Сообщение об обязательном аудите
Подборка наиболее важных документов по запросу Сообщение об обязательном аудите (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2024 N 18АП-12427/2024, 18АП-11730/2024 по делу N А47-16436/2020
Требование: Об отмене определения об отстранении от исполнения обязанностей арбитражного управляющего.
Решение: Определение отменено частично.В подтверждение позиции о наличии заинтересованности конкурсного управляющего Немчура А.Н. с конкурсным кредитором ООО "АТСС" представитель ссылался на размещение Немчуром А.Н. на сайте Федресурс, с использованием собственного сертификата безопасности, результатов аудита обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО "АТСС" за 2019 год (сообщение N 05910261 от 26.01.2021).
Требование: Об отмене определения об отстранении от исполнения обязанностей арбитражного управляющего.
Решение: Определение отменено частично.В подтверждение позиции о наличии заинтересованности конкурсного управляющего Немчура А.Н. с конкурсным кредитором ООО "АТСС" представитель ссылался на размещение Немчуром А.Н. на сайте Федресурс, с использованием собственного сертификата безопасности, результатов аудита обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО "АТСС" за 2019 год (сообщение N 05910261 от 26.01.2021).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 1 комментируемой статьи излагалась полностью в новой редакции с 1 января 2011 г. Законом 2010 г. N 400-ФЗ, а затем с 1 января 2021 г. Законом 2020 г. N 476-ФЗ, причем первоначальные варианты проектов указанных предусматривали внесение лишь отдельных изменений в положения данной части. Нововведения Закона 2020 г. N 476-ФЗ рассмотрены в разд. "Изменены случаи обязательного аудита" и "Изменен один из финансовых критериев обязательного аудита" информационного сообщения Минфина России от 11 января 2021 г. N ИС-аудит-37 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии" <84>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 1 комментируемой статьи излагалась полностью в новой редакции с 1 января 2011 г. Законом 2010 г. N 400-ФЗ, а затем с 1 января 2021 г. Законом 2020 г. N 476-ФЗ, причем первоначальные варианты проектов указанных предусматривали внесение лишь отдельных изменений в положения данной части. Нововведения Закона 2020 г. N 476-ФЗ рассмотрены в разд. "Изменены случаи обязательного аудита" и "Изменен один из финансовых критериев обязательного аудита" информационного сообщения Минфина России от 11 января 2021 г. N ИС-аудит-37 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии" <84>.
Статья: Когда аудит обязателен, надо не забыть про Федресурс
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 6)Закон о госрегистрации говорит о необходимости сообщения сведений о бухотчетности и обязательном аудите в Федресурс <1>. Однако в нем содержится путаная длинная формулировка, мало соответствующая правилам русского языка. Приведем выдержку:
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 6)Закон о госрегистрации говорит о необходимости сообщения сведений о бухотчетности и обязательном аудите в Федресурс <1>. Однако в нем содержится путаная длинная формулировка, мало соответствующая правилам русского языка. Приведем выдержку:
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"7. Аудиторская организация на финансовом рынке обязана сообщать в письменной форме об отказе аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией на финансовом рынке, либо о своем отказе от проведения обязательного аудита в Банк России не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от аудируемого лица уведомления в письменной форме о таком отказе или принятия решения о своем отказе.
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"7. Аудиторская организация на финансовом рынке обязана сообщать в письменной форме об отказе аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией на финансовом рынке, либо о своем отказе от проведения обязательного аудита в Банк России не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от аудируемого лица уведомления в письменной форме о таком отказе или принятия решения о своем отказе.
"Международный стандарт аудита 600 (пересмотренный) "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)"
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 16.10.2023 N 166н)A87. При применении МСА 250 (пересмотренного) <68> руководителю задания по аудиту группы может стать известна информация о фактическом или подозреваемом несоблюдении законов и нормативных актов. В таких случаях у руководителя задания по аудиту группы может в рамках соблюдения соответствующих этических требований, законов или нормативных актов возникнуть обязательство довести данный вопрос до сведения аудитора компонента <69>. Возникающее у руководителя задания по аудиту группы обязательство сообщить о фактическом или подозреваемом несоблюдении может распространяться и на аудиторов финансовой отчетности организаций или подразделений, проведение аудита которых является обязательным в соответствии с требованием закона, нормативного акта или по иной причине, но в отношении которых не выполняется работа по аудиту для целей аудита группы.
(введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 16.10.2023 N 166н)A87. При применении МСА 250 (пересмотренного) <68> руководителю задания по аудиту группы может стать известна информация о фактическом или подозреваемом несоблюдении законов и нормативных актов. В таких случаях у руководителя задания по аудиту группы может в рамках соблюдения соответствующих этических требований, законов или нормативных актов возникнуть обязательство довести данный вопрос до сведения аудитора компонента <69>. Возникающее у руководителя задания по аудиту группы обязательство сообщить о фактическом или подозреваемом несоблюдении может распространяться и на аудиторов финансовой отчетности организаций или подразделений, проведение аудита которых является обязательным в соответствии с требованием закона, нормативного акта или по иной причине, но в отношении которых не выполняется работа по аудиту для целей аудита группы.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Минфин в Информационном сообщении от 11.01.2021 N ИС-аудит-37 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии" подчеркнул: бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Федеральном законе N 307-ФЗ такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Минфин в Информационном сообщении от 11.01.2021 N ИС-аудит-37 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии" подчеркнул: бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Федеральном законе N 307-ФЗ такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.
Вопрос: О представлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях формирования ГИРБО и проведении обязательного аудита такой отчетности организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда.
(Письмо Минфина России от 03.09.2024 N 07-02-10/83279)Вопрос: О представлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях формирования ГИРБО и проведении обязательного аудита такой отчетности организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда.
(Письмо Минфина России от 03.09.2024 N 07-02-10/83279)Вопрос: О представлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях формирования ГИРБО и проведении обязательного аудита такой отчетности организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда.
Статья: Бухучет налога на сверхприбыль: оценочное обязательство - 2023 (комментарий к Информационному сообщению Минфина от 14.09.2023 N ИС-учет-46)
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 20)Как видим, БМЦ предлагает подход, отличный от подхода Минфина. Поэтому бухгалтеру придется выбирать, на что ориентироваться. Большинство выберет разъяснения Минфина, так как это более безопасно. Особенно если компании надо проходить обязательный аудит.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 20)Как видим, БМЦ предлагает подход, отличный от подхода Минфина. Поэтому бухгалтеру придется выбирать, на что ориентироваться. Большинство выберет разъяснения Минфина, так как это более безопасно. Особенно если компании надо проходить обязательный аудит.
Статья: Аудиторское заключение получено. Что дальше?
(Торба А.В.)
("Главная книга", 2023, N 4)Аудиторское заключение получено, но расслабляться рано. Важно не забыть представить его в налоговый орган и разместить сообщение о результатах аудита на сайте Федресурса. Кроме того, важно знать, как действовать, если налоговая инспекция пришлет письмо об уточнении уже проаудированной бухгалтерской отчетности. Далее будем говорить исключительно про обязательный аудит.
(Торба А.В.)
("Главная книга", 2023, N 4)Аудиторское заключение получено, но расслабляться рано. Важно не забыть представить его в налоговый орган и разместить сообщение о результатах аудита на сайте Федресурса. Кроме того, важно знать, как действовать, если налоговая инспекция пришлет письмо об уточнении уже проаудированной бухгалтерской отчетности. Далее будем говорить исключительно про обязательный аудит.
Статья: Особенности раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций в 2023 году
(Спицына Т.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) ФНС формирует и ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) (Информационное сообщение Минфина России от 13.12.2018 N ИС-учет-12 "Об изменении порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности"). Этот ресурс представляет собой совокупность бухгалтерской отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней (в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту). Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в ГИРБО.
(Спицына Т.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) ФНС формирует и ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) (Информационное сообщение Минфина России от 13.12.2018 N ИС-учет-12 "Об изменении порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности"). Этот ресурс представляет собой совокупность бухгалтерской отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней (в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту). Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в ГИРБО.
Статья: Новости от 19.01.2024
("Главная книга", 2024, N 3)Минфин подготовил информацию об особенностях обязательного аудита отчетности и дал аудиторским организациям общие рекомендации по проведению аудита бухотчетности за 2023 год.
