Социальное обеспечение безработных
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальное обеспечение безработных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Явление социальной инклюзии в праве социального обеспечения
(Трутаева А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Действительно, наиболее привычным примером социальной эксклюзии следует признать лицо, которому установлена инвалидность. Бедность обусловливает масштабную социальную эксклюзию малоимущего лица. Не располагая достаточным объемом средств к существованию, малоимущее лицо не имеет возможности не только удовлетворить базовые потребности, но не способно участвовать в целом в жизни общества - получать образование или посещать культурные мероприятия, путешествовать, а нередко - даже поддерживать необходимые технологические условия для коммуникаций с близкими или для элементарного обращения за социальным обеспечением. Социальная эксклюзия постигает лицо, оказавшееся безработным. Потеряв работу, гражданин лишается не только участия в привычных взаимодействиях коллег, но и возможности профессионального развития. Зачастую обращение в органы государственной службы занятости не способно эффективно повлиять на трудоустройство. На многолетнюю проблему неэффективности государственной системы защиты от безработицы и содействия занятости населения закономерно обращено внимание представителей науки <17>. С сожалением приходится констатировать, что в условиях пандемии и предпочтительного дистанционного взаимодействия как в трудовых отношениях, так и в отношениях социального обеспечения социальная эксклюзия лишь усугубляется, если лицо не располагает необходимыми навыками или техническими условиями. В таких случаях целые блоки мер социального обеспечения безработных и содействия в их трудоустройстве становятся просто нереализуемыми <18>. Достижение человеком пенсионного возраста прежде всего связывается с утратой возможности трудиться и иметь заработок, однако фактически часто сопряжено с выходом лица из множества привычных социальных контактов в силу ухудшения состояния здоровья, отсутствия возможности трудиться, получать образование или повышать квалификацию, реализовать потенциал каким-либо иным способом. Следует отметить, что в настоящее время наметилась и усугубляется проблема социальной эксклюзии лиц предпенсионного возраста. Претерпевая последствия неправомерных, несправедливых действий со стороны работодателей (как действующих, так и потенциальных), лица предпенсионного возраста оказываются порой не просто за границами профессиональных сообществ или просто группы трудоустроенных граждан, но и лишаются самой возможности трудоустроиться: реализовать принадлежащие им права и вступить в соответствующие социальные связи. На различные аспекты социальной эксклюзии лиц пенсионного и предпенсионного возраста, дискриминацию и потребность в мерах социальной защиты периодически обращается внимание в науке <19>.
(Трутаева А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)Действительно, наиболее привычным примером социальной эксклюзии следует признать лицо, которому установлена инвалидность. Бедность обусловливает масштабную социальную эксклюзию малоимущего лица. Не располагая достаточным объемом средств к существованию, малоимущее лицо не имеет возможности не только удовлетворить базовые потребности, но не способно участвовать в целом в жизни общества - получать образование или посещать культурные мероприятия, путешествовать, а нередко - даже поддерживать необходимые технологические условия для коммуникаций с близкими или для элементарного обращения за социальным обеспечением. Социальная эксклюзия постигает лицо, оказавшееся безработным. Потеряв работу, гражданин лишается не только участия в привычных взаимодействиях коллег, но и возможности профессионального развития. Зачастую обращение в органы государственной службы занятости не способно эффективно повлиять на трудоустройство. На многолетнюю проблему неэффективности государственной системы защиты от безработицы и содействия занятости населения закономерно обращено внимание представителей науки <17>. С сожалением приходится констатировать, что в условиях пандемии и предпочтительного дистанционного взаимодействия как в трудовых отношениях, так и в отношениях социального обеспечения социальная эксклюзия лишь усугубляется, если лицо не располагает необходимыми навыками или техническими условиями. В таких случаях целые блоки мер социального обеспечения безработных и содействия в их трудоустройстве становятся просто нереализуемыми <18>. Достижение человеком пенсионного возраста прежде всего связывается с утратой возможности трудиться и иметь заработок, однако фактически часто сопряжено с выходом лица из множества привычных социальных контактов в силу ухудшения состояния здоровья, отсутствия возможности трудиться, получать образование или повышать квалификацию, реализовать потенциал каким-либо иным способом. Следует отметить, что в настоящее время наметилась и усугубляется проблема социальной эксклюзии лиц предпенсионного возраста. Претерпевая последствия неправомерных, несправедливых действий со стороны работодателей (как действующих, так и потенциальных), лица предпенсионного возраста оказываются порой не просто за границами профессиональных сообществ или просто группы трудоустроенных граждан, но и лишаются самой возможности трудоустроиться: реализовать принадлежащие им права и вступить в соответствующие социальные связи. На различные аспекты социальной эксклюзии лиц пенсионного и предпенсионного возраста, дискриминацию и потребность в мерах социальной защиты периодически обращается внимание в науке <19>.
