Соглашение о защите инвестиций
Подборка наиболее важных документов по запросу Соглашение о защите инвестиций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Межгосударственный инвестиционный арбитраж: перспективы и риски неочевидного способа разрешения споров
(Пименова С.Д.)
("Международное правосудие", 2024, N 1)2.2. Споры о толковании соглашения о защите инвестиций
(Пименова С.Д.)
("Международное правосудие", 2024, N 1)2.2. Споры о толковании соглашения о защите инвестиций
Статья: К вопросу о формировании понятийного аппарата для правового регулирования инвестиций в инфраструктуру в свете концепции устойчивого развития
(Маслова С.В.)
("Юрист", 2022, N 12)Г. Келер определяет ЦУР как новую, прогрессивную, эгалитарную и основанную на правах человека повестку дня в области развития, которая будет охватывать эффективный подход к искоренению нищеты, предоставлению общественных благ и услуг, повышению производительности и сосредоточении внимания на занятости <11>. Г. Мур констатирует, что ЦУР направлены на предоставление глобальных общественных благ, для достижения которых потребуются новые формы политических коалиций и сотрудничества, которые могут обеспечить социальную, экономическую и экологическую ценность для сообществ по всему миру <12>. Природа ЦУР в международно-правовой доктрине до сих пор не получила однозначной оценки. Высказываются прямо противоположные оценки ЦУР как лишь "призывов к действию" <13> и как "основанных на международном праве, в котором признается цель устойчивого развития" <14>. Полагаем, что еще не так давно, оценивая ЦУР в контексте элементов международной системы, их можно было бы отнести к ее идеологическому компоненту как отражающих стремления субъектов международного права достичь результатов, на которые направлен процесс устойчивого развития. В настоящее время усматриваются признаки преобразования идеологического компонента в регулятивный компонент международной системы за счет того, что ЦУР как намерение, которое осуществить, становится элементом международных и трансграничных правоотношений, закрепляется в качестве обязательств государств, инвесторов, международных организаций. Так, в ст. 24 Соглашения о поощрении и защите иностранных инвестиций между Правительством Марокко и Правительством Нигерии закреплено, что инвесторы и их инвестиции должны стремиться сделать максимально возможный вклад в устойчивое развитие принимающего государства и местного сообщества, принимая во внимание планы развития и приоритеты принимающего государства и ЦУР <15>. В Преамбуле Соглашения о защите инвестиций между Европейским союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Вьетнам указывается на решимость сторон укреплять свои экономические, торговые и инвестиционные отношения в соответствии с ЦУР в его экономических, социальных и экологических аспектах и поощрять инвестиции с учетом высокого уровня охраны окружающей среды и труда и соответствующих международно признанных стандартов и соглашений <16>. Полагаем, что целевые установки по обеспечению достижения экономических, социальных и экологических результатов, вытекающих из ЦУР, объективируются в нормах, различных по содержанию и правовой природе. В одном случае - в дефинитивных нормах, которые содержатся в преамбуле международного договора. Они вводят понятие ЦУР, связывают их с целями заключения международного договора. В другом случае в нормах регулятивных - в них ЦУР превращаются в объективную установку должного и возможного поведения субъектов регулируемого международным договором правоотношения.
(Маслова С.В.)
("Юрист", 2022, N 12)Г. Келер определяет ЦУР как новую, прогрессивную, эгалитарную и основанную на правах человека повестку дня в области развития, которая будет охватывать эффективный подход к искоренению нищеты, предоставлению общественных благ и услуг, повышению производительности и сосредоточении внимания на занятости <11>. Г. Мур констатирует, что ЦУР направлены на предоставление глобальных общественных благ, для достижения которых потребуются новые формы политических коалиций и сотрудничества, которые могут обеспечить социальную, экономическую и экологическую ценность для сообществ по всему миру <12>. Природа ЦУР в международно-правовой доктрине до сих пор не получила однозначной оценки. Высказываются прямо противоположные оценки ЦУР как лишь "призывов к действию" <13> и как "основанных на международном праве, в котором признается цель устойчивого развития" <14>. Полагаем, что еще не так давно, оценивая ЦУР в контексте элементов международной системы, их можно было бы отнести к ее идеологическому компоненту как отражающих стремления субъектов международного права достичь результатов, на которые направлен процесс устойчивого развития. В настоящее время усматриваются признаки преобразования идеологического компонента в регулятивный компонент международной системы за счет того, что ЦУР как намерение, которое осуществить, становится элементом международных и трансграничных правоотношений, закрепляется в качестве обязательств государств, инвесторов, международных организаций. Так, в ст. 24 Соглашения о поощрении и защите иностранных инвестиций между Правительством Марокко и Правительством Нигерии закреплено, что инвесторы и их инвестиции должны стремиться сделать максимально возможный вклад в устойчивое развитие принимающего государства и местного сообщества, принимая во внимание планы развития и приоритеты принимающего государства и ЦУР <15>. В Преамбуле Соглашения о защите инвестиций между Европейским союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Вьетнам указывается на решимость сторон укреплять свои экономические, торговые и инвестиционные отношения в соответствии с ЦУР в его экономических, социальных и экологических аспектах и поощрять инвестиции с учетом высокого уровня охраны окружающей среды и труда и соответствующих международно признанных стандартов и соглашений <16>. Полагаем, что целевые установки по обеспечению достижения экономических, социальных и экологических результатов, вытекающих из ЦУР, объективируются в нормах, различных по содержанию и правовой природе. В одном случае - в дефинитивных нормах, которые содержатся в преамбуле международного договора. Они вводят понятие ЦУР, связывают их с целями заключения международного договора. В другом случае в нормах регулятивных - в них ЦУР превращаются в объективную установку должного и возможного поведения субъектов регулируемого международным договором правоотношения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"Статья 15. Меры государственной поддержки инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений
(ред. от 04.11.2025)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"Статья 15. Меры государственной поддержки инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений
Статья: Применение теста Салини при определении инвестиций в практике международного центра по урегулированию инвестиционных споров
(Терешкова В.В., Гадалов Г.А.)
