Сообщение о переплате
Подборка наиболее важных документов по запросу Сообщение о переплате (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При этом налогоплательщик знал о переплате не только из фактов зачетов переплаты в счет уплаты текущих налоговых обязанностей в предшествующие периоды, но и из многочисленных сообщений инспекции о ранее излишне уплаченных суммах. Общество также располагало сведениями о факте переплаты раньше чем за три года до подачи заявления в инспекцию и управление. Основная сумма переплаты возникла более трех лет назад, но общество своевременно не подало заявление о возврате/зачете излишне уплаченных платежей.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")При этом налогоплательщик знал о переплате не только из фактов зачетов переплаты в счет уплаты текущих налоговых обязанностей в предшествующие периоды, но и из многочисленных сообщений инспекции о ранее излишне уплаченных суммах. Общество также располагало сведениями о факте переплаты раньше чем за три года до подачи заявления в инспекцию и управление. Основная сумма переплаты возникла более трех лет назад, но общество своевременно не подало заявление о возврате/зачете излишне уплаченных платежей.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль и взыскании процентов за несвоевременный возврат переплаты. Суд установил, что переплата возникла в результате уплаты обществом налога за 2017 - 2018 годы, а с заявлением о возврате в налоговый орган налогоплательщик обратился в 2022 году. Суд отказал в возврате переплаты, указав на пропуск установленного п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетнего срока на обращение за возвратом переплаты. Суд отклонил довод общества о том, что предусмотренный ст. 78 НК РФ трехлетний срок необходимо исчислять с 2020 года, когда налогоплательщик узнал о наличии переплаты из справки о состоянии расчетов с бюджетом. Суд указал, что, поскольку общество рассчитывало и уплачивало налог на прибыль самостоятельно, оно должно было знать о переплате в момент уплаты налога. Неисполнение уполномоченным органом обязанности по сообщению налогоплательщику об излишней уплате налога, предусмотренной п. 3 ст. 78 НК РФ, само по себе не изменяет установленный порядок исчисления срока давности для возврата налога, поскольку данная обязанность уполномоченного органа является производной от первоначальной обязанности плательщика самостоятельно правильно исчислять и уплачивать налоги.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль и взыскании процентов за несвоевременный возврат переплаты. Суд установил, что переплата возникла в результате уплаты обществом налога за 2017 - 2018 годы, а с заявлением о возврате в налоговый орган налогоплательщик обратился в 2022 году. Суд отказал в возврате переплаты, указав на пропуск установленного п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетнего срока на обращение за возвратом переплаты. Суд отклонил довод общества о том, что предусмотренный ст. 78 НК РФ трехлетний срок необходимо исчислять с 2020 года, когда налогоплательщик узнал о наличии переплаты из справки о состоянии расчетов с бюджетом. Суд указал, что, поскольку общество рассчитывало и уплачивало налог на прибыль самостоятельно, оно должно было знать о переплате в момент уплаты налога. Неисполнение уполномоченным органом обязанности по сообщению налогоплательщику об излишней уплате налога, предусмотренной п. 3 ст. 78 НК РФ, само по себе не изменяет установленный порядок исчисления срока давности для возврата налога, поскольку данная обязанность уполномоченного органа является производной от первоначальной обязанности плательщика самостоятельно правильно исчислять и уплачивать налоги.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести перерасчет НДФЛ при изменении статуса работника (нерезидент или резидент)
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, нужно сообщить работнику, что у него имеется переплата по НДФЛ. Форма такого сообщения и сроки НК РФ не установлены. Рекомендуем сделать это в письменной форме сразу по окончании года, чтобы работник смог быстрее обратиться в налоговый орган за возвратом. Вместе с сообщением рекомендуем выдать работнику справку. Она понадобится ему для заполнения декларации.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, нужно сообщить работнику, что у него имеется переплата по НДФЛ. Форма такого сообщения и сроки НК РФ не установлены. Рекомендуем сделать это в письменной форме сразу по окончании года, чтобы работник смог быстрее обратиться в налоговый орган за возвратом. Вместе с сообщением рекомендуем выдать работнику справку. Она понадобится ему для заполнения декларации.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за июнь - июль 2021 г.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)Если налоговый орган принимает излишне уплаченный налог к зачету, то срок на возврат оставшейся после зачета суммы переплаты будет исчисляться с момента получения налогоплательщиком сообщения о размере остатка суммы переплаты после зачета.
(Щекин Д.М., Машков Л.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)Если налоговый орган принимает излишне уплаченный налог к зачету, то срок на возврат оставшейся после зачета суммы переплаты будет исчисляться с момента получения налогоплательщиком сообщения о размере остатка суммы переплаты после зачета.
Нормативные акты
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.03.2023 N 32
"О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями между компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза в целях выплаты пенсий трудящимся (членам их семей)"
(вместе с "Правилами информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза "Обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями между компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза в целях выплаты пенсий трудящимся (членам их семей)", "Регламентом информационного взаимодействия между компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями между компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза в целях выплаты пенсий трудящимся (членам их семей)", "Регламентом информационного взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями между компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза в целях выплаты пенсий трудящимся (членам их семей)", "Описанием форматов и структур электронных документов и сведений, используемых для реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями между компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза в целях выплаты пенсий трудящимся (членам их семей)", "Порядком присоединения к общему процессу "Обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями между компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза в целях выплаты пенсий трудящимся (членам их семей)")27. Требования к заполнению реквизитов электронных документов (сведений) "Сведения об удержании излишне выплаченной суммы пенсии" (R.SP.PP.02.003), передаваемых в сообщении "Сведения об удержании излишне выплаченной суммы пенсии" (P.PP.02.MSG.006), приведены в таблице 16.
