Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом

Подборка наиболее важных документов по запросу Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28.3 "Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях" КоАП РФ"Кроме того, анализируя положение статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в форме бездействия в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, судья районного суда указал, что что протокол об административном правонарушении в отношении ИП А. составлен неуполномоченными на то должностным лицом, поскольку полномочия начальника миграционного пункта ОМВД России по Козловскому району Б. не распространяются на территорию адреса регистрации индивидуального предпринимателя."
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2023 N 16-6154/2023 (УИД 52MS0017-01-2023-000931-69)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.
Решение: Удовлетворено.
В ходе судебных разбирательств в судах первой и второй инстанций тщательно выяснялись все доводы, выдвинутые в защиту В., в том числе и приведенные им в жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции: о том, что он не являлся водителем на момент составления административного материала, в связи с изъятием у него водительского удостоверения; об отсутствии оснований для направления его на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом и с нарушением установленного законом срока; о внесении исправлений в протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и признании его недопустимым доказательством; о нарушении порядка проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и отсутствии в материалах дела документов, подтверждающих соответствие алкотектора нормативным требованиям.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по порядку составления протокола об административном правонарушении
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)
Вместе с тем согласно правовой позиции Верховного Суда РФ составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом не является существенным недостатком. В случае такого составления материалы дела возвращаются лицу, которое их составило. Это означает, что составление протокола неуполномоченным лицом влечет невозможность дальнейшего движения дела, но в целом не отменяет возможности привлечения нарушителя к административной ответственности. Такой подход обусловлен необходимостью соблюдения принципа неотвратимости ответственности за содеянное, что позволяет предотвратить возможность избежания ответственности за совершенное деяние даже в случае допущения должностным лицом процессуальной ошибки. Данный тезис соотносится с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ о невозможности возбуждения дела, по которому уже имеется постановление о его прекращении.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)
Одной из причин отмены постановления по делу об административном правонарушении является недоказанность обстоятельств, на основании которых оно было вынесено. Принятие такого решения может быть обусловлено существенными нарушениями процессуального характера, в том числе неграмотным и необъективным составлением протокола об административном правонарушении, составлением его неуполномоченным должностным лицом; составлением протокола в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и не извещенного о месте и времени его составления, и др. Таким образом, существенные недостатки протокола об административном правонарушении, выявленные на стадии пересмотра, могут повлечь отмену постановления и прекращение производства по делу. Кроме того, к отмене постановления может привести недоказанность факта правонарушения или хотя бы одного из элементов его состава.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"
7. Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.