Статья: Концепция реформирования расторжения договора коммерческого найма жилого помещения
(Терди Е.С., Асеев М.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 3)Декретом ВЦИК, СНК РСФСР от 9 января 1924 года "О выселении граждан из занимаемых ими помещений" эти общие положения уточнялись. В частности, было определено, что "выселение граждан из занимаемых ими жилищ может производиться решением суда по следующим основаниям: необходимость производства капитального ремонта помещения... невзнос платы за пользование жилищем (т.е. за квартиру, воду, канализацию, отопление, освещение и ремонт) в установленных размерах и сроках, причем в отношении рабочих и служащих государственных и частных учреждений и предприятий, семей мобилизованных, инвалидов труда и войны, состоящих на социальном обеспечении, безработных, получающих пособие из касс социального страхования, учащихся на государственных стипендиях, - устанавливается двухмесячный льготный срок со дня просрочки взноса платежа; в отношении же прочих граждан - семидневный, хищническое отношение к жилищу... действие, влекущее за собой порчу жилища, пользование помещением и общими частями дома вопреки их назначению и с нарушением установленных правил (колка дров в помещении, загрязнение канализационных труб), занятие жилого помещения без разрешения жилищного отдела или домоуправления и без соблюдения существующих на сей предмет правил".
(Терди Е.С., Асеев М.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 3)Декретом ВЦИК, СНК РСФСР от 9 января 1924 года "О выселении граждан из занимаемых ими помещений" эти общие положения уточнялись. В частности, было определено, что "выселение граждан из занимаемых ими жилищ может производиться решением суда по следующим основаниям: необходимость производства капитального ремонта помещения... невзнос платы за пользование жилищем (т.е. за квартиру, воду, канализацию, отопление, освещение и ремонт) в установленных размерах и сроках, причем в отношении рабочих и служащих государственных и частных учреждений и предприятий, семей мобилизованных, инвалидов труда и войны, состоящих на социальном обеспечении, безработных, получающих пособие из касс социального страхования, учащихся на государственных стипендиях, - устанавливается двухмесячный льготный срок со дня просрочки взноса платежа; в отношении же прочих граждан - семидневный, хищническое отношение к жилищу... действие, влекущее за собой порчу жилища, пользование помещением и общими частями дома вопреки их назначению и с нарушением установленных правил (колка дров в помещении, загрязнение канализационных труб), занятие жилого помещения без разрешения жилищного отдела или домоуправления и без соблюдения существующих на сей предмет правил".
