Создание муниципальных округов
Подборка наиболее важных документов по запросу Создание муниципальных округов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 92 "Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда" ЖК РФТолько факт создания на территории Кочубеевского муниципального округа, в границах следующих территориальных отделов: Балахоновский, Барсуковский, Беломечетский, Васильевский, В. Георгиевский, Заветненский, Ивановский, Казьминский, Кочубеевский, Мищенский, Надзорненский, Новодеревенский, Стародворцовский, Усть-Невинский, о создании непосредственного специализированного жилого фонда, состоящего из жилых помещений маневренного фонда, о совершении исчерпывающих мер к созданию маневренного фонда, не свидетельствует."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Муниципальные округа: миф или потребность?
(Быкова С.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Для локального решения данной проблемы хорошей перспективой является использование законодательной новеллы - создание муниципального округа. Изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, предполагающие создание нового вида муниципальных образований, были внесены 1 мая 2019 г. <10>.
(Быкова С.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Для локального решения данной проблемы хорошей перспективой является использование законодательной новеллы - создание муниципального округа. Изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, предполагающие создание нового вида муниципальных образований, были внесены 1 мая 2019 г. <10>.
Вопрос: По вопросу разъяснения возможности создания муниципального унитарного предприятия в районе Крайнего Севера (городской округ) с наделением такого предприятия возможностью осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
Нормативные акты
Статья: Муниципальный округ как новый вид муниципального образования в Российской Федерации: особенности и современные проблемы организации
(Петров Н.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Считаем недостаточно аргументированным обоснование внедрения Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ нового вида муниципального образования лишь целью оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления. Авторы законопроекта не объяснили, как внедрение муниципального округа помогает развитию форм непосредственного осуществления местного самоуправления и повышению эффективности самостоятельного решения населением повседневных вопросов. Наоборот, упразднение муниципальных образований при преобразовании муниципального района в муниципальный округ отдаляет местное население от представителей муниципальной власти, замедляет процесс решения местных вопросов и ставит под сомнение качество муниципальных услуг. Само создание муниципальных округов на основе потери поселениями статуса муниципальных образований является тенденцией, идущей вразрез вышеупомянутой городской реформой 2014 г., основанной на принципе децентрализации муниципального управления. Необходимо учитывать и географический фактор "отдаленности" поселений, входящих в состав территории одного района, различия в их расселении, инфраструктуре, где нужен особый подход в управлении и где объединение не принесет предполагаемой пользы для территории и ее населения <9>. Среди специалистов муниципальная реформа, связанная с введением муниципальных округов, также воспринята неоднозначно. Например, по мнению Д. Абзалова, введение муниципальных округов - правильный, хоть и непопулярный шаг, потому что государственная система должна быть простой и понятной <10>. Д. Цыбаков замечает, что муниципальная реформа поможет сэкономить средства и без того дотационных муниципальных бюджетов, но в то же время, как справедливо указывает автор, дистанция между гражданином и муниципальной властью усилится, поскольку ослабнет низовое связующее звено <11>. Другой ряд ученых не согласен с тем, что введение муниципальных округов поможет сэкономить бюджетные средства, и отмечает, что эта мера лишь снизит активность населения в решении вопросов местного значения <12>.
