Социальное обеспечение и социальная защита
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальное обеспечение и социальная защита (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Иск прокурора в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, в частности в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также социальной защиты, включая социальное обеспечение.
(КонсультантПлюс, 2025)В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, в частности в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 55 Конституции РФ"Таким образом, части 1 и 3 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" не соответствуют статьям 7, 19 (часть 1), 38 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 55 (часть 3) и 67.1 (часть 4) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования не предусматривают назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца ребенку, зачатому с помощью вспомогательных репродуктивных технологий после смерти застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования супруга его матери (который при жизни выразил намерение иметь детей с использованием вспомогательных репродуктивных технологий и в отношении которого впоследствии в судебном порядке установлен факт отцовства) и, соответственно, рожденному по истечении трехсот дней с момента смерти отца, притом что в системе социального обеспечения (социальной поддержки) не предусмотрено предоставление иных регулярных выплат такому ребенку, сопоставимых по своему значению с такой пенсией."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий"
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
(ред. от 18.02.2021)1344 Руководители служб в сфере социальной защиты и социального обеспечения
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст)
(ред. от 18.02.2021)1344 Руководители служб в сфере социальной защиты и социального обеспечения
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Части 1 и 3 статьи 10 Закона о страховых пенсиях признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой ими в системе действующего правового регулирования не предусматривается назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца ребенку, зачатому с помощью вспомогательных репродуктивных технологий после смерти застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования супруга его матери (который при жизни выразил намерение иметь детей с использованием вспомогательных репродуктивных технологий и в отношении которого впоследствии в судебном порядке установлен факт отцовства) и, соответственно, рожденному по истечении 300 дней с момента смерти отца, притом что в системе социального обеспечения (социальной поддержки) не предусмотрено предоставление иных регулярных выплат такому ребенку, сопоставимых по своему значению с такой пенсией.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Части 1 и 3 статьи 10 Закона о страховых пенсиях признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой ими в системе действующего правового регулирования не предусматривается назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца ребенку, зачатому с помощью вспомогательных репродуктивных технологий после смерти застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования супруга его матери (который при жизни выразил намерение иметь детей с использованием вспомогательных репродуктивных технологий и в отношении которого впоследствии в судебном порядке установлен факт отцовства) и, соответственно, рожденному по истечении 300 дней с момента смерти отца, притом что в системе социального обеспечения (социальной поддержки) не предусмотрено предоставление иных регулярных выплат такому ребенку, сопоставимых по своему значению с такой пенсией.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Трудовой стаж - это продолжительность периодов занятости гражданина, когда он осуществлял трудовую деятельность или иную деятельность, смежную с трудовой. Трудовой стаж может прерываться прекращением трудовой или иной засчитываемой в стаж деятельности, а его продолжительность влияет на предоставление гражданину мер социальной поддержки (социального обеспечения), гарантий, установленных трудовым договором, и т.п.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Трудовой стаж - это продолжительность периодов занятости гражданина, когда он осуществлял трудовую деятельность или иную деятельность, смежную с трудовой. Трудовой стаж может прерываться прекращением трудовой или иной засчитываемой в стаж деятельности, а его продолжительность влияет на предоставление гражданину мер социальной поддержки (социального обеспечения), гарантий, установленных трудовым договором, и т.п.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Социальные выплаты в правовом и социальном государстве являются ключевым звеном в механизме реализации населением конституционного права на социальное обеспечение <1>. Многообразие таких выплат, их количественные и качественные характеристики, широкий перечень социальных рисков, признаваемых государством значимыми в ходе решения вопроса о предоставлении благ и гарантий социальной защиты и социального обеспечения, отражают уровень социальной и экономической зрелости общества, а также эффективность проводимой государством социальной политики <2>.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Социальные выплаты в правовом и социальном государстве являются ключевым звеном в механизме реализации населением конституционного права на социальное обеспечение <1>. Многообразие таких выплат, их количественные и качественные характеристики, широкий перечень социальных рисков, признаваемых государством значимыми в ходе решения вопроса о предоставлении благ и гарантий социальной защиты и социального обеспечения, отражают уровень социальной и экономической зрелости общества, а также эффективность проводимой государством социальной политики <2>.
Статья: О представительстве граждан в сфере социального обеспечения в современном цивилистическом процессе
(Васильева А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Статья посвящена вопросам представительства граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и не способных к полноценной социальной адаптации без посторонней помощи и поддержки, в гражданском и административном процессах. В порядке постановки проблемы обсуждаются особенности рассмотрения судами общей юрисдикции споров в сфере социального обеспечения, основания их процессуально-правовой дифференциации. Автором отмечается, что проявление активной роли суда при рассмотрении споров в сфере социального обеспечения, споров с участием социально незащищенных лиц связывается с социальной направленностью современного цивилистического процесса и не будет полным без выявления в досудебном порядке потребности в судебной защите таких лиц, не лишенных дееспособности, однако испытывающих по ряду причин затруднения в социальной адаптации. Существующие в настоящее время формы защиты прав социально незащищенных лиц не в полной мере обеспечивают их представительство, поскольку связываются либо с недееспособностью таких лиц, либо, напротив, с их активным волеизъявлением на защиту их интересов. Автором отмечается, что активное волеизъявление лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в судебной защите, в ряде случаев может быть существенно ограничено либо затруднено, что не отвечает целям и задачам социального обеспечения, социальной защиты в целом. В статье анализируются правовые и организационные условия для формирования института специального судебного представительства граждан в сфере социального обеспечения.
(Васильева А.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Статья посвящена вопросам представительства граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и не способных к полноценной социальной адаптации без посторонней помощи и поддержки, в гражданском и административном процессах. В порядке постановки проблемы обсуждаются особенности рассмотрения судами общей юрисдикции споров в сфере социального обеспечения, основания их процессуально-правовой дифференциации. Автором отмечается, что проявление активной роли суда при рассмотрении споров в сфере социального обеспечения, споров с участием социально незащищенных лиц связывается с социальной направленностью современного цивилистического процесса и не будет полным без выявления в досудебном порядке потребности в судебной защите таких лиц, не лишенных дееспособности, однако испытывающих по ряду причин затруднения в социальной адаптации. Существующие в настоящее время формы защиты прав социально незащищенных лиц не в полной мере обеспечивают их представительство, поскольку связываются либо с недееспособностью таких лиц, либо, напротив, с их активным волеизъявлением на защиту их интересов. Автором отмечается, что активное волеизъявление лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в судебной защите, в ряде случаев может быть существенно ограничено либо затруднено, что не отвечает целям и задачам социального обеспечения, социальной защиты в целом. В статье анализируются правовые и организационные условия для формирования института специального судебного представительства граждан в сфере социального обеспечения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. При этом отмечается, что административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ закреплено аналогичное положение, которое дополнено следующим уточнением: указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Следует предположить, что перечисленные обстоятельства могут являться основанием для обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением даже при отсутствии обстоятельств, прямо предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. При этом отмечается, что административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ закреплено аналогичное положение, которое дополнено следующим уточнением: указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Следует предположить, что перечисленные обстоятельства могут являться основанием для обращения прокурора в суд с административным исковым заявлением даже при отсутствии обстоятельств, прямо предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи.
Статья: О реализации социально ориентированной модели правосудия в гражданском судопроизводстве
(Васильева А.С.)
("Администратор суда", 2025, N 4)Традиционно вопросы социальной ориентированности законодательства связываются с социальным обеспечением, социальной защитой граждан. Действительно, само появление социального, трудового законодательства обусловлено необходимостью регулирования нового вида отношений, складывающихся по мере развития общественного прогресса (начало которому было положено в XIX столетии, в связи с использованием наемного труда и необходимостью предоставления материального содержания лицам, утратившим способность к труду) <9>.
(Васильева А.С.)
("Администратор суда", 2025, N 4)Традиционно вопросы социальной ориентированности законодательства связываются с социальным обеспечением, социальной защитой граждан. Действительно, само появление социального, трудового законодательства обусловлено необходимостью регулирования нового вида отношений, складывающихся по мере развития общественного прогресса (начало которому было положено в XIX столетии, в связи с использованием наемного труда и необходимостью предоставления материального содержания лицам, утратившим способность к труду) <9>.
Статья: Подготовка отраслевого перечня документов Минтруда России
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Отличительной особенностью отраслевого перечня является определенный дисбаланс статей в пользу типовых разделов, что объясняется объективными причинами. Большинство профильных разделов (3 из 5) базируются исключительно на документах Минтруда России. Реализация функций в сфере управления государственной службой, социальной защиты и социального обеспечения населения, пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих не относится к компетенции подведомственных организаций.
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Отличительной особенностью отраслевого перечня является определенный дисбаланс статей в пользу типовых разделов, что объясняется объективными причинами. Большинство профильных разделов (3 из 5) базируются исключительно на документах Минтруда России. Реализация функций в сфере управления государственной службой, социальной защиты и социального обеспечения населения, пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих не относится к компетенции подведомственных организаций.
Статья: Спор об обязании назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Части 1 и 3 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" признаны не соответствующими ст. ст. 7, 19 (ч. 1), 38 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1), 55 (ч. 3) и 67.1 (ч. 4) Конституции РФ в той мере, в какой ими в системе действующего правового регулирования не предусматривается назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца ребенку, зачатому с помощью вспомогательных репродуктивных технологий после смерти застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования супруга его матери (который при жизни выразил намерение иметь детей с использованием вспомогательных репродуктивных технологий и в отношении которого впоследствии в судебном порядке установлен факт отцовства) и, соответственно, рожденному по истечении 300 дней с момента смерти отца, притом что в системе социального обеспечения (социальной поддержки) не предусмотрено предоставление иных регулярных выплат такому ребенку, сопоставимых по своему значению с такой пенсией.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Части 1 и 3 ст. 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" признаны не соответствующими ст. ст. 7, 19 (ч. 1), 38 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1), 55 (ч. 3) и 67.1 (ч. 4) Конституции РФ в той мере, в какой ими в системе действующего правового регулирования не предусматривается назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца ребенку, зачатому с помощью вспомогательных репродуктивных технологий после смерти застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования супруга его матери (который при жизни выразил намерение иметь детей с использованием вспомогательных репродуктивных технологий и в отношении которого впоследствии в судебном порядке установлен факт отцовства) и, соответственно, рожденному по истечении 300 дней с момента смерти отца, притом что в системе социального обеспечения (социальной поддержки) не предусмотрено предоставление иных регулярных выплат такому ребенку, сопоставимых по своему значению с такой пенсией.
"Теоретические и практические проблемы апелляционного производства в гражданском процессе"
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Необходимо учесть, что на основании Федерального закона от 5 апреля 2009 г. N 43 ч. 1 ст. 45 ГПК была дополнена предложением следующего содержания: "Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования".
(Шакирьянов Р.В.)
("Статут", 2024)Необходимо учесть, что на основании Федерального закона от 5 апреля 2009 г. N 43 ч. 1 ст. 45 ГПК была дополнена предложением следующего содержания: "Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования".
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.