("Международное право и международные организации", 2021, N 3)Нам представляется аргументированным мнение В.Н. Анурова, согласно которому нормы Вашингтонской конвенции обладают приоритетом над нормами международных соглашений о защите инвестиций [36], поскольку именно ее положения содержат процессуальные нормы, регулирующие вопросы юрисдикции, а договоры о защите капиталовложений закрепляют гарантии инвестиций и иные материальные нормы. Данный подход основывается на принципе lex specialis derogat legi generali. Мы согласны с таким подходом, поскольку вопросы процедуры рассмотрения споров регулируются нормами именно Вашингтонской конвенции. Материальные нормы, содержащиеся в договорах о защите инвестиций должны учитываться при принятии решения о юрисдикции, однако при решении вопроса о юрисдикции приоритет следует отдавать Вашингтонской конвенции.
(Терешкова В.В., Гадалов Г.А.)
("Международное право и международные организации", 2021, N 3)Нам представляется аргументированным мнение В.Н. Анурова, согласно которому нормы Вашингтонской конвенции обладают приоритетом над нормами международных соглашений о защите инвестиций [36], поскольку именно ее положения содержат процессуальные нормы, регулирующие вопросы юрисдикции, а договоры о защите капиталовложений закрепляют гарантии инвестиций и иные материальные нормы. Данный подход основывается на принципе lex specialis derogat legi generali. Мы согласны с таким подходом, поскольку вопросы процедуры рассмотрения споров регулируются нормами именно Вашингтонской конвенции. Материальные нормы, содержащиеся в договорах о защите инвестиций должны учитываться при принятии решения о юрисдикции, однако при решении вопроса о юрисдикции приоритет следует отдавать Вашингтонской конвенции.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Государственное регулирование инвестиционных отношений осуществляется в соответствии с Законом РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (в частях, не противоречащих Закону N 39-ФЗ), Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Федеральным законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" и другими законами и подзаконными актами. Также Российская Федерация является участником международных межправительственных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений и инвестиций (см., например, Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах - членах Евразийского экономического сообщества (заключено в г. Москве 12.12.2008)).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Государственное регулирование инвестиционных отношений осуществляется в соответствии с Законом РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (в частях, не противоречащих Закону N 39-ФЗ), Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Федеральным законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" и другими законами и подзаконными актами. Также Российская Федерация является участником международных межправительственных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений и инвестиций (см., например, Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах - членах Евразийского экономического сообщества (заключено в г. Москве 12.12.2008)).
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)В сфере отношений по защите иностранных инвестиций унификация права имеет свои особенности. Сложившаяся система международно-правового разрешения споров испытывает определенные кризисные явления. Европейский союз выступает за создание международного судебного органа по разрешению споров между государствами и иностранными инвесторами. Позиция развивающихся стран заключается в защите равноправного положения государств в международных соглашениях. Унификация права на двусторонней основе предполагает внесение изменений в двусторонние соглашения о защите инвестиций, которых насчитывается порядка четырех тысяч. Изменения касаются охраны социальных интересов, обеспечения защиты прав реципиентов инвестиций, представителями которых выступают государства, а также правовых механизмом регулирования инвестиций в национальных правовых системах.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)В сфере отношений по защите иностранных инвестиций унификация права имеет свои особенности. Сложившаяся система международно-правового разрешения споров испытывает определенные кризисные явления. Европейский союз выступает за создание международного судебного органа по разрешению споров между государствами и иностранными инвесторами. Позиция развивающихся стран заключается в защите равноправного положения государств в международных соглашениях. Унификация права на двусторонней основе предполагает внесение изменений в двусторонние соглашения о защите инвестиций, которых насчитывается порядка четырех тысяч. Изменения касаются охраны социальных интересов, обеспечения защиты прав реципиентов инвестиций, представителями которых выступают государства, а также правовых механизмом регулирования инвестиций в национальных правовых системах.
Статья: Федеральный инвестиционный налоговый вычет: наблюдение за экспериментом
(Никифоров А., Червонная С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 43)Российское налоговое законодательство предоставляет довольно много льгот. Правда, отдельный предмет для обсуждения - это реальная возможность их применения бизнесом и, соответственно, эффект для экономики. Наверняка все слышали о региональных инвестиционных проектах (РИП), специальных инвестиционных контрактах (СПИК), соглашениях о защите и поощрении капитальных вложений (СЗПК), Свободном порте Владивосток и пр. Однако, наверное, самыми привлекательными для инвесторов являются те льготы, которые дают право уменьшить сумму исчисленного к уплате налога на произведенные налогоплательщиком инвестиции.
(Никифоров А., Червонная С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 43)Российское налоговое законодательство предоставляет довольно много льгот. Правда, отдельный предмет для обсуждения - это реальная возможность их применения бизнесом и, соответственно, эффект для экономики. Наверняка все слышали о региональных инвестиционных проектах (РИП), специальных инвестиционных контрактах (СПИК), соглашениях о защите и поощрении капитальных вложений (СЗПК), Свободном порте Владивосток и пр. Однако, наверное, самыми привлекательными для инвесторов являются те льготы, которые дают право уменьшить сумму исчисленного к уплате налога на произведенные налогоплательщиком инвестиции.
Статья: Унификация правового регулирования трансграничных сделок на примере соглашений о государственно-частном партнерстве
(Доронина Н.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Признание концессионных договоров гражданско-правовыми по своей природе не может не отражаться на правовом регулировании концессионного договора. Это касается также особенности концессионных договоров, характеризуемых присутствием иностранного элемента, например договоров, в которых концессионером является иностранное частное лицо. В международном частном праве к таким договорам применимы нормы коллизионного права. Кроме того, такие договоры основаны на применении принципа автономии воли сторон при выборе применимого права. Практика разрешения споров, вытекающих из концессионных договоров, отличается механизмом их разрешения в результате участия в этих договорах государства. Механизм основан на обращении к международному соглашению по защите инвестиций (treaty-based dispute settlement).
(Доронина Н.Г.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Признание концессионных договоров гражданско-правовыми по своей природе не может не отражаться на правовом регулировании концессионного договора. Это касается также особенности концессионных договоров, характеризуемых присутствием иностранного элемента, например договоров, в которых концессионером является иностранное частное лицо. В международном частном праве к таким договорам применимы нормы коллизионного права. Кроме того, такие договоры основаны на применении принципа автономии воли сторон при выборе применимого права. Практика разрешения споров, вытекающих из концессионных договоров, отличается механизмом их разрешения в результате участия в этих договорах государства. Механизм основан на обращении к международному соглашению по защите инвестиций (treaty-based dispute settlement).
Готовое решение: Особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений
(КонсультантПлюс, 2025)К деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта - предмета соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), положения о налогах и сборах применяются в особом порядке (п. 9 ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)К деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта - предмета соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), положения о налогах и сборах применяются в особом порядке (п. 9 ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ).
Интервью: Необходима комплексная реформа налогового законодательства для минимизации процесса дробления бизнеса
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)На этом фоне нельзя не отметить, что для крупных и крупнейших компаний за последние годы постепенно сформировался специальный налоговый режим, предусматривающий многочисленные преференции и льготы, недоступные остальным. Консолидированная группа налогоплательщиков; налоговый мониторинг; предварительные соглашения о ценообразовании, симметричные корректировки в отношении контролируемых сделок и другие гарантии корректного пересмотра цен; РИПы, СПИКи, ТОРы и ОЭЗы; региональные льготы, предоставляемые в зависимости от размера инвестиций, соглашения о защите и поддержке капиталовложений и т.д. В результате наибольшая налоговая нагрузка приходится на компании малого и среднего бизнеса, вынужденные работать на "чистом", без специальных льгот, общем режиме.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 4)На этом фоне нельзя не отметить, что для крупных и крупнейших компаний за последние годы постепенно сформировался специальный налоговый режим, предусматривающий многочисленные преференции и льготы, недоступные остальным. Консолидированная группа налогоплательщиков; налоговый мониторинг; предварительные соглашения о ценообразовании, симметричные корректировки в отношении контролируемых сделок и другие гарантии корректного пересмотра цен; РИПы, СПИКи, ТОРы и ОЭЗы; региональные льготы, предоставляемые в зависимости от размера инвестиций, соглашения о защите и поддержке капиталовложений и т.д. В результате наибольшая налоговая нагрузка приходится на компании малого и среднего бизнеса, вынужденные работать на "чистом", без специальных льгот, общем режиме.