(Петров Н.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Считаем недостаточно аргументированным обоснование внедрения Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ нового вида муниципального образования лишь целью оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления. Авторы законопроекта не объяснили, как внедрение муниципального округа помогает развитию форм непосредственного осуществления местного самоуправления и повышению эффективности самостоятельного решения населением повседневных вопросов. Наоборот, упразднение муниципальных образований при преобразовании муниципального района в муниципальный округ отдаляет местное население от представителей муниципальной власти, замедляет процесс решения местных вопросов и ставит под сомнение качество муниципальных услуг. Само создание муниципальных округов на основе потери поселениями статуса муниципальных образований является тенденцией, идущей вразрез вышеупомянутой городской реформой 2014 г., основанной на принципе децентрализации муниципального управления. Необходимо учитывать и географический фактор "отдаленности" поселений, входящих в состав территории одного района, различия в их расселении, инфраструктуре, где нужен особый подход в управлении и где объединение не принесет предполагаемой пользы для территории и ее населения <9>. Среди специалистов муниципальная реформа, связанная с введением муниципальных округов, также воспринята неоднозначно. Например, по мнению Д. Абзалова, введение муниципальных округов - правильный, хоть и непопулярный шаг, потому что государственная система должна быть простой и понятной <10>. Д. Цыбаков замечает, что муниципальная реформа поможет сэкономить средства и без того дотационных муниципальных бюджетов, но в то же время, как справедливо указывает автор, дистанция между гражданином и муниципальной властью усилится, поскольку ослабнет низовое связующее звено <11>. Другой ряд ученых не согласен с тем, что введение муниципальных округов поможет сэкономить бюджетные средства, и отмечает, что эта мера лишь снизит активность населения в решении вопросов местного значения <12>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)19.12.2022 в ГрК РФ внесены изменения <1>, предусматривающие возможность создания "единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа" (единый документ). Эта норма внесена в главу ГрК РФ, посвященную территориальному планированию, однако содержательно представляет собой смешанную форму документа, относимую как к документам территориального планирования, так и к документам градостроительного зонирования, с учетом требования об обязательности приложения сведений о границах территориальных зон, градостроительных регламентах в формате, предусмотренном для Правил землепользования и застройки.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)19.12.2022 в ГрК РФ внесены изменения <1>, предусматривающие возможность создания "единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа" (единый документ). Эта норма внесена в главу ГрК РФ, посвященную территориальному планированию, однако содержательно представляет собой смешанную форму документа, относимую как к документам территориального планирования, так и к документам градостроительного зонирования, с учетом требования об обязательности приложения сведений о границах территориальных зон, градостроительных регламентах в формате, предусмотренном для Правил землепользования и застройки.
Статья: Современные тенденции укрупнения муниципальных образований в Российской Федерации в условиях реформирования местного самоуправления
(Малявкина Н.В., Ястребов А.Е., Мосина Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Такие изменения были продиктованы необходимостью наладить тесную связь между населением и органами местного самоуправления в решении вопросов местного значения в крупных городах. Однако в 2019 г. появляется противоположная тенденция, вводится муниципальный округ, позволяющий утверждать о совершенно ином направлении, связанном с укрупнением муниципальных образований. Именно данный вид территориальной организации был создан для поглощения поселенческого уровня, преобразованного в населенные пункты, объединенные общей территорией. Создание муниципального округа позволяет консолидировать обязательные органы местного самоуправления, оптимизируя расходы на их содержание, и перейти на одноуровневую систему местного самоуправления. Одновременно в Законе было уточнено понятие городского округа: разница с предыдущей редакцией заключается в том, что он может состоять из одного городского населенного пункта либо нескольких населенных пунктов, в которых не менее двух третей населения проживает в городских населенных пунктах. Таким образом, выражается недопустимость преобладания сельских территорий над городскими поселениями, иначе городской округ будет реорганизован в муниципальные округа. Такие изменения планируется провести постепенно к 2025 г.
(Малявкина Н.В., Ястребов А.Е., Мосина Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)Такие изменения были продиктованы необходимостью наладить тесную связь между населением и органами местного самоуправления в решении вопросов местного значения в крупных городах. Однако в 2019 г. появляется противоположная тенденция, вводится муниципальный округ, позволяющий утверждать о совершенно ином направлении, связанном с укрупнением муниципальных образований. Именно данный вид территориальной организации был создан для поглощения поселенческого уровня, преобразованного в населенные пункты, объединенные общей территорией. Создание муниципального округа позволяет консолидировать обязательные органы местного самоуправления, оптимизируя расходы на их содержание, и перейти на одноуровневую систему местного самоуправления. Одновременно в Законе было уточнено понятие городского округа: разница с предыдущей редакцией заключается в том, что он может состоять из одного городского населенного пункта либо нескольких населенных пунктов, в которых не менее двух третей населения проживает в городских населенных пунктах. Таким образом, выражается недопустимость преобладания сельских территорий над городскими поселениями, иначе городской округ будет реорганизован в муниципальные округа. Такие изменения планируется провести постепенно к 2025 г.
