Социальные льготы ветеранам труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Социальные льготы ветеранам труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20 "Место жительства гражданина" ГК РФ"Суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу, что отсутствие регистрация гражданина по месту жительства, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию лицам, в том числе, имеющих имеющим статус ветерана труда, указанных мер социальной поддержки не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности защиты прав ветеранов труда при назначении им отдельных социальных выплат
(Летова Н.В.)
("Закон", 2024, N 6)Меры социальной поддержки ветерана труда:
(Летова Н.В.)
("Закон", 2024, N 6)Меры социальной поддержки ветерана труда:
Ситуация: Какие льготы и выплаты полагаются ветеранам труда?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Федеральным законодательством предусмотрена социальная поддержка ветеранов труда, предполагающая, в частности, получение ими ежемесячной денежной выплаты, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и оказание медицинской помощи (ст. 1, п. 1 ст. 13 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ; ч. 1 ст. 160 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Федеральным законодательством предусмотрена социальная поддержка ветеранов труда, предполагающая, в частности, получение ими ежемесячной денежной выплаты, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и оказание медицинской помощи (ст. 1, п. 1 ст. 13 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ; ч. 1 ст. 160 ЖК РФ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О ветеранах"Статья 22. Меры социальной поддержки ветеранов труда
(ред. от 27.10.2025)
"О ветеранах"Статья 22. Меры социальной поддержки ветеранов труда
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)49) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)49) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
Ситуация: Какие категории граждан имеют право на льготы и меры соцподдержки?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Меры социальной поддержки ветеранов труда на федеральном уровне не предусмотрены.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Меры социальной поддержки ветеранов труда на федеральном уровне не предусмотрены.
Статья: Конституционная терминология в сфере социальной защиты
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Аналогичный подход применяется и в субъектах РФ при установлении региональных мер социальной поддержки. Критерии нуждаемости (адресности) предусматриваются в законах и нормативных актах соответствующего субъекта РФ. Одной из категорий, в отношении которых в ряде регионов применяется адресная социальная поддержка, являются ветераны труда (включая имеющих статус ветерана труда субъекта РФ). Условия предоставления им отдельных мер могут быть определены, в частности, как соотношение их дохода с величиной прожиточного минимума пенсионера в соответствующем регионе. Так, в Омской области неоднократно изменялись условия предоставления ежемесячной денежной выплаты лицу, имеющему звание "Ветеран Омской области". В течение определенного периода времени она производилась неработающим гражданам, чей доход не превышал установленного процента величины прожиточного минимума пенсионера в Омской области (120, а затем 175%). Конституционный Суд РФ в Определении от 24 апреля 2018 г. N 970-О оценил данное регулирование как не нарушающее права граждан, поскольку оно осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя субъекта Российской Федерации, направлено на обеспечение баланса частных и публичных интересов посредством усиления адресности социальной поддержки граждан, имеющих звание "Ветеран Омской области", и в равной мере распространяется на лиц, относящихся к данной категории.
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Аналогичный подход применяется и в субъектах РФ при установлении региональных мер социальной поддержки. Критерии нуждаемости (адресности) предусматриваются в законах и нормативных актах соответствующего субъекта РФ. Одной из категорий, в отношении которых в ряде регионов применяется адресная социальная поддержка, являются ветераны труда (включая имеющих статус ветерана труда субъекта РФ). Условия предоставления им отдельных мер могут быть определены, в частности, как соотношение их дохода с величиной прожиточного минимума пенсионера в соответствующем регионе. Так, в Омской области неоднократно изменялись условия предоставления ежемесячной денежной выплаты лицу, имеющему звание "Ветеран Омской области". В течение определенного периода времени она производилась неработающим гражданам, чей доход не превышал установленного процента величины прожиточного минимума пенсионера в Омской области (120, а затем 175%). Конституционный Суд РФ в Определении от 24 апреля 2018 г. N 970-О оценил данное регулирование как не нарушающее права граждан, поскольку оно осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя субъекта Российской Федерации, направлено на обеспечение баланса частных и публичных интересов посредством усиления адресности социальной поддержки граждан, имеющих звание "Ветеран Омской области", и в равной мере распространяется на лиц, относящихся к данной категории.
Ситуация: Предусмотрены ли льготы для лиц, награжденных медалью "За трудовую доблесть"?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Присвоение звания ветерана труда позволяет лицам, награжденным медалью "За трудовую доблесть", пользоваться установленными для ветеранов труда льготами. Меры социальной поддержки для них определяются региональным законодательством. В г. Москве ветеранам труда предоставляется, в частности, право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), а также скидка на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% (ст. 22 Закона N 5-ФЗ; ст. 6, п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 70).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Присвоение звания ветерана труда позволяет лицам, награжденным медалью "За трудовую доблесть", пользоваться установленными для ветеранов труда льготами. Меры социальной поддержки для них определяются региональным законодательством. В г. Москве ветеранам труда предоставляется, в частности, право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), а также скидка на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50% (ст. 22 Закона N 5-ФЗ; ст. 6, п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 70).