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.03.2022 N 11-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"4. При внесении изменений в правовое регулирование отношений по реализации конституционных прав на защиту от безработицы и на социальное обеспечение в связи с безработицей федеральный законодатель - в дополнение и развитие принципов справедливости и равенства (преамбула; статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) - должен также руководствоваться вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 55 (части 2 и 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость придания обратной силы нормативным установлениям, ухудшающим правовое положение граждан, а также безусловность надлежащего гарантирования прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений в случае изменения нормативных параметров их реализации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 29 января 2004 года N 2-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П, от 20 июля 2011 года N 20-П и др.).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в связи с жалобой гражданки И.И. Котловой"4. При внесении изменений в правовое регулирование отношений по реализации конституционных прав на защиту от безработицы и на социальное обеспечение в связи с безработицей федеральный законодатель - в дополнение и развитие принципов справедливости и равенства (преамбула; статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) - должен также руководствоваться вытекающим из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 55 (части 2 и 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость придания обратной силы нормативным установлениям, ухудшающим правовое положение граждан, а также безусловность надлежащего гарантирования прав и законных интересов субъектов длящихся правоотношений в случае изменения нормативных параметров их реализации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 29 января 2004 года N 2-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П, от 20 июля 2011 года N 20-П и др.).
Постановление Правительства РФ от 01.07.2024 N 902
"Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам федеральных территорий и бюджету г. Байконура для осуществления переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан"В случае восстановления безработным гражданам и иным категориям граждан прав на получение социальных выплат источником финансового обеспечения таких выплат являются субвенции.
"Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам федеральных территорий и бюджету г. Байконура для осуществления переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан"В случае восстановления безработным гражданам и иным категориям граждан прав на получение социальных выплат источником финансового обеспечения таких выплат являются субвенции.
Статья: Стандарты достойного уровня жизни: современные подходы и судебная практика
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Так, важные положения, касающиеся теоретического обоснования права человека на "достойный прожиточный минимум", были сформулированы Федеральным конституционным судом Германии в 2010 году при рассмотрении дела о конституционности размера стандартного пособия для обеспечения средств к существованию <38>. Заявители (семьи с несовершеннолетними детьми) обжаловали размер единого стандартного пособия, установленный после реформы социального законодательства и объединивший пособия по безработице и социальному обеспечению, как недостаточный. Рассматривая дело, Суд обосновал право "на достойный прожиточный минимум" как основное право, пояснив, что в этом смысле оно предполагает не только защиту от посягательств со стороны государства, но и обеспечение позитивной защиты человеческого достоинства в виде обязанности государства предоставлять помощь каждому нуждающемуся человеку (п. 134). Взаимосвязь конституционных принципов неприкосновенности человеческого достоинства и социального государства (ст. 1.1 и 20.1 Основного закона) Суд интерпретировал как правовой источник гарантии обеспечения прожиточного минимума (п. 133). Рассматриваемое право, по мнению Суда, распространяется на средства для поддержания достойного уровня жизни, которые обеспечивают как материальные условия, необходимые для физического существования человека, так и условия для его участия в общественной, культурной и политической жизни хотя бы в минимальной степени (п. 135). Конституционная гарантия достойного прожиточного минимума должна быть обеспечена законом, в котором размер пособия определяется на основании оценки уровня развития общества и условий жизни, а конкретное право гражданина на пособие по его обеспечению обращено к соответствующему исполнителю (п. 136).
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Так, важные положения, касающиеся теоретического обоснования права человека на "достойный прожиточный минимум", были сформулированы Федеральным конституционным судом Германии в 2010 году при рассмотрении дела о конституционности размера стандартного пособия для обеспечения средств к существованию <38>. Заявители (семьи с несовершеннолетними детьми) обжаловали размер единого стандартного пособия, установленный после реформы социального законодательства и объединивший пособия по безработице и социальному обеспечению, как недостаточный. Рассматривая дело, Суд обосновал право "на достойный прожиточный минимум" как основное право, пояснив, что в этом смысле оно предполагает не только защиту от посягательств со стороны государства, но и обеспечение позитивной защиты человеческого достоинства в виде обязанности государства предоставлять помощь каждому нуждающемуся человеку (п. 134). Взаимосвязь конституционных принципов неприкосновенности человеческого достоинства и социального государства (ст. 1.1 и 20.1 Основного закона) Суд интерпретировал как правовой источник гарантии обеспечения прожиточного минимума (п. 133). Рассматриваемое право, по мнению Суда, распространяется на средства для поддержания достойного уровня жизни, которые обеспечивают как материальные условия, необходимые для физического существования человека, так и условия для его участия в общественной, культурной и политической жизни хотя бы в минимальной степени (п. 135). Конституционная гарантия достойного прожиточного минимума должна быть обеспечена законом, в котором размер пособия определяется на основании оценки уровня развития общества и условий жизни, а конкретное право гражданина на пособие по его обеспечению обращено к соответствующему исполнителю (п. 136).