("Главная книга", 2024, N 3)Минфин подготовил информацию об особенностях обязательного аудита отчетности и дал аудиторским организациям общие рекомендации по проведению аудита бухотчетности за 2023 год.
Типовая ситуация: Обязательный аудит: кто проходит и как сдать заключение
(Издательство "Главная книга", 2025)Сведения об аудиторском заключении не позднее трех рабочих дней после подписания надо разместить на федресурсе. Скачайте с сайта необходимое ПО и заполните в личном кабинете специальную форму, используя электронную подпись. Другой вариант - обратиться к нотариусу, он сам подпишет сообщение и разместит на федресурсе. Размещение сведений платное (п. п. 7, 9 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Сведения об аудиторском заключении не позднее трех рабочих дней после подписания надо разместить на федресурсе. Скачайте с сайта необходимое ПО и заполните в личном кабинете специальную форму, используя электронную подпись. Другой вариант - обратиться к нотариусу, он сам подпишет сообщение и разместит на федресурсе. Размещение сведений платное (п. п. 7, 9 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ).
Статья: Рекомендации по составлению бухгалтерской отчетности за 2022 год
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1)Таким образом, Федеральными законами N 99-ФЗ и N 114-ФЗ на непубличные АО, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ и (или) муниципального образования, освобождение от обязательного аудита бухгалтерской отчетности не распространяется. Впрочем, как и на случаи, когда бухгалтерская отчетность непубличного АО подлежит обязательному аудиту по основанию, отличному от организационно-правовой формы (например, по виду деятельности, по финансовым критериям). Во всех остальных случаях непубличные АО освобождены от обязательного аудита, но вправе принять решение о его проведении <9>.
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 1)Таким образом, Федеральными законами N 99-ФЗ и N 114-ФЗ на непубличные АО, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ и (или) муниципального образования, освобождение от обязательного аудита бухгалтерской отчетности не распространяется. Впрочем, как и на случаи, когда бухгалтерская отчетность непубличного АО подлежит обязательному аудиту по основанию, отличному от организационно-правовой формы (например, по виду деятельности, по финансовым критериям). Во всех остальных случаях непубличные АО освобождены от обязательного аудита, но вправе принять решение о его проведении <9>.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности - 2024Дополнительно по вопросам проведения обязательного аудита см. Справочную информацию "Обязательный аудит", Информационное сообщение Минфина России от 11.01.2021 N ИС-аудит-37 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии".
Статья: Квалификация понятия электронной трансграничной коммерческой сделки
(Родионов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)В Рабочей программе ВТО по электронной коммерции электронная коммерция понимается как "производство, распределение, маркетинг, продажа или доставка товаров и услуг с помощью электронных средств" <7>. В рамках Европейского союза электронная коммерция охватывает широкий спектр экономической деятельности, осуществляемой с помощью сети Интернет, в частности продажу товаров в режиме онлайн; услуги, предлагающие информацию или коммерческие сообщения в режиме онлайн; услуги, предоставляющие инструменты для поиска, доступа и извлечения данных <8>. При этом из сферы электронной коммерции исключаются использование электронной почты или эквивалентных индивидуальных сообщений физическими лицами, действующими вне сферы их торговли, бизнеса или профессии; договорные отношения между работником и его работодателем; обязательный аудит счетов компании или медицинская консультация, требующая физического обследования пациента. Впрочем, подход Европейского союза находит широкое воплощение.
(Родионов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)В Рабочей программе ВТО по электронной коммерции электронная коммерция понимается как "производство, распределение, маркетинг, продажа или доставка товаров и услуг с помощью электронных средств" <7>. В рамках Европейского союза электронная коммерция охватывает широкий спектр экономической деятельности, осуществляемой с помощью сети Интернет, в частности продажу товаров в режиме онлайн; услуги, предлагающие информацию или коммерческие сообщения в режиме онлайн; услуги, предоставляющие инструменты для поиска, доступа и извлечения данных <8>. При этом из сферы электронной коммерции исключаются использование электронной почты или эквивалентных индивидуальных сообщений физическими лицами, действующими вне сферы их торговли, бизнеса или профессии; договорные отношения между работником и его работодателем; обязательный аудит счетов компании или медицинская консультация, требующая физического обследования пациента. Впрочем, подход Европейского союза находит широкое воплощение.