Социально значимые объекты теплоснабжения

Подборка наиболее важных документов по запросу Социально значимые объекты теплоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 15 "Договор теплоснабжения" Федерального закона "О теплоснабжении""Принимая во внимание изложенное, исходя из положений статей 3, 15, 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" из которых следует, что отключение конечных потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к котельной в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается, учитывая, что отключение социально значимых объектов от системы теплоснабжения нарушит права и законные интересы неограниченного круга лиц, при этом иного пути передачи тепловой энергии к указанным выше домам, кроме как через тепловую сеть, присоединенную к котельной, не существует, суды пришли к выводу о том, что отключение социально значимых объектов от котельной сделает невозможным их теплоснабжение и нарушит права жильцов этих домов, являющихся конечными потребителями тепловой энергии."
Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2022 N 301-ЭС21-28956 по делу N А82-17265/2016
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об исключении объектов теплоснабжения из конкурсной массы должника (МУП), об обязании собственника имущества принять в муниципальную собственность объекты теплоснабжения, находящиеся в хозяйственном ведении должника, и о взыскании с собственника имущества компенсации за уменьшение конкурсной массы.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку объекты теплоснабжения относятся к объектам коммунальной инфраструктуры, которые входят в состав обслуживаемых систем теплоснабжения и отчуждение которых в частную собственность не допускается, и поскольку право хозяйственного ведения на эти объекты зарегистрировано за должником; размер компенсации определен исходя из размера остаточной стоимости объектов.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Признавая требование конкурсного управляющего частично обоснованным, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствовались статьей 131 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", исходили из того, что заявитель доказал наличие оснований для исключения объектов теплоснабжения из конкурсной массы, обязания администрации принять в собственность эти социально-значимые объекты, и определили размер причитающейся должнику компенсации в соответствии с остаточной стоимостью имущества.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)
В ряде случаев общественные потребности приводят к необходимости использования чужого имущества, в том числе земельного участка, в отсутствие сделки или разрешения собственника. В качестве примера можно назвать сферу функционирования опасных объектов и экстренные ситуации, при наличии которых требуется принятие срочных мер реагирования для воспрепятствования или минимизации причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан и окружающей среде либо устранения последствий названных событий. Анализ судебной практики (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2019 г. N 09АП-70628/18) показывает, что собственник может запретить доступ к своему земельному участку, на котором располагается находящееся в аварийном состоянии линейное сооружение, обеспечивающее теплоснабжение социально значимых объектов; при этом, чтобы получить доступ на участок, потребовалось решение суда и довольно длительное время. В литературе также обращалось внимание на то, что собственники и иные правообладатели земельных участков злоупотребляют своими правами и создают существенные временные и материальные сложности в случаях, когда требуется доступ на земельный участок, и при установлении сервитутов <1>. В такой ситуации нормативная база должна содержать юридические механизмы, позволяющие противостоять шикане.
Статья: Практика разрешения споров о передаче (возврате) социально значимых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность и споров, связанных с выплатой компенсации за такой возврат
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)
В положениях статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) не указано на наличие у органа местного самоуправления права самостоятельно принимать решения об отнесении имущества, находящегося в собственности коммерческих организаций, к социально значимому, что явилось основанием для отмены решения Совета депутатов от 11.06.2021 N 94 "О признании объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав имущества ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация", социально значимыми объектами муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области", в соответствии с которым объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в составе имущества общества признаны социально значимыми объектами и конкурсному управляющему общества предложено учесть социальную значимость имущества (решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2022, Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 и АС СЗО от 30.01.2023 по делу N А56-88244/2021).

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.2022 N 4-П
"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Т Плюс"
Согласно Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, в отношении социально значимых категорий (объектов) потребителей применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления; в их отношении в договоре теплоснабжения обязательно определяются режимы введения ограничений (пункт 95). При этом к таким категориям отнесены, в частности, объекты вентиляции и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций (пункт 96 Правил).