Статья: Основания и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя в государствах Евразийского экономического союза в контексте международных трудовых стандартов
(Хасенов М.Х.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 3)Вторая группа МТС включает право на выходное пособие или другие аналогичные виды пособий в связи с прекращением трудовых отношений, размер которых зависит, в частности, от стажа работы и размера заработной платы, а также пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным или других форм социального обеспечения.
(Хасенов М.Х.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2022, N 3)Вторая группа МТС включает право на выходное пособие или другие аналогичные виды пособий в связи с прекращением трудовых отношений, размер которых зависит, в частности, от стажа работы и размера заработной платы, а также пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным или других форм социального обеспечения.
Статья: Понятие и признаки социального государства в науке конституционного права
(Доренко К.С.)
("Юрист", 2023, N 10)Конституционное закрепление термин "социальное государство" получил значительно позже начала его теоретических разработок. Впервые это было осуществлено в ст. 20 и 28 Основного Закона ФРГ 1949 г. <4>. В Основном Законе указывается, что ФРГ является социальным правовым государством, и, таким образом, понятия социального и правового государства увязываются в единое целое. В то же время еще ст. 151 Веймарской Конституции 1912 г. закрепляла: "Порядок экономической жизни должен соответствовать принципам справедливости и целям обеспечения для всех достойного существования". Ориентация на социальное государство прослеживается и в "новом курсе" президента США Ф. Рузвельта, направленном на решение проблем социального обеспечения и борьбу с безработицей.
(Доренко К.С.)
("Юрист", 2023, N 10)Конституционное закрепление термин "социальное государство" получил значительно позже начала его теоретических разработок. Впервые это было осуществлено в ст. 20 и 28 Основного Закона ФРГ 1949 г. <4>. В Основном Законе указывается, что ФРГ является социальным правовым государством, и, таким образом, понятия социального и правового государства увязываются в единое целое. В то же время еще ст. 151 Веймарской Конституции 1912 г. закрепляла: "Порядок экономической жизни должен соответствовать принципам справедливости и целям обеспечения для всех достойного существования". Ориентация на социальное государство прослеживается и в "новом курсе" президента США Ф. Рузвельта, направленном на решение проблем социального обеспечения и борьбу с безработицей.
Статья: Политико-правовые ценности конституционных судей сквозь призму особых мнений: психологический подход
(Евсеев А.П.)
("Закон", 2020, N 12)Обратимся теперь к двум Постановлениям, в отношении которых К.В. Арановский также заявил мнения, - по жалобе И.В. Серегиной <45> и по жалобе М.В. Чайковского <46>. В первом случае поводом для обращения в Конституционный Суд послужило то, что в работе было отказано воспитательнице детского сада, не имевшей соответствующего диплома, а во втором органы социального обеспечения требовали от заявителя предъявить диплом о высшем образовании для признания его безработным. В обоих случаях судья не только поддержал позицию заявителей, но и сделал это, опираясь на примерно одинаковую аргументацию - как по форме, так и по сути.
(Евсеев А.П.)
