Содержание мест общего пользования в нежилом здании
Подборка наиболее важных документов по запросу Содержание мест общего пользования в нежилом здании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2024 N 13АП-3200/2024 по делу N А56-68819/2023
Категория спора: Управление зданием.
Требования: 1) О взыскании задолженности за содержание, эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества здания, за коммунальные услуги; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Истец, являющийся собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление нежилым зданием, ссылается на неисполнение ответчиком обязательств по внесению платы за оказанные услуги по содержанию общего имущества и мест общего пользования, а также платы за предоставленные коммунальные услуги.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Доводы ответчика о том, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества и мест общего пользования, утвержденный протоколом общего собрания собственников от 28.12.2018, является чрезмерным, не соответствует размеру расходов, которые истец, реализуя функции управляющей организации, затрачивает на содержание нежилого здания, сами по себе о ничтожности решения общего собрания не свидетельствуют.
Категория спора: Управление зданием.
Требования: 1) О взыскании задолженности за содержание, эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества здания, за коммунальные услуги; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Истец, являющийся собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление нежилым зданием, ссылается на неисполнение ответчиком обязательств по внесению платы за оказанные услуги по содержанию общего имущества и мест общего пользования, а также платы за предоставленные коммунальные услуги.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Доводы ответчика о том, что размер платы за содержание и ремонт общего имущества и мест общего пользования, утвержденный протоколом общего собрания собственников от 28.12.2018, является чрезмерным, не соответствует размеру расходов, которые истец, реализуя функции управляющей организации, затрачивает на содержание нежилого здания, сами по себе о ничтожности решения общего собрания не свидетельствуют.
Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.03.2023 по делу N 66а-385/2023 (УИД 03OS0000-01-2022-000558-23)
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 13.12.2022, которым признан не действующим в части Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15.12.2020 N 1907.Представленный в суд первой инстанции акт обследования фактического использования здания от 7 августа 2020 года, правомерно не принят судом в качестве доказательства, достоверно подтверждающего вид фактического использования спорного объекта, поскольку не содержат сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности, площади помещений общего пользования.
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 13.12.2022, которым признан не действующим в части Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15.12.2020 N 1907.Представленный в суд первой инстанции акт обследования фактического использования здания от 7 августа 2020 года, правомерно не принят судом в качестве доказательства, достоверно подтверждающего вид фактического использования спорного объекта, поскольку не содержат сведений об общей сумме полезной нежилой площади здания (строения, сооружения), а также полезной нежилой площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности, площади помещений общего пользования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аналогия закона при разрешении жилищных споров
(Суслова С.И., Формакидов Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Примером обратной аналогии жилищного закона является применение на протяжении более десятка лет по аналогии к отношениям, связанным с пользованием общим имуществом нежилых строений, норм ЖК РФ об общем имуществе собственников помещений многоквартирного дома. В данном случае использование аналогии закона позволило на многие годы, вплоть до принятия в 2023 году изменений в ГК РФ (гл. 17.1 и позднее параграф 2 гл. 16), разрешить возникающие проблемы владения, пользования и содержания мест общего пользования в нежилых зданиях <34>.
(Суслова С.И., Формакидов Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 1)Примером обратной аналогии жилищного закона является применение на протяжении более десятка лет по аналогии к отношениям, связанным с пользованием общим имуществом нежилых строений, норм ЖК РФ об общем имуществе собственников помещений многоквартирного дома. В данном случае использование аналогии закона позволило на многие годы, вплоть до принятия в 2023 году изменений в ГК РФ (гл. 17.1 и позднее параграф 2 гл. 16), разрешить возникающие проблемы владения, пользования и содержания мест общего пользования в нежилых зданиях <34>.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 11.08.2023 N БВ-4-7/10353@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2023 года по вопросам налогообложения>Заявитель просил признать оспариваемые нормы не соответствующими статье 57 Конституции Российской Федерации, поскольку они позволяют возлагать на него обязанность по уплате налога на имущество исключительно в силу сведений, содержащихся в ЕГРН (пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации), и относят к налогооблагаемым объектам помещения, являющиеся местами общего пользования, расположенные в нежилых зданиях (пункт 3 статьи 401 данного Кодекса).
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2023 года по вопросам налогообложения>Заявитель просил признать оспариваемые нормы не соответствующими статье 57 Конституции Российской Федерации, поскольку они позволяют возлагать на него обязанность по уплате налога на имущество исключительно в силу сведений, содержащихся в ЕГРН (пункт 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации), и относят к налогооблагаемым объектам помещения, являющиеся местами общего пользования, расположенные в нежилых зданиях (пункт 3 статьи 401 данного Кодекса).
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2021 N 16-П
"По делу о проверке конституционности абзаца третьего пункта 42(1), пунктов 44 и 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формулы 3 приложения N 2 к данным Правилам в связи с жалобой гражданки В.Н. Шестериковой"Несмотря на то что многоквартирные дома - в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения - могут обогреваться различными способами (в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
"По делу о проверке конституционности абзаца третьего пункта 42(1), пунктов 44 и 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формулы 3 приложения N 2 к данным Правилам в связи с жалобой гражданки В.Н. Шестериковой"Несмотря на то что многоквартирные дома - в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения - могут обогреваться различными способами (в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).