Статья: "Переходные положения" закона как инструмент воздействия государства на местное самоуправление. Акт третий
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Согласно части 10 ст. 91 Федерального закона N 33-ФЗ создание муниципального/городского округа в границах нескольких муниципальных образований либо в иных границах территории возможно лишь в целях обеспечения развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры. Сколь бы расплывчато ни обозначалась законодателем указанная цель, субъект Российской Федерации, решившийся на подобного рода преобразование, обязан обосновать направленность на ее достижение. И вряд ли в таком случае достаточно популистских обещаний со стороны региональной власти, необходимы принятые ею в установленном порядке решения в виде программ комплексного развития, стратегий социально-экономического развития, документов территориального планирования и пр., подтверждающие принятие необходимых предварительных мер для достижения указанной цели. В обратном случае у субъектов Федерации, стремящихся к максимальному упрощению (грубой примитивизации?) управленческой системы, неизбежно возникает соблазн создания муниципальных округов по собственному усмотрению, в том числе, например, путем волюнтаристского объединения нескольких муниципальных районов в единый муниципальный округ.
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Согласно части 10 ст. 91 Федерального закона N 33-ФЗ создание муниципального/городского округа в границах нескольких муниципальных образований либо в иных границах территории возможно лишь в целях обеспечения развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры. Сколь бы расплывчато ни обозначалась законодателем указанная цель, субъект Российской Федерации, решившийся на подобного рода преобразование, обязан обосновать направленность на ее достижение. И вряд ли в таком случае достаточно популистских обещаний со стороны региональной власти, необходимы принятые ею в установленном порядке решения в виде программ комплексного развития, стратегий социально-экономического развития, документов территориального планирования и пр., подтверждающие принятие необходимых предварительных мер для достижения указанной цели. В обратном случае у субъектов Федерации, стремящихся к максимальному упрощению (грубой примитивизации?) управленческой системы, неизбежно возникает соблазн создания муниципальных округов по собственному усмотрению, в том числе, например, путем волюнтаристского объединения нескольких муниципальных районов в единый муниципальный округ.
Статья: Формирование единой системы публичной власти в России как вектор новой конституционности
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Рассмотрим в качестве примера один из регионов - Липецкую область, где в настоящее время проводится реформирование органов местного самоуправления. Законопроект о муниципальных округах был разработан правительством региона и принят на сессии Липецкого областного Совета депутатов в начале февраля 2023 года <16>. В соответствии с предлагаемыми изменениями в Устав Липецкой области и региональный Закон "Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения" в Липецкой области, помимо городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений (сельсоветов), возникнет новый тип муниципального образования - муниципальный округ. Внесение таких изменений разработчики законопроекта объясняют необходимостью реализации имеющихся инициатив органов местного самоуправления по преобразованию ряда муниципальных районов нашей области в муниципальные округа. Фактически это означает объединение/упразднение администраций сельских поселений и сельских советов с переходом на одноуровневую модель местной власти на уровне муниципального округа. Еще в прошлом году в четырех муниципальных районах Липецкой области прошли публичные слушания по вопросу создания муниципальных округов. И следует заметить, что эти инициативы сверху неоднозначно были восприняты населением и местными властями. Где-то было сопротивление, где-то, наоборот, единодушие в оценке правильности такого пути <17>. Вопросы здесь вызывает та поспешность, с которой отдельные территории пытаются провести подобные изменения, несмотря на то что иногда приводятся разумные аргументы, связанные с экономией бюджетных средств, устранением дублирующих функций и т.п.
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Рассмотрим в качестве примера один из регионов - Липецкую область, где в настоящее время проводится реформирование органов местного самоуправления. Законопроект о муниципальных округах был разработан правительством региона и принят на сессии Липецкого областного Совета депутатов в начале февраля 2023 года <16>. В соответствии с предлагаемыми изменениями в Устав Липецкой области и региональный Закон "Об административно-территориальном устройстве Липецкой области и порядке его изменения" в Липецкой области, помимо городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений (сельсоветов), возникнет новый тип муниципального образования - муниципальный округ. Внесение таких изменений разработчики законопроекта объясняют необходимостью реализации имеющихся инициатив органов местного самоуправления по преобразованию ряда муниципальных районов нашей области в муниципальные округа. Фактически это означает объединение/упразднение администраций сельских поселений и сельских советов с переходом на одноуровневую модель местной власти на уровне муниципального округа. Еще в прошлом году в четырех муниципальных районах Липецкой области прошли публичные слушания по вопросу создания муниципальных округов. И следует заметить, что эти инициативы сверху неоднозначно были восприняты населением и местными властями. Где-то было сопротивление, где-то, наоборот, единодушие в оценке правильности такого пути <17>. Вопросы здесь вызывает та поспешность, с которой отдельные территории пытаются провести подобные изменения, несмотря на то что иногда приводятся разумные аргументы, связанные с экономией бюджетных средств, устранением дублирующих функций и т.п.
