Согласование границ земельного участка с органами местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласование границ земельного участка с органами местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39 "Порядок согласования местоположения границ земельных участков" Федерального закона "О кадастровой деятельности""Доводы кассационной жалобы о неверном применении судом апелляционной инстанции части 4 статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Судом верно констатировано, что в силу вышеприведенного правового регулирования во взаимосвязи, указанная норма закона не возлагает на гражданина обязанность согласовывать границы земельного участка с органом местного самоуправления при подаче заявления о предоставлении гражданину земельного участка в аренду и утверждении соответствующей схемы расположения данного участка."
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 31.01.2023 N 88-6951/2023 по делу N 2-1385/2021
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что постановка на кадастровый учет спорного вновь образованного земельного участка привела к невозможности выдела принадлежащей ей доли в земельном участке, считает, что она как законный владелец доли первоначального земельного участка вправе требовать восстановления положения, существовавшего до совершения администрацией действий по образования спорного земельного участка, путем снятия спорного земельного участка с кадастрового учета.
Решение: Отказано.Само по себе составление по заказу истца межевого плана, не свидетельствует о формировании земельного участка, как объекта недвижимого имущества, поскольку отсутствуют сведения об исчислении кадастровым инженером его площади, согласовании границ и местоположения этого земельного участка с иными совладельцами, с органом местного самоуправления.
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что постановка на кадастровый учет спорного вновь образованного земельного участка привела к невозможности выдела принадлежащей ей доли в земельном участке, считает, что она как законный владелец доли первоначального земельного участка вправе требовать восстановления положения, существовавшего до совершения администрацией действий по образования спорного земельного участка, путем снятия спорного земельного участка с кадастрового учета.
Решение: Отказано.Само по себе составление по заказу истца межевого плана, не свидетельствует о формировании земельного участка, как объекта недвижимого имущества, поскольку отсутствуют сведения об исчислении кадастровым инженером его площади, согласовании границ и местоположения этого земельного участка с иными совладельцами, с органом местного самоуправления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Необходимо ли в акте согласования местоположения границ указывать реквизиты документов, удостоверяющих личность представителей органов государственной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих согласование границ смежных земельных участков?
("Официальный сайт Росреестра", 2020)"Официальный сайт Росреестра www.rosreestr.ru", 2020
("Официальный сайт Росреестра", 2020)"Официальный сайт Росреестра www.rosreestr.ru", 2020
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Анализ судебной практики показывает, что проблемы возникают и в случаях, когда кадастровый инженер при отсутствии в ЕГРН и государственном фонде данных, сведений о смежных земельных участках не согласовывает границу с администрацией муниципального образования. В Информационных письмах Минэкономразвития России от 14.10.2011 N ОГ-Д23-1683 и от 27.04.2017 N ОГ-Д23-4928 даны разъяснения об отсутствии необходимости согласования границ, если участок граничит именно с землями. Поскольку убедиться в отсутствии "по соседству" земельных участков без границ нередко бывает проблематично, проведение согласования с органом местного самоуправления во всех подобных случаях позволит избежать судебных споров.
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Анализ судебной практики показывает, что проблемы возникают и в случаях, когда кадастровый инженер при отсутствии в ЕГРН и государственном фонде данных, сведений о смежных земельных участках не согласовывает границу с администрацией муниципального образования. В Информационных письмах Минэкономразвития России от 14.10.2011 N ОГ-Д23-1683 и от 27.04.2017 N ОГ-Д23-4928 даны разъяснения об отсутствии необходимости согласования границ, если участок граничит именно с землями. Поскольку убедиться в отсутствии "по соседству" земельных участков без границ нередко бывает проблематично, проведение согласования с органом местного самоуправления во всех подобных случаях позволит избежать судебных споров.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. При этом границы земельного участка считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органа местного самоуправления муниципального образования о согласовании границ земельного участка с приложением согласованного проекта границ земельного участка либо при наличии в акте согласования границ земельного участка подписи уполномоченного должностного лица соответствующего органа.".
(ред. от 08.08.2024)
"О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. При этом границы земельного участка считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органа местного самоуправления муниципального образования о согласовании границ земельного участка с приложением согласованного проекта границ земельного участка либо при наличии в акте согласования границ земельного участка подписи уполномоченного должностного лица соответствующего органа.".
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)8. Органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть установлено, что устранение пересечения границ населенного пункта (населенных пунктов), территориальных зон с границами земельных участков в порядке, установленном федеральным законом, осуществляется без согласования с указанным органом и органами местного самоуправления муниципальных образований на территории данного субъекта Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)8. Органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть установлено, что устранение пересечения границ населенного пункта (населенных пунктов), территориальных зон с границами земельных участков в порядке, установленном федеральным законом, осуществляется без согласования с указанным органом и органами местного самоуправления муниципальных образований на территории данного субъекта Российской Федерации.