Социальное обеспечение пострадавших на производстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальное обеспечение пострадавших на производстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые последствия момента смерти лиц, пострадавших на производстве: оценка состояния законодательства и правоприменительной практики
(Галаева Л.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)В статье на основе анализа социально-обеспечительного законодательства, правоприменительной практики и научной юридической литературы исследуются условия возникновения права на социальное обеспечение в виде единовременной и ежемесячной страховых выплат в случае смерти лиц, пострадавших на производстве. Автор акцентирует внимание на особенностях и проблемах правовой регламентации условий возникновения прав на такие виды социально-обеспечительных предоставлений у отдельных субъектов, когда смерть застрахованных лиц в результате наступления страхового случая наступает не моментально, а по прошествии определенного промежутка времени. На основе анализа правоприменительной практики дана авторская оценка эффективности действующего законодательного регулирования установления иждивения как необходимого условия обеспечения ежемесячной страховой выплатой.
(Галаева Л.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)В статье на основе анализа социально-обеспечительного законодательства, правоприменительной практики и научной юридической литературы исследуются условия возникновения права на социальное обеспечение в виде единовременной и ежемесячной страховых выплат в случае смерти лиц, пострадавших на производстве. Автор акцентирует внимание на особенностях и проблемах правовой регламентации условий возникновения прав на такие виды социально-обеспечительных предоставлений у отдельных субъектов, когда смерть застрахованных лиц в результате наступления страхового случая наступает не моментально, а по прошествии определенного промежутка времени. На основе анализа правоприменительной практики дана авторская оценка эффективности действующего законодательного регулирования установления иждивения как необходимого условия обеспечения ежемесячной страховой выплатой.
Статья: Значение универсальной теории советского ученого В.С. Андреева в формировании научной школы права социального обеспечения
(Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Благодаря глубокому знанию предмета, глубокой любви и преданности делу всей жизни Э.Г. Тучкова умело направляет энергию своих учеников при подготовке кандидатских диссертаций в русло теоретического осмысления правовых норм отдельных институтов отрасли права социального обеспечения (трудового стажа <46>, пенсионного обеспечения <47>, обеспечения по страхованию пострадавших от несчастных случаев на производстве и в связи с профессиональными заболеваниями <48>, социального обслуживания <49>). Межотраслевое взаимодействие правовых норм трудового права и права социального прослеживается в диссертациях, направленных на исследование социальной защиты отдельных субъектов правоотношений <50>.
(Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Благодаря глубокому знанию предмета, глубокой любви и преданности делу всей жизни Э.Г. Тучкова умело направляет энергию своих учеников при подготовке кандидатских диссертаций в русло теоретического осмысления правовых норм отдельных институтов отрасли права социального обеспечения (трудового стажа <46>, пенсионного обеспечения <47>, обеспечения по страхованию пострадавших от несчастных случаев на производстве и в связи с профессиональными заболеваниями <48>, социального обслуживания <49>). Межотраслевое взаимодействие правовых норм трудового права и права социального прослеживается в диссертациях, направленных на исследование социальной защиты отдельных субъектов правоотношений <50>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.11.2023 N 542-ФЗ
"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"4. Установить, что в 2024 году Фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - финансовое обеспечение предупредительных мер), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" в рамках комплекса процессных мероприятий "Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов. Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством. В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.
"О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"4. Установить, что в 2024 году Фонд вправе принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - финансовое обеспечение предупредительных мер), в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний" в рамках комплекса процессных мероприятий "Предоставление выплат по страховому обеспечению обязательного социального страхования" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов. Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством. В случае, если страхователи с численностью работающих до 100 человек не осуществляли два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств на финансовое обеспечение указанных мер рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году.
Решение Верховного Суда РФ от 16.10.2003 N ГКПИ03-702
<О признании недействующим абзаца 2 пп. "а" п. 25 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56>В заявлении указано, что оспариваемые предписания Временных критериев противоречат закрепленному в статье 3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" определению понятия "профессиональная трудоспособность", а также нарушают предусмотренное Конституцией Российской Федерации право заявителя на социальное обеспечение в случае инвалидности. Нарушение закона проявляется в том, что при определении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, приведшего к утрате профессии, учреждения медико-социальной экспертизы учитывают способность пострадавшего к выполнению легких неквалифицированных видов труда. В результате этого заявителю, потерявшему в связи с трудовым увечьем левый глаз, было установлено шестьдесят процентов утраты профессиональной трудоспособности, хотя по прежней профессии водителя он работать не может.
<О признании недействующим абзаца 2 пп. "а" п. 25 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56>В заявлении указано, что оспариваемые предписания Временных критериев противоречат закрепленному в статье 3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" определению понятия "профессиональная трудоспособность", а также нарушают предусмотренное Конституцией Российской Федерации право заявителя на социальное обеспечение в случае инвалидности. Нарушение закона проявляется в том, что при определении степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, приведшего к утрате профессии, учреждения медико-социальной экспертизы учитывают способность пострадавшего к выполнению легких неквалифицированных видов труда. В результате этого заявителю, потерявшему в связи с трудовым увечьем левый глаз, было установлено шестьдесят процентов утраты профессиональной трудоспособности, хотя по прежней профессии водителя он работать не может.