Соцстрах ставки
Подборка наиболее важных документов по запросу Соцстрах ставки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 21 "Страховые тарифы" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило уведомление Фонда социального страхования РФ, предусматривающее установление ставки страхового тарифа, не соответствующей основному виду деятельности. Суд установил, что основанием для установления повышенного страхового тарифа послужил факт непредставления обществом в нормативно установленный срок заявления и документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности. Суд указал, что предусмотренное п. 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" право Фонда самостоятельно устанавливать повышенный страховой тариф не является санкцией, применяемой к обществу как страхователю за нарушение им сроков представления документов, а является мерой, призванной в условиях отсутствия надлежащей информации гарантировать права застрахованных лиц. Фонд не вправе лишить страхователя возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложенными документами даже с нарушением установленного срока ввиду отсутствия нормативного закрепления несения страхователями порядка и последствий подтверждения страхователем вида деятельности с нарушением установленного срока. Направление обществом заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности за пределами установленного срока не может порождать для него несение каких-либо негативных последствий. Документы, представленные даже с нарушением срока, подлежат учету при проверке правильности расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Суд признал неправомерным установление повышенного страхового тарифа, не соответствующего виду деятельности, фактически осуществляемому обществом, при наличии документов, подтверждающих вид осуществляемой страхователем деятельности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило уведомление Фонда социального страхования РФ, предусматривающее установление ставки страхового тарифа, не соответствующей основному виду деятельности. Суд установил, что основанием для установления повышенного страхового тарифа послужил факт непредставления обществом в нормативно установленный срок заявления и документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности. Суд указал, что предусмотренное п. 5 Приказа Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" право Фонда самостоятельно устанавливать повышенный страховой тариф не является санкцией, применяемой к обществу как страхователю за нарушение им сроков представления документов, а является мерой, призванной в условиях отсутствия надлежащей информации гарантировать права застрахованных лиц. Фонд не вправе лишить страхователя возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложенными документами даже с нарушением установленного срока ввиду отсутствия нормативного закрепления несения страхователями порядка и последствий подтверждения страхователем вида деятельности с нарушением установленного срока. Направление обществом заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности за пределами установленного срока не может порождать для него несение каких-либо негативных последствий. Документы, представленные даже с нарушением срока, подлежат учету при проверке правильности расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Суд признал неправомерным установление повышенного страхового тарифа, не соответствующего виду деятельности, фактически осуществляемому обществом, при наличии документов, подтверждающих вид осуществляемой страхователем деятельности.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.20 "Налоговые ставки" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении пониженной ставки по УСН в размере 4 процентов, установленной законом Волгоградской области от 10.02.2009 N 1845-ОД "О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения" (далее - закон Волгоградской области от 10.02.2009 N 1845-ОД), расчет налога инспекцией произведен исходя из ставки 6 процентов. По мнению налогового органа, расчет налогоплательщика исходя из среднесписочной численности работников основан на неверном толковании формулы, приведенной в п. 2 ч. 7 ст. 1 закона Волгоградской области от 10.02.2009 N 1845-ОД. Так, одним из условий применения ставки 4 процента является требование к среднему размеру начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц. Расчет среднего размера начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (СР) производится по следующей формуле: СР = в / К / П, где К - количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым в 2021 году исчислены страховые взносы. По мнению налогового органа, исходя из буквального толкования нормы в показателе К данной формулы указывается количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым исчислены страховые взносы, и не предусматривается расчет количества физических лиц иным способом, в том числе исходя из среднесписочной численности работников налогоплательщика. Суд пришел к выводу, что расчет должен быть произведен исходя из фактического количества работавших в обществе физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, соответственно, право на применение пониженной ставки единого налога по УСН у налогоплательщика отсутствовало.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении пониженной ставки по УСН в размере 4 процентов, установленной законом Волгоградской области от 10.02.2009 N 1845-ОД "О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения" (далее - закон Волгоградской области от 10.02.2009 N 1845-ОД), расчет налога инспекцией произведен исходя из ставки 6 процентов. По мнению налогового органа, расчет налогоплательщика исходя из среднесписочной численности работников основан на неверном толковании формулы, приведенной в п. 2 ч. 7 ст. 1 закона Волгоградской области от 10.02.2009 N 1845-ОД. Так, одним из условий применения ставки 4 процента является требование к среднему размеру начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц. Расчет среднего размера начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (СР) производится по следующей формуле: СР = в / К / П, где К - количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым в 2021 году исчислены страховые взносы. По мнению налогового органа, исходя из буквального толкования нормы в показателе К данной формулы указывается количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым исчислены страховые взносы, и не предусматривается расчет количества физических лиц иным способом, в том числе исходя из среднесписочной численности работников налогоплательщика. Суд пришел к выводу, что расчет должен быть произведен исходя из фактического количества работавших в обществе физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, соответственно, право на применение пониженной ставки единого налога по УСН у налогоплательщика отсутствовало.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Концептуальные проблемы предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным субъектам экономической деятельности в Российской Федерации
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Суть искажения принципов социального страхования России
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 1)Суть искажения принципов социального страхования России
Готовое решение: Создание и восстановление резерва на оплату отпусков в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)Организация уплачивает страховые взносы по совокупной ставке 30,2%, в том числе взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по ставке 0,2%, а взносы на обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование - по ставке 30%.
