различаться. Поэтому задачи медико-социальной экспертизы заключаются в комплексной оценке состояния здоровья инвалидов на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, позволяющих определить потенциальные возможности медицинской, социально-бытовой и профессиональной реабилитации. Объективно оценить состояние здоровья, определить степень ограничения жизнедеятельности и разработать не формальную, а соответствующую уровню медико-функциональных нарушений программу реабилитации (абилитации) инвалида можно только при его личном осмотре. В связи с этим заочное проведение медико-социальной экспертизы целесообразно использовать только в качестве исключения в период сложной санитарно-эпидемиологической обстановки до отмены масочного режима.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 2)Вместе с тем при одном и том же диагнозе и аналогичных нарушениях функций организма реабилитационный потенциал у инвалидов может существенно различаться. Поэтому задачи медико-социальной экспертизы заключаются в комплексной оценке состояния здоровья инвалидов на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, позволяющих определить потенциальные возможности медицинской, социально-бытовой и профессиональной реабилитации. Объективно оценить состояние здоровья, определить степень ограничения жизнедеятельности и разработать не формальную, а соответствующую уровню медико-функциональных нарушений программу реабилитации (абилитации) инвалида можно только при его личном осмотре. В связи с этим заочное проведение медико-социальной экспертизы целесообразно использовать только в качестве исключения в период сложной санитарно-эпидемиологической обстановки до отмены масочного режима.
Статья: Особенности правового регулирования оказания социальных услуг в фонде как унитарной некоммерческой организации
(Калинина О.Е.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)Социальные услуги, которые могут оказывать учреждения и фонды с целью профилактики социальных рисков, предусмотрены ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Это социально-медицинские (организация лечебно-оздоровительных мероприятий, содействие в прохождении освидетельствования в учреждениях медико-социальной экспертизы, формирование навыков оказания первой медицинской помощи), социально-бытовые (услуги по организации питания, быта и досуга), социально-психологические (проведение психокоррекционной работы, оказание помощи в конфликтных ситуациях), социально-трудовые (содействие в трудоустройстве), социально-правовые (оказание бесплатной юридической помощи, содействие в оформлении документов), социально-педагогические (содействие в профессиональном обучении, проведение конкурсов различных научных проектов, конференций образовательных центров, летних и зимних школ для детей и молодежи), срочные социальные услуги (предоставление бесплатного горячего питания, продуктовых наборов, одежды, обуви, содействие в получении временного жилого помещения), услуги в целях повышения коммуникации получателей услуг (формирование навыков компьютерной грамотности, поведения в быту и общественных местах).
(Калинина О.Е.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 4)Социальные услуги, которые могут оказывать учреждения и фонды с целью профилактики социальных рисков, предусмотрены ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Это социально-медицинские (организация лечебно-оздоровительных мероприятий, содействие в прохождении освидетельствования в учреждениях медико-социальной экспертизы, формирование навыков оказания первой медицинской помощи), социально-бытовые (услуги по организации питания, быта и досуга), социально-психологические (проведение психокоррекционной работы, оказание помощи в конфликтных ситуациях), социально-трудовые (содействие в трудоустройстве), социально-правовые (оказание бесплатной юридической помощи, содействие в оформлении документов), социально-педагогические (содействие в профессиональном обучении, проведение конкурсов различных научных проектов, конференций образовательных центров, летних и зимних школ для детей и молодежи), срочные социальные услуги (предоставление бесплатного горячего питания, продуктовых наборов, одежды, обуви, содействие в получении временного жилого помещения), услуги в целях повышения коммуникации получателей услуг (формирование навыков компьютерной грамотности, поведения в быту и общественных местах).
"Доказывание и принятие решений в состязательном уголовном судопроизводстве: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Комплексный характер экспертизы позволяет сделать вывод о причинах отставания в психическом развитии: это либо психическое расстройство (заболевание), либо педагогическая, психологическая, социальная запущенность. Чрезвычайно важный момент связан с правовыми последствиями (принятием процессуального решения) неполной (ограниченной) способности несовершеннолетнего к осознанию своих действий и их регуляции: если отставание в психическом развитии является следствием психического расстройства, то речь идет о невменяемости несовершеннолетнего и необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера; если отставание в психическом развитии вызвано преимущественно социальными причинами и имеется личностная незрелость несовершеннолетнего, вследствие чего и была ограничена его возможность к осознанно-волевой регуляции своего поведения в момент совершения преступления, то он не подлежит уголовной ответственности, а уголовное дело (уголовное преследование) подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 27 УПК РФ) <788>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Комплексный характер экспертизы позволяет сделать вывод о причинах отставания в психическом развитии: это либо психическое расстройство (заболевание), либо педагогическая, психологическая, социальная запущенность. Чрезвычайно важный момент связан с правовыми последствиями (принятием процессуального решения) неполной (ограниченной) способности несовершеннолетнего к осознанию своих действий и их регуляции: если отставание в психическом развитии является следствием психического расстройства, то речь идет о невменяемости несовершеннолетнего и необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера; если отставание в психическом развитии вызвано преимущественно социальными причинами и имеется личностная незрелость несовершеннолетнего, вследствие чего и была ограничена его возможность к осознанно-волевой регуляции своего поведения в момент совершения преступления, то он не подлежит уголовной ответственности, а уголовное дело (уголовное преследование) подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 27 УПК РФ) <788>.