Статья: К вопросу о моделях местного самоуправления в современной России
(Марков А.П., Савенков Р.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Другим ярким свидетельством вертикализации местной власти стал, также начиная с 2014 года, отказ ряда российских регионов от двухуровневой системы МСУ и ликвидация первого поселенческого уровня посредством преобразования муниципальных районов в городские округа. Федеральный закон N 131-ФЗ позволял осуществлять данную процедуру, хотя она и приводила к множеству перекосов, создаваемых в большинстве случаев несоответствием фактического сельского уклада жизни формальному "городскому" статусу преобразованных муниципалитетов. Чтобы решить данную проблему, в 2019 г. в Закон была введена норма, позволяющая упразднять нижний (поселенческий) уровень ОМСУ путем создания муниципального округа. По нашим наблюдениям, уже более трети всех субъектов Российской Федерации за прошедшие 10 лет воспользовались имевшейся в Федеральном законе N 131-ФЗ возможностью перейти на одноуровневую модель организации местной власти путем преобразования муниципалитетов в городские или муниципальные округа. Конечно, данный процесс не окончен и будет продолжаться уже в рамках вновь принятого Федерального закона N 33-ФЗ.
(Марков А.П., Савенков Р.В.)
("Местное право", 2025, N 4)Другим ярким свидетельством вертикализации местной власти стал, также начиная с 2014 года, отказ ряда российских регионов от двухуровневой системы МСУ и ликвидация первого поселенческого уровня посредством преобразования муниципальных районов в городские округа. Федеральный закон N 131-ФЗ позволял осуществлять данную процедуру, хотя она и приводила к множеству перекосов, создаваемых в большинстве случаев несоответствием фактического сельского уклада жизни формальному "городскому" статусу преобразованных муниципалитетов. Чтобы решить данную проблему, в 2019 г. в Закон была введена норма, позволяющая упразднять нижний (поселенческий) уровень ОМСУ путем создания муниципального округа. По нашим наблюдениям, уже более трети всех субъектов Российской Федерации за прошедшие 10 лет воспользовались имевшейся в Федеральном законе N 131-ФЗ возможностью перейти на одноуровневую модель организации местной власти путем преобразования муниципалитетов в городские или муниципальные округа. Конечно, данный процесс не окончен и будет продолжаться уже в рамках вновь принятого Федерального закона N 33-ФЗ.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4.2. Согласно ч. 4.2 комментируемой статьи в случае отказа в согласовании документации по планировке территории одного или нескольких органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, на территориях которых планируются строительство или реконструкция объекта местного значения муниципального района, муниципального округа, городского округа, создается согласительная комиссия с целью урегулирования возникших разногласий (Требования к ее составу и порядку работы устанавливаются вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ N 403). При этом окончательное решение выносится уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4.2. Согласно ч. 4.2 комментируемой статьи в случае отказа в согласовании документации по планировке территории одного или нескольких органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, на территориях которых планируются строительство или реконструкция объекта местного значения муниципального района, муниципального округа, городского округа, создается согласительная комиссия с целью урегулирования возникших разногласий (Требования к ее составу и порядку работы устанавливаются вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ N 403). При этом окончательное решение выносится уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации с учетом результатов рассмотрения разногласий согласительной комиссией.