(КонсультантПлюс, 2025)Организация уплачивает страховые взносы по совокупной ставке 30,2%, в том числе взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по ставке 0,2%, а взносы на обязательное социальное, пенсионное и медицинское страхование - по ставке 30%.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"5. Максимальная ставка отчислений в резерв Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи составляет 0,25 процента расчетной базы, определенной в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
(ред. от 31.07.2025)
"Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"5. Максимальная ставка отчислений в резерв Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи составляет 0,25 процента расчетной базы, определенной в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Статья: Проблемы защиты трудовых прав беременных женщин и лиц с семейными обязанностями: анализ судебной практики
(Лютаревич-Гефтер Ю.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 1)Однако, несмотря на однозначную позицию ВС РФ, сложилась и противоположная судебная практика. Так, в одном деле женщина в период отпуска по уходу за ребенком работала на 0,5 ставки по основному месту работы и дистанционно на 0,1 ставки еще в трех компаниях. Поскольку в общей сложности женщина работала на 0,8 ставки, ФСС обязал работодателя вернуть сумму пособия, выплаченного женщине. Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций признали решение ФСС законным. Однако Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с нижестоящими инстанциями не согласился. Он отметил, что бремя доказывания того обстоятельства, что сокращение рабочего времени являлось формальным, а фактически уход за ребенком осуществляло иное лицо, возложено на ФСС. Вместе с тем согласно справке участкового терапевта ребенок находился на естественном вскармливании до 1,5 лет, четверо соседей-свидетелей подтвердили, что женщина лично гуляла с ребенком во дворе. Данные доказательства ФСС не опроверг. Следовательно, фонд не доказал те обстоятельства, на которые ссылался. В итоге кассационная инстанция отменила состоявшиеся судебные решения и признала решение ФСС недействительным <13>.
(Лютаревич-Гефтер Ю.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 1)Однако, несмотря на однозначную позицию ВС РФ, сложилась и противоположная судебная практика. Так, в одном деле женщина в период отпуска по уходу за ребенком работала на 0,5 ставки по основному месту работы и дистанционно на 0,1 ставки еще в трех компаниях. Поскольку в общей сложности женщина работала на 0,8 ставки, ФСС обязал работодателя вернуть сумму пособия, выплаченного женщине. Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций признали решение ФСС законным. Однако Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с нижестоящими инстанциями не согласился. Он отметил, что бремя доказывания того обстоятельства, что сокращение рабочего времени являлось формальным, а фактически уход за ребенком осуществляло иное лицо, возложено на ФСС. Вместе с тем согласно справке участкового терапевта ребенок находился на естественном вскармливании до 1,5 лет, четверо соседей-свидетелей подтвердили, что женщина лично гуляла с ребенком во дворе. Данные доказательства ФСС не опроверг. Следовательно, фонд не доказал те обстоятельства, на которые ссылался. В итоге кассационная инстанция отменила состоявшиеся судебные решения и признала решение ФСС недействительным <13>.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)До 2023 г. сельскохозяйственные организации осуществляли исчисление каждого вида страховых взносов исходя из базы и установленной ставки: взносы по обязательному пенсионному страхованию - 22%; обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9%; обязательному медицинскому страхованию - 5,1%. Такие суммы уплачивались отдельными платежными поручениями.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)До 2023 г. сельскохозяйственные организации осуществляли исчисление каждого вида страховых взносов исходя из базы и установленной ставки: взносы по обязательному пенсионному страхованию - 22%; обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9%; обязательному медицинскому страхованию - 5,1%. Такие суммы уплачивались отдельными платежными поручениями.
Статья: Реализация права на объединение работников, занятых посредством интернет-платформ, в европейских странах и в Российской Федерации
(Избиенова Т.А., Безина А.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Квалификация отношений, возникающих на основе интернет-платформ, как трудовых, предполагающая применение к ним базовых гарантий трудового права (охрана рабочего времени и времени отдыха, минимальные часовые ставки оплаты труда, социальное страхование и т.п.), безусловно, способствует повышению уровня социальной защищенности работников. Особую важность эта защита приобрела в форс-мажорной ситуации, связанной с пандемией COVID-19, когда суды ряда европейских государств <28> признают право лиц, занятых при помощи интернет-платформ, на средства индивидуальной защиты от инфицирования при условии наличия у них статуса работника.
(Избиенова Т.А., Безина А.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 2)Квалификация отношений, возникающих на основе интернет-платформ, как трудовых, предполагающая применение к ним базовых гарантий трудового права (охрана рабочего времени и времени отдыха, минимальные часовые ставки оплаты труда, социальное страхование и т.п.), безусловно, способствует повышению уровня социальной защищенности работников. Особую важность эта защита приобрела в форс-мажорной ситуации, связанной с пандемией COVID-19, когда суды ряда европейских государств <28> признают право лиц, занятых при помощи интернет-платформ, на средства индивидуальной защиты от инфицирования при условии наличия у них статуса работника.