("Закон", 2020, N 12)Обратимся теперь к двум Постановлениям, в отношении которых К.В. Арановский также заявил мнения, - по жалобе И.В. Серегиной <45> и по жалобе М.В. Чайковского <46>. В первом случае поводом для обращения в Конституционный Суд послужило то, что в работе было отказано воспитательнице детского сада, не имевшей соответствующего диплома, а во втором органы социального обеспечения требовали от заявителя предъявить диплом о высшем образовании для признания его безработным. В обоих случаях судья не только поддержал позицию заявителей, но и сделал это, опираясь на примерно одинаковую аргументацию - как по форме, так и по сути.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Государственные внебюджетные фонды выполняют на практике социальную функцию государства, поскольку предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Государственные внебюджетные фонды выполняют на практике социальную функцию государства, поскольку предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статья: Конституционная терминология в праве социального обеспечения
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Социальное обеспечение в условиях формирования и функционирования системы социальной защиты выступает в качестве важнейшей ее подсистемы, которая дополняется другими моделями и механизмами защиты от социальных рисков. Например, защита от социального риска безработицы может носить превентивный характер и предоставляться в форме обеспечения доступности получения профессионального образования, стабильности трудовых отношений (в том числе посредством установления исчерпывающего перечня оснований увольнения по инициативе работодателя, а также комплекса гарантий на случай высвобождения работников при проведении сокращения численности или штата и т.п.), организационных гарантий по содействию занятости (в частности, посредством деятельности органов службы занятости) и т.д. Если перечисленные меры оказались неэффективными и социальный риск безработицы все же реализовался, гражданин при соблюдении установленных законом условий может претендовать на социальное обеспечение в виде пособия по безработице, которое будет предоставляться за счет средств федерального бюджета. Следовательно, социальное обеспечение сохраняет свои основные признаки как комплекс мер, предоставляемых государством за счет публичных ресурсов в случаях, размерах и на условиях, установленных законом. Однако, помимо этого, в системе социальной защиты предусматриваются и меры профилактики социальных рисков, а также дополнительные социальные предоставления при их реализации. Так, в вышеприведенном примере из сферы обеспечения занятости гражданину могут быть предоставлены дополнительные меры социальной защиты на основании коллективных договоров или соглашений либо гражданско-правовых договоров страхования на случай безработицы, в которых страхователем может выступать как работодатель, так и сам гражданин.
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Социальное обеспечение в условиях формирования и функционирования системы социальной защиты выступает в качестве важнейшей ее подсистемы, которая дополняется другими моделями и механизмами защиты от социальных рисков. Например, защита от социального риска безработицы может носить превентивный характер и предоставляться в форме обеспечения доступности получения профессионального образования, стабильности трудовых отношений (в том числе посредством установления исчерпывающего перечня оснований увольнения по инициативе работодателя, а также комплекса гарантий на случай высвобождения работников при проведении сокращения численности или штата и т.п.), организационных гарантий по содействию занятости (в частности, посредством деятельности органов службы занятости) и т.д. Если перечисленные меры оказались неэффективными и социальный риск безработицы все же реализовался, гражданин при соблюдении установленных законом условий может претендовать на социальное обеспечение в виде пособия по безработице, которое будет предоставляться за счет средств федерального бюджета. Следовательно, социальное обеспечение сохраняет свои основные признаки как комплекс мер, предоставляемых государством за счет публичных ресурсов в случаях, размерах и на условиях, установленных законом. Однако, помимо этого, в системе социальной защиты предусматриваются и меры профилактики социальных рисков, а также дополнительные социальные предоставления при их реализации. Так, в вышеприведенном примере из сферы обеспечения занятости гражданину могут быть предоставлены дополнительные меры социальной защиты на основании коллективных договоров или соглашений либо гражданско-правовых договоров страхования на случай безработицы, в которых страхователем может выступать как работодатель, так и сам гражданин.
Статья: Достойная жизнь и достаточный жизненный уровень: история политико-правовых воззрений и современная практика
(Путило Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)<24> Право на осуществление прав, необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности в экономической, социальной и культурной областях; право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи, включая: право на достаточное питание, право на достаточную одежду, право на достаточное жилище, право на медицинский уход, право на необходимое социальное обслуживание, право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам, право на непрерывное улучшение условий жизни; право каждого человека на свободу от голода, обеспечиваемое принятием государствами индивидуальных и коллективных мер по совершенствованию производства, распределения и потребления продуктов питания. См.: Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003. С. 111 - 112.