"О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями между компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза в целях выплаты пенсий трудящимся (членам их семей)"
(вместе с "Правилами информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза "Обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями между компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза в целях выплаты пенсий трудящимся (членам их семей)", "Регламентом информационного взаимодействия между компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями между компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза в целях выплаты пенсий трудящимся (членам их семей)", "Регламентом информационного взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями между компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза в целях выплаты пенсий трудящимся (членам их семей)", "Описанием форматов и структур электронных документов и сведений, используемых для реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса "Обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями между компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза в целях выплаты пенсий трудящимся (членам их семей)", "Порядком присоединения к общему процессу "Обеспечение обмена электронными документами и (или) сведениями между компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза в целях выплаты пенсий трудящимся (членам их семей)")27. Требования к заполнению реквизитов электронных документов (сведений) "Сведения об удержании излишне выплаченной суммы пенсии" (R.SP.PP.02.003), передаваемых в сообщении "Сведения об удержании излишне выплаченной суммы пенсии" (P.PP.02.MSG.006), приведены в таблице 16.
Ситуация: Кто имеет право на социальную доплату к пенсии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Поскольку доплата положена неработающим пенсионерам (за некоторым исключением, указанным выше), вы обязаны немедленно уведомить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (например, при получении страховой пенсии - СФР), и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, когда вы подлежите обязательному пенсионному страхованию. Если вы не сообщите об изменении в вашей занятости, излишне выплаченная сумма доплаты будет удержана из причитающейся вам пенсии (ч. 10, 12 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ; ч. 1 ст. 21 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; ч. 1 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.03.2002 N 141).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Поскольку доплата положена неработающим пенсионерам (за некоторым исключением, указанным выше), вы обязаны немедленно уведомить орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (например, при получении страховой пенсии - СФР), и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, когда вы подлежите обязательному пенсионному страхованию. Если вы не сообщите об изменении в вашей занятости, излишне выплаченная сумма доплаты будет удержана из причитающейся вам пенсии (ч. 10, 12 ст. 12.1 Закона N 178-ФЗ; ч. 1 ст. 21 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; ч. 1 ст. 5 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.03.2002 N 141).
Готовое решение: Как организации зачесть переплату по налогу до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Обнаружить факт излишней уплаты налогов (пеней, штрафов) можете как вы, так и инспекция. Если налоговый орган самостоятельно выявил излишне уплаченные суммы, он обязан сообщить вам о них в течение 10 рабочих дней со дня установления данного факта (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 78 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2022)Обнаружить факт излишней уплаты налогов (пеней, штрафов) можете как вы, так и инспекция. Если налоговый орган самостоятельно выявил излишне уплаченные суммы, он обязан сообщить вам о них в течение 10 рабочих дней со дня установления данного факта (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 78 НК РФ).
Статья: Жалоба удовлетворена: по каким спорам ФНС поддержит налогоплательщиков (комментарий к Обзору правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков (направлен в налоговые инспекции Письмом ФНС от 03.10.2023 N БВ-4-9/12603@ для использования в работе))
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 23)При зачете инспекцией сумм излишне уплаченного налога изменяется остаток суммы переплаты, и налогоплательщику должна быть направлена информация о размере зачтенной суммы и остатке переплаты <14>. Отсутствие таких сведений у налогоплательщика мешает ему определиться со способом использования переплаты, в том числе своевременно принять решение о возврате излишне уплаченных сумм. Следовательно, трехлетний срок на подачу заявления о возврате нужно считать с момента получения налогоплательщиком сообщения о размере остатка суммы переплаты, рассчитанного после зачета, или со дня принятия решения о зачете. Аналогичную позицию высказал ВС в своем Определении <15>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 23)При зачете инспекцией сумм излишне уплаченного налога изменяется остаток суммы переплаты, и налогоплательщику должна быть направлена информация о размере зачтенной суммы и остатке переплаты <14>. Отсутствие таких сведений у налогоплательщика мешает ему определиться со способом использования переплаты, в том числе своевременно принять решение о возврате излишне уплаченных сумм. Следовательно, трехлетний срок на подачу заявления о возврате нужно считать с момента получения налогоплательщиком сообщения о размере остатка суммы переплаты, рассчитанного после зачета, или со дня принятия решения о зачете. Аналогичную позицию высказал ВС в своем Определении <15>.
Готовое решение: Как зачесть или вернуть переплату по налогу на прибыль до 31 декабря 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Инспекция также может отказать в зачете переплаты. О принятом решении вам должны сообщить в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). Отказ должен быть обоснованным. Причина отказа будет указана в решении.
(КонсультантПлюс, 2022)Инспекция также может отказать в зачете переплаты. О принятом решении вам должны сообщить в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). Отказ должен быть обоснованным. Причина отказа будет указана в решении.
Статья: Спор о взыскании неосновательного обогащения (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Поскольку ответчик предоставил недостоверные сведения и не сообщил своевременно о факте трудоустройства, образовалась излишне выплаченная сумма региональной социальной доплаты к пенсии, которую суд взыскал в качестве неосновательного обогащения (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.08.2022 по делу N 33-30267/2022).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Поскольку ответчик предоставил недостоверные сведения и не сообщил своевременно о факте трудоустройства, образовалась излишне выплаченная сумма региональной социальной доплаты к пенсии, которую суд взыскал в качестве неосновательного обогащения (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.08.2022 по делу N 33-30267/2022).