Соглашение с Украиной о пенсионном обеспечении
Подборка наиболее важных документов по запросу Соглашение с Украиной о пенсионном обеспечении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2024 N 88-15283/2024 (УИД 29RS0004-01-2023-000653-31)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истица указала, что решением ответчика в назначении страховой пенсии по старости ей отказано в связи с недостижением возраста 57 лет, при котором наступит право для назначения страховой пенсии.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о недействительности на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", отсутствии международного договора в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Украиной, не могут быть признаны основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истица указала, что решением ответчика в назначении страховой пенсии по старости ей отказано в связи с недостижением возраста 57 лет, при котором наступит право для назначения страховой пенсии.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о недействительности на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", отсутствии международного договора в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Украиной, не могут быть признаны основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 21.02.2024 N 88-6231/2024 (УИД 23RS0040-01-2022-010105-68)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа. При этом в стаж истца не были включены периоды его работы в должности второго пилота, в должности командира воздушного судна летной службы.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение; 3) Дело направлено на новое рассмотрение.Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что доказательства, подтверждающие факт уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование на территории Украины, отсутствуют, а страховые взносы, уплаченные после 01.01.2002 в соответствующие организации в государствах участниках Соглашения от 13.03.1992, не учитываются, поскольку не предусмотрены взаимные расчеты между указанными государствами
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа. При этом в стаж истца не были включены периоды его работы в должности второго пилота, в должности командира воздушного судна летной службы.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение; 3) Дело направлено на новое рассмотрение.Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об отказе в удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что доказательства, подтверждающие факт уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование на территории Украины, отсутствуют, а страховые взносы, уплаченные после 01.01.2002 в соответствующие организации в государствах участниках Соглашения от 13.03.1992, не учитываются, поскольку не предусмотрены взаимные расчеты между указанными государствами
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992. Названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины;
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992. Названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины;
"Правовое регулирование социально-трудовых отношений с иностранными гражданами: междисциплинарный подход: монография"
(под общ. ред. Е.Б. Хохлова, Е.В. Сыченко)
("Юстицинформ", 2019)Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., участниками которого являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина, установлено, что пенсионное обеспечение этих лиц и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1), и это правило распространяется на все виды пенсионного обеспечения, которые установлены или будут установлены в этих государствах (ст. 5). Поскольку российское пенсионное законодательство предусматривает право на страховую пенсию только у иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ, граждане государств - участников Соглашения, не обладающие этим статусом, права на страховую пенсию в России не имеют. При определении права на пенсию постоянно проживающих в РФ граждан государств - участников Соглашения, учитывается не только страховой стаж, приобретенный в РФ, но и стаж, приобретенный на территории любого государства - участника Соглашения <261>, а также на территории бывшего СССР, в том числе и в тех бывших союзных республиках, которые не являются участниками данного Соглашения, но только за время до вступления в силу Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года (п. 2 ст. 6) <262>. При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ч. 1 ст. 7).
(под общ. ред. Е.Б. Хохлова, Е.В. Сыченко)
("Юстицинформ", 2019)Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., участниками которого являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина, установлено, что пенсионное обеспечение этих лиц и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1), и это правило распространяется на все виды пенсионного обеспечения, которые установлены или будут установлены в этих государствах (ст. 5). Поскольку российское пенсионное законодательство предусматривает право на страховую пенсию только у иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ, граждане государств - участников Соглашения, не обладающие этим статусом, права на страховую пенсию в России не имеют. При определении права на пенсию постоянно проживающих в РФ граждан государств - участников Соглашения, учитывается не только страховой стаж, приобретенный в РФ, но и стаж, приобретенный на территории любого государства - участника Соглашения <261>, а также на территории бывшего СССР, в том числе и в тех бывших союзных республиках, которые не являются участниками данного Соглашения, но только за время до вступления в силу Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года (п. 2 ст. 6) <262>. При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ч. 1 ст. 7).
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010)
(ред. от 29.12.2010)
(Извлечение)13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010)
(ред. от 29.12.2010)
(Извлечение)13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р
(ред. от 28.01.2005)
"О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);
(ред. от 28.01.2005)
"О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);