Статья: Методологические основы разработки дидактической концепции интегративной подготовки пенитенциарных психологов к работе с осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)<4> Хрюнова В.А. Психологические аспекты манипулятивного воздействия сект с использованием Интернета // Юридическая психология. 2010. N 1. С. 10 - 14; Чурков Б.Г. Мотивационные и идейные основания современного терроризма // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения: Сб. статей. Вып. 4. Терроризм. 1993. N 4. С. 49 - 54.
(Казберов П.Н.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 2)<4> Хрюнова В.А. Психологические аспекты манипулятивного воздействия сект с использованием Интернета // Юридическая психология. 2010. N 1. С. 10 - 14; Чурков Б.Г. Мотивационные и идейные основания современного терроризма // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения: Сб. статей. Вып. 4. Терроризм. 1993. N 4. С. 49 - 54.
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплено понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физического лица, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2). Отметим, что признание гражданина инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, а отнесение к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - психолого-медико-педагогической комиссией.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплено понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физического лица, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2). Отметим, что признание гражданина инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, а отнесение к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - психолого-медико-педагогической комиссией.
Вопрос: Обязан ли работодатель выдавать работнику производственную характеристику для прохождения им МСЭ и по какой форме?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению МСЭ федеральными учреждениями МСЭ: Федеральным бюро МСЭ, главными бюро МСЭ, а также бюро МСЭ в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро. МСЭ проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием установленных классификаций и критериев (п. п. 2, 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению МСЭ федеральными учреждениями МСЭ: Федеральным бюро МСЭ, главными бюро МСЭ, а также бюро МСЭ в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро. МСЭ проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием установленных классификаций и критериев (п. п. 2, 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 N 588).
Ситуация: В каких случаях возможно инклюзивное образование?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут также иметь статус инвалида. Такой статус устанавливается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. При этом определяется наличие у лица нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут также иметь статус инвалида. Такой статус устанавливается федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. При этом определяется наличие у лица нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
Статья: Некоторые особенности применения абзаца второго статьи 13 (возражения ребенка) Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 года
(Тригубович Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 2)В другом деле по иску Р.Т. к Р.А. <16> о возвращении двенадцатилетней девочки в государство ее постоянного проживания - Гонконг помимо опроса в судебном заседании была назначена судебная психологическая экспертиза. Согласно заключению эксперта ребенок выявляет соответствующий возрасту уровень интеллектуального развития, но недостаточно развитую способность к прогнозированию, в том числе в социальной сфере, что характерно для данного возраста. Применительно к определению позиции о стране проживания это выражается в отсутствии личностно значимого подхода к оценке ситуации (используются формальные доводы, такие как красота пейзажей, особенности климата), неспособности увидеть себя в новой стране проживания в перспективе, восприятии проблемы как направленной на решение вопроса о проживании с определенным родителем (с матерью), а не о месте (стране) проживания. Таким образом, уровни психического развития и развития речи ребенка достаточны для формулирования собственных взглядов и позиций применительно к привычным, обыденным жизненным ситуациям. В то же время недостаточность развития прогностических способностей не позволяет ему сформулировать собственные взгляды относительно страны ее постоянного проживания.
(Тригубович Н.В.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 2)В другом деле по иску Р.Т. к Р.А. <16> о возвращении двенадцатилетней девочки в государство ее постоянного проживания - Гонконг помимо опроса в судебном заседании была назначена судебная психологическая экспертиза. Согласно заключению эксперта ребенок выявляет соответствующий возрасту уровень интеллектуального развития, но недостаточно развитую способность к прогнозированию, в том числе в социальной сфере, что характерно для данного возраста. Применительно к определению позиции о стране проживания это выражается в отсутствии личностно значимого подхода к оценке ситуации (используются формальные доводы, такие как красота пейзажей, особенности климата), неспособности увидеть себя в новой стране проживания в перспективе, восприятии проблемы как направленной на решение вопроса о проживании с определенным родителем (с матерью), а не о месте (стране) проживания. Таким образом, уровни психического развития и развития речи ребенка достаточны для формулирования собственных взглядов и позиций применительно к привычным, обыденным жизненным ситуациям. В то же время недостаточность развития прогностических способностей не позволяет ему сформулировать собственные взгляды относительно страны ее постоянного проживания.