(Путило Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)<24> Право на осуществление прав, необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности в экономической, социальной и культурной областях; право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи, включая: право на достаточное питание, право на достаточную одежду, право на достаточное жилище, право на медицинский уход, право на необходимое социальное обслуживание, право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам, право на непрерывное улучшение условий жизни; право каждого человека на свободу от голода, обеспечиваемое принятием государствами индивидуальных и коллективных мер по совершенствованию производства, распределения и потребления продуктов питания. См.: Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003. С. 111 - 112.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Заложенные Конвенциями Международной организации труда (далее - МОТ) N 2 "О безработице" <1>, N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" <2>, N 122 "О политике в области занятости" <3>, N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" <4> основы построения моделей социальной защиты от безработицы предполагают наличие в государствах системы государственных органов службы занятости, осуществляющих мероприятия, направленные на бесплатное оказание содействия гражданам в трудоустройстве, а работодателям - в поиске подходящих работников, а также системы материальной поддержки безработных граждан в период поиска работы.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Заложенные Конвенциями Международной организации труда (далее - МОТ) N 2 "О безработице" <1>, N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" <2>, N 122 "О политике в области занятости" <3>, N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" <4> основы построения моделей социальной защиты от безработицы предполагают наличие в государствах системы государственных органов службы занятости, осуществляющих мероприятия, направленные на бесплатное оказание содействия гражданам в трудоустройстве, а работодателям - в поиске подходящих работников, а также системы материальной поддержки безработных граждан в период поиска работы.
Статья: К вопросу о роли правовых норм по оплате труда в преодолении бедности населения России
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Среди современных тенденций развития законодательства о труде на основе Программы достойного труда, принятой на 87-й сессии Генеральной конференции МОТ в 1999 году, следует отметить тенденцию реформирования правового регулирования занятости населения, которая реализуется в нашей стране путем внесения многочисленных изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <30>. В этом направлении сделано много, но далеко не достаточно для того, чтобы мы могли получить желаемые результаты. Полагаю, следует со всей серьезностью отнестись к предложениям о глобальном реформировании системы обеспечения полной и продуктивной занятости населения для усиления эффективности государственных гарантий реализации права граждан на защиту от безработицы. Э.Г. Тучкова высказала научное мнение о необходимости создания национальной системы с целью выполнения государством своих обязательств по обеспечению в стране полной продуктивной занятости. Система должна быть выстроена по аналогии с такими системами, как здравоохранение, образование, социальное обеспечение. Одним из важных направлений функционирования системы должно быть профилактическое - направленное на предупреждение безработицы вместо борьбы с нею. Автор настоящей статьи присоединяется к предложениям о создании национальной системы в сфере занятости населения, о планировании поэтапного движения в направлении разработки и принятия стратегической программы полной продуктивной занятости населения <31>.
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Среди современных тенденций развития законодательства о труде на основе Программы достойного труда, принятой на 87-й сессии Генеральной конференции МОТ в 1999 году, следует отметить тенденцию реформирования правового регулирования занятости населения, которая реализуется в нашей стране путем внесения многочисленных изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <30>. В этом направлении сделано много, но далеко не достаточно для того, чтобы мы могли получить желаемые результаты. Полагаю, следует со всей серьезностью отнестись к предложениям о глобальном реформировании системы обеспечения полной и продуктивной занятости населения для усиления эффективности государственных гарантий реализации права граждан на защиту от безработицы. Э.Г. Тучкова высказала научное мнение о необходимости создания национальной системы с целью выполнения государством своих обязательств по обеспечению в стране полной продуктивной занятости. Система должна быть выстроена по аналогии с такими системами, как здравоохранение, образование, социальное обеспечение. Одним из важных направлений функционирования системы должно быть профилактическое - направленное на предупреждение безработицы вместо борьбы с нею. Автор настоящей статьи присоединяется к предложениям о создании национальной системы в сфере занятости населения, о планировании поэтапного движения в направлении разработки и принятия стратегической программы полной продуктивной занятости населения <31>.