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Очевидно, что введение для накопительной пенсии самостоятельного условия о возрасте, с которого она назначается, преследует цель смягчить последствия его повышения для страховой пенсии по старости (наряду с иными похожими мерами - например, сохранение в законодательстве субъектов РФ ранее установленного пенсионного возраста для предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и другим категориям так называемых региональных льготников). Однако реальная возможность такого решения способствовать достижению обозначенной цели вызывает определенные сомнения. Накопительная пенсия невелика по размеру и, по сути, играет роль доплаты к страховой пенсии по старости. Например, если застрахованному лицу удалось сформировать 1 млн руб. пенсионных накоплений (что в текущей ситуации можно считать очень хорошим результатом), размер назначенной ему в 2021 г. накопительной пенсии составит всего 3 787,88 руб. (1 млн руб. / 264 месяца <7>). Пенсия в таком размере вряд ли может служить основным источником средств существования застрахованного лица, компенсировать на приемлемом уровне утраченный им заработок или иной доход. Отметим, что в отличие от иных пенсий, предоставляемых по российскому законодательству, к накопительной пенсии не может быть установлена социальная доплата, призванная поднять уровень материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера <8>. Это следует из легального определения социальной доплаты к пенсии, закрепленного в ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которому данная доплата устанавливается либо к страховой пенсии, либо к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета. Причем указанная конкретизация в части видов пенсий, к которым может быть установлена социальная доплата, внесена Законом N 350-ФЗ и со всей очевидностью связана с разделением возраста приобретения права на накопительную пенсию и страховую пенсию по старости. Тем самым предоставление накопительной пенсии без одновременного назначения иных видов страхового обеспечения, право на которые обусловлено достижением пенсионного возраста, во-первых, не влечет для застрахованного лица существенных изменений в уровне его материального обеспечения, во-вторых, в определенной степени умаляет значение данной выплаты как пенсии и как обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Очевидно, что введение для накопительной пенсии самостоятельного условия о возрасте, с которого она назначается, преследует цель смягчить последствия его повышения для страховой пенсии по старости (наряду с иными похожими мерами - например, сохранение в законодательстве субъектов РФ ранее установленного пенсионного возраста для предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и другим категориям так называемых региональных льготников). Однако реальная возможность такого решения способствовать достижению обозначенной цели вызывает определенные сомнения. Накопительная пенсия невелика по размеру и, по сути, играет роль доплаты к страховой пенсии по старости. Например, если застрахованному лицу удалось сформировать 1 млн руб. пенсионных накоплений (что в текущей ситуации можно считать очень хорошим результатом), размер назначенной ему в 2021 г. накопительной пенсии составит всего 3 787,88 руб. (1 млн руб. / 264 месяца <7>). Пенсия в таком размере вряд ли может служить основным источником средств существования застрахованного лица, компенсировать на приемлемом уровне утраченный им заработок или иной доход. Отметим, что в отличие от иных пенсий, предоставляемых по российскому законодательству, к накопительной пенсии не может быть установлена социальная доплата, призванная поднять уровень материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера <8>. Это следует из легального определения социальной доплаты к пенсии, закрепленного в ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которому данная доплата устанавливается либо к страховой пенсии, либо к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета. Причем указанная конкретизация в части видов пенсий, к которым может быть установлена социальная доплата, внесена Законом N 350-ФЗ и со всей очевидностью связана с разделением возраста приобретения права на накопительную пенсию и страховую пенсию по старости. Тем самым предоставление накопительной пенсии без одновременного назначения иных видов страхового обеспечения, право на которые обусловлено достижением пенсионного возраста, во-первых, не влечет для застрахованного лица существенных изменений в уровне его материального обеспечения, во-вторых, в определенной степени умаляет значение данной выплаты как пенсии и как обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 22. Меры социальной поддержки ветеранов труда
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 22. Меры социальной поддержки ветеранов труда
Ситуация: Какие льготы и выплаты предусмотрены для лиц, награжденных орденом Мужества?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда и ветеранов военной службы, см., например, ситуации "Какие льготы и меры соцподдержки предоставляются ветеранам военной службы?", "Какие льготы и выплаты полагаются ветеранам труда?".
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда и ветеранов военной службы, см., например, ситуации "Какие льготы и меры соцподдержки предоставляются ветеранам военной службы?", "Какие льготы и выплаты полагаются ветеранам труда?".
Статья: Получение работником звания "Ветеран труда"
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)"Статья 22. Меры социальной поддержки ветеранов труда
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 9)"Статья 22. Меры социальной поддержки ветеранов труда
Ситуация: Как ветерану труда получить ежемесячную денежную выплату?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются региональным законодательством. Так, в Москве им полагается ежемесячная городская денежная выплата (далее - ЕГДВ) (п. 4 ст. 7, ст. 22 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ; п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 70; п. 1.2.2 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 08.02.2005 N 74-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются региональным законодательством. Так, в Москве им полагается ежемесячная городская денежная выплата (далее - ЕГДВ) (п. 4 ст. 7, ст. 22 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ; п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 70; п. 1.2.2 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 08.02.2005 N 74-ПП).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)49) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)49) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;