Статья: Правовые аспекты развития местного самоуправления в Арктической зоне России
(Фадеева Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)Стоит отметить распространенную в науке отрицательную оценку указанной выше тенденции перехода на одноуровневую модель местного самоуправления. В частности, отмечается, что создание муниципального округа в границах муниципального района усугубляет проблему запустения территорий, особенно если речь идет о малозаселенных и отдаленных друг от друга на значительное расстояние территориях <14>. Кроме того, введение такого вида муниципального образования, как муниципальный округ, приведет к снижению доступности органов местного самоуправления для граждан и снижению активности населения в решении вопросов местного значения <15>. Данные аргументы представляются особенно актуальными применительно к осуществлению местного самоуправления в российской Арктике, для которой характерно наличие отдаленных и малозаселенных населенных пунктов, что в сочетании с природно-климатическими условиями данного региона не позволяет говорить об обеспечении пешеходной доступности органов местного самоуправления. Расширение сети многофункциональных центров и активное внедрение предоставления публичных услуг в электронном виде также не позволит обеспечить решение данной проблемы в короткий период времени. В данном вопросе необходимо учитывать, какой процент населения (особенно в отдаленных сельских местностях) владеет соответствующими технологиями и имеет возможность взаимодействовать с органами местного самоуправления дистанционно. Тем самым значительная удаленность населенных пунктов от административных центров муниципальных образований может стать препятствием для реализации гражданами своих прав на участие в осуществлении местного самоуправления. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости сохранения в АЗ РФ поселенческого звена местного самоуправления.
(Фадеева Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)Стоит отметить распространенную в науке отрицательную оценку указанной выше тенденции перехода на одноуровневую модель местного самоуправления. В частности, отмечается, что создание муниципального округа в границах муниципального района усугубляет проблему запустения территорий, особенно если речь идет о малозаселенных и отдаленных друг от друга на значительное расстояние территориях <14>. Кроме того, введение такого вида муниципального образования, как муниципальный округ, приведет к снижению доступности органов местного самоуправления для граждан и снижению активности населения в решении вопросов местного значения <15>. Данные аргументы представляются особенно актуальными применительно к осуществлению местного самоуправления в российской Арктике, для которой характерно наличие отдаленных и малозаселенных населенных пунктов, что в сочетании с природно-климатическими условиями данного региона не позволяет говорить об обеспечении пешеходной доступности органов местного самоуправления. Расширение сети многофункциональных центров и активное внедрение предоставления публичных услуг в электронном виде также не позволит обеспечить решение данной проблемы в короткий период времени. В данном вопросе необходимо учитывать, какой процент населения (особенно в отдаленных сельских местностях) владеет соответствующими технологиями и имеет возможность взаимодействовать с органами местного самоуправления дистанционно. Тем самым значительная удаленность населенных пунктов от административных центров муниципальных образований может стать препятствием для реализации гражданами своих прав на участие в осуществлении местного самоуправления. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости сохранения в АЗ РФ поселенческого звена местного самоуправления.
Статья: О целесообразности преобразования всех муниципальных районов Омской области в муниципальные округа
(Рехачева Т.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Следовательно, создание муниципального округа в перспективе должно:
(Рехачева Т.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Следовательно, создание муниципального округа в перспективе должно:
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Полагаем, что в городских округах, городских округах с внутригородским делением, муниципальных районах и муниципальных округах целесообразно создавать специализированное структурное подразделение местной администрации, осуществляющее муниципальный контроль, потому что в отличие от многих других видов муниципальных образований они обладают большой территорией и реальными возможностями осуществления контроля (кадровыми, финансовыми). Учитывая, что фактически во многих поселениях, особенно сельских, муниципальный контроль не осуществляется, профилактические и контрольные мероприятия не проводятся, можно было бы с учетом мнения заинтересованных муниципалитетов законом субъекта РФ определить, в каких поселениях контроль осуществляется органом местного самоуправления этих поселений, а в каких - муниципального района. Таким образом, организационная модель муниципального контроля должна учитывать особенности разных видов муниципальных образований.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Полагаем, что в городских округах, городских округах с внутригородским делением, муниципальных районах и муниципальных округах целесообразно создавать специализированное структурное подразделение местной администрации, осуществляющее муниципальный контроль, потому что в отличие от многих других видов муниципальных образований они обладают большой территорией и реальными возможностями осуществления контроля (кадровыми, финансовыми). Учитывая, что фактически во многих поселениях, особенно сельских, муниципальный контроль не осуществляется, профилактические и контрольные мероприятия не проводятся, можно было бы с учетом мнения заинтересованных муниципалитетов законом субъекта РФ определить, в каких поселениях контроль осуществляется органом местного самоуправления этих поселений, а в каких - муниципального района. Таким образом, организационная модель муниципального контроля должна учитывать особенности разных видов муниципальных образований.