Соотношение жилищного и гражданского законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Соотношение жилищного и гражданского законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 40 Конституции РФ"Конституция Российской Федерации, устанавливая гарантии жилищных прав для малоимущих лиц (статья 40, часть 3), вместе с тем не регламентирует порядок их реализации, который определяется федеральным законодателем с учетом его дискреционных полномочий. В свою очередь, Жилищный кодекс Российской Федерации (статьи 49 и 52) предусматривает возможность предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в такой форме жилищного обеспечения. Указанные законодательные требования соотносятся с конституционным принципом справедливости, обеспечивают адресность данной меры социальной поддержки, создают необходимые правовые основы для законности ее предоставления."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о порядке оформления наследственных прав в случае участия наследодателя в потребительском кооперативе
(Ермолова Е.В.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 1)3. Крюкова Е.С., Рузанова В.Д. Соотношение гражданского и жилищного законодательства в регулировании отношений, связанных с наследованием // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 10.
(Ермолова Е.В.)
("Нотариальный вестник", 2021, N 1)3. Крюкова Е.С., Рузанова В.Д. Соотношение гражданского и жилищного законодательства в регулировании отношений, связанных с наследованием // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 10.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)С множественностью субъектов на стороне абонента связана и проблема оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на содержание общедомового имущества (например, электроэнергия для работы лифтов, освещения лестничных площадок и т.д.). После принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам <1> порядок оплаты этой части поставляемых энергетических ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета не был определен. На основе соотношения норм гражданского и жилищного законодательства, возлагающих бремя содержания общедомового имущества на участников общей долевой собственности, практикой Высшего Арбитражного Суда РФ был выработан подход, на основе которого при отсутствии общедомовых приборов учета количество поставленных в многоквартирный дом энергетических ресурсов определялось на основе норматива потребления соответствующих коммунальных услуг <2>. Предполагалось, что бремя оплаты количества энергетических ресурсов, оставшегося после вычитания из общего объема поставленного в данный дом ресурса (исходя из норматива потребления) - суммарного количества ресурса, потребленного гражданами в жилых помещениях, должно было распределяться между проживающими в доме потребителями пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 20-П
"По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова"Тем самым, с одной стороны, Верховный Суд Российской Федерации применительно к пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указал, что собственнику или нанимателю жилья, признанного непригодным для проживания, жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено вне очереди незамедлительно, поскольку законодатель не обусловил признание нуждающимся в получении жилого помещения тем или иным правом, на котором лицу принадлежит его жилье. С другой стороны, предлагая рассматривать статью 32 данного Кодекса во взаимосвязи с положениями Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Верховный Суд Российской Федерации обращает внимание на то, что жилищные права собственника помещения, признанного непригодным для проживания, обеспечиваются по правилам статьи 32 данного Кодекса, а если дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то дополнительно - и статьи 16 данного Федерального закона. На базе этого подхода и формируется судебная практика: причем формально он не является неопределенным или противоречивым, поскольку раскрывает разные аспекты обеспечения граждан жильем в разных ситуациях на основе норм, соотношение которых в законодательстве четко не обозначено.
"По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова"Тем самым, с одной стороны, Верховный Суд Российской Федерации применительно к пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указал, что собственнику или нанимателю жилья, признанного непригодным для проживания, жилое помещение по договору социального найма должно быть предоставлено вне очереди незамедлительно, поскольку законодатель не обусловил признание нуждающимся в получении жилого помещения тем или иным правом, на котором лицу принадлежит его жилье. С другой стороны, предлагая рассматривать статью 32 данного Кодекса во взаимосвязи с положениями Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Верховный Суд Российской Федерации обращает внимание на то, что жилищные права собственника помещения, признанного непригодным для проживания, обеспечиваются по правилам статьи 32 данного Кодекса, а если дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то дополнительно - и статьи 16 данного Федерального закона. На базе этого подхода и формируется судебная практика: причем формально он не является неопределенным или противоречивым, поскольку раскрывает разные аспекты обеспечения граждан жильем в разных ситуациях на основе норм, соотношение которых в законодательстве четко не обозначено.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2024 N 20-П
"По делу о проверке конституционности части 3 статьи 19, частей 1 и 2 статьи 57, части 1 статьи 59, части 1 статьи 60 и части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.А. Александровой"Указанная глава, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 июня 2022 года N 23-П, не содержит упоминания о коммерческом найме, однако этот термин используется в судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2003 года N 11-Г03-30 и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2007 года N 379-О-П). Это же понятие использовано и в актах судов апелляционной и кассационной инстанций по делу с участием заявительницы. О гражданско-правовой природе коммерческого найма жилого помещения можно судить не только по тому, что регламентирующие его положения содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации, но и учитывая их судебное толкование. В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что жилое помещение может выступать объектом гражданских и жилищных правоотношений. При этом гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота, что имеет место при его передаче наймодателем в коммерческий наем.
"По делу о проверке конституционности части 3 статьи 19, частей 1 и 2 статьи 57, части 1 статьи 59, части 1 статьи 60 и части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.А. Александровой"Указанная глава, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 июня 2022 года N 23-П, не содержит упоминания о коммерческом найме, однако этот термин используется в судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2003 года N 11-Г03-30 и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2007 года N 379-О-П). Это же понятие использовано и в актах судов апелляционной и кассационной инстанций по делу с участием заявительницы. О гражданско-правовой природе коммерческого найма жилого помещения можно судить не только по тому, что регламентирующие его положения содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации, но и учитывая их судебное толкование. В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что жилое помещение может выступать объектом гражданских и жилищных правоотношений. При этом гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота, что имеет место при его передаче наймодателем в коммерческий наем.