Сокращение госслужащего во время отпуска по уходу за ребенком

Подборка наиболее важных документов по запросу Сокращение госслужащего во время отпуска по уходу за ребенком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Челябинского областного суда от 15.08.2022 N 11-9207/2022 (УИД 74RS0002-01-2021-006152-40)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О восстановлении нарушенных трудовых прав работника, признании факта дискриминации.
Обстоятельства: Процедуру назначения на должность лица истец полагает незаконной, поскольку он начался на 3 дня раньше официального вступления в законную силу спорного постановления.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Доводы истца о нарушении ее трудовых прав и дискриминации в части не предложения ей вакантных должностей государственной гражданской службы в период времени с 21 октября 2019 года по 14 мая 2021 года основаны на неверном понимании норм трудового законодательства. Уведомления о сокращении должности нанимателем истцу не вручалось. На Н.Ю. как на лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, распространяются гарантии, предусмотренные ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации, и в силу части четвертой названной статьи за работником сохраняется место работы (должность) на период по уходу за ребенком.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 31 "Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Однако запрет на увольнение по сокращению штата в период пребывания в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, и сохранение в соответствии с частью 4 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации на период отпуска по уходу за ребенком места работы (должности), не исключает обязанности представителя нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, в отношении гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, обеспечить иные гарантии, предусмотренные вышеприведенной частью 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" и нормами трудового законодательства, в том числе по предложению вакантных должностей, соответствующих квалификации работника, а также вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы, а также соблюдение гарантии преимущественного права на оставление на работе."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Вопросы законности и справедливости расторжения контракта о службе в таможенных органах РФ
(Трунина Е.В.)
("Административное и муниципальное право", 2016, N 9)
Трудовой кодекс РФ включает статью 261 Трудового кодекса РФ, которая предоставляет повышенные гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора. По своей сути она является трудовой льготой, направленной на обеспечение материнства и детства в соответствии с ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации. К сожалению, для женщин, которые проходят государственную службу, гарантии, связанные с материнством и воспитанием детей, не установлены. Тем не менее существует возможность применения норм Трудового кодекса РФ к государственной гражданской службе. Согласно статье 73 Федерального закона от 27 июля 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом [17]. К примеру, истицы обратились в суд с иском к таможенному органу о признании незаконным их увольнения в период отпуска по уходу за ребенком вследствие реорганизации таможни, в которой они проходили государственную гражданскую службу, по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (отказ государственного служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы"). В частности, они указывали на нарушение представителем нанимателя ч. 4 статьи 261 Трудового кодекса РФ, согласно которой расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается, за исключением случаев, установленных Трудовым кодексом РФ. Приходя к выводу о незаконности увольнения истиц, суд сделал вывод, что увольнение гражданских служащих по указанному основанию не может осуществляться без предоставления гарантий, предусмотренных для случаев расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, в частности, гарантий, предусмотренных ч. 4 ст. 261 Трудового кодекса РФ, так как "положений, исключающих предоставление гарантий, которые установлены законодательством Российской Федерации для женщин в связи с рождением и воспитанием детей, законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации не содержит" [18; 19]. С точностью до наоборот меняется ситуация в случае, когда идет речь о расторжении контракта о службе в таможенных органах. Суды, напротив, указывают, что ссылка на статью 261 Трудового кодекса РФ неправомерна, поскольку ее нормы в данном случае применяются только к отношениям, не урегулированным Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации" [20].
Статья: Особенности увольнения при сокращении штата
(Панина Д.Ю.)
("Руководитель бюджетной организации", 2015, N 11)
Рассмотрим в качестве примера уже упоминавшееся Апелляционное определение Астраханского областного суда по делу N 33-1356/2014. Под сокращение попала служащая, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком и исполняющая трудовые обязанности на условиях неполного рабочего дня. Поскольку молодая мама относилась к льготной категории государственных гражданских служащих, ей было предложено занять нижестоящую вакантную должность, на что она согласилась. После того как женщина приступила к выполнению новых служебных обязанностей, вышел приказ о ее увольнении и она была зачислена в кадровый резерв. Суд, куда позднее обратилась уволенная сотрудница, посчитал прекращение трудового договора законным. Принимая такое решение, судьи руководствовались следующим.

Нормативные акты

Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 110
(ред. от 05.08.2024)
"О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации"
Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
Приказ Минэкономразвития России от 25.04.2022 N 227
"Об утверждении Положения о порядке выплаты премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи и единовременного поощрения федеральным государственным гражданским служащим, а также работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2022 N 69648)
в) восстановленным в течение расчетного периода по решению суда на государственной гражданской службе гражданским служащим, ранее замещавшим должность государственной службы (восстановленным на работу работникам, ранее замещавшим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы);