Специальная оценка условий труда при создании организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Специальная оценка условий труда при создании организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 Конституции РФ"Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что работник имеет право на труд в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда, включая требования безопасности, имеет право на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья. Эти права работника реализуются исполнением работодателем обязанности создавать безопасные условия труда, обеспечивать проведение специальной оценки условий труда для определения вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте. При этом государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя за их нарушение."
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.02.2024 N 88-905/2024 (УИД 65RS0001-02-2021-003778-18)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконными результатов оформления оценки условий труда.
Обстоятельства: Истец ссылается на незаконность состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Представитель выборного органа первичной профсоюзной организации в состав комиссии включен не был.
Решение: Удовлетворено.Суд апелляционной инстанции, отменяя решении суда первой инстанции, руководствовался статьей 31 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 5, 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и пришел к выводу, что А. включен в состав комиссии ни как представитель первичной профсоюзной организации, а как представитель работодателя, поскольку работодатель в первичную профсоюзную организацию за выделением представителя не обращался. При этом, включение в состав комиссии представителя трудового коллектива К.В. не свидетельствует о соблюдении работодателем требований части 2 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". К.В. избран представителем трудового коллектива на основании решения общего собрания коллектива АО "Сахалинская нефтяная компания" 27 ноября 2020 года (т.е. до создания первичной профсоюзной организации) на период действия коллективного договора (до 19 апреля 2022 года)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконными результатов оформления оценки условий труда.
Обстоятельства: Истец ссылается на незаконность состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Представитель выборного органа первичной профсоюзной организации в состав комиссии включен не был.
Решение: Удовлетворено.Суд апелляционной инстанции, отменяя решении суда первой инстанции, руководствовался статьей 31 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 5, 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и пришел к выводу, что А. включен в состав комиссии ни как представитель первичной профсоюзной организации, а как представитель работодателя, поскольку работодатель в первичную профсоюзную организацию за выделением представителя не обращался. При этом, включение в состав комиссии представителя трудового коллектива К.В. не свидетельствует о соблюдении работодателем требований части 2 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". К.В. избран представителем трудового коллектива на основании решения общего собрания коллектива АО "Сахалинская нефтяная компания" 27 ноября 2020 года (т.е. до создания первичной профсоюзной организации) на период действия коллективного договора (до 19 апреля 2022 года)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Условия труда признали вредными: действия кадровика
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2023, N 4)Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) рабочих мест, созданных в организации. Это определено статьей 214 ТК РФ:
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2023, N 4)Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) рабочих мест, созданных в организации. Это определено статьей 214 ТК РФ:
Статья: Минтруд дополнил перечень индикаторов риска нарушения норм трудового законодательства
(Акимова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 29)2. Отсутствие в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) информации о результатах проведения специальной оценки условий труда у юридического лица или ИП, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ/ЕГРИП более 12 месяцев назад (мы помним, что вновь созданные организации и ИП должны провести СОУТ в течение 12 месяцев с даты их регистрации), при условии что указанная организация (ИП) является страхователем в СФР и представляет информацию о 50 и более застрахованных лицах. Также к индикаторам риска отнесли наличие в ФГИС СОУТ информации о результатах проведения специальной оценки условий труда у юридического лица (ИП) более 5 лет (такой срок "годности" СОУТ) назад при наличии рабочих мест с вредными или опасными условиями труда.
(Акимова А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 29)2. Отсутствие в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) информации о результатах проведения специальной оценки условий труда у юридического лица или ИП, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ/ЕГРИП более 12 месяцев назад (мы помним, что вновь созданные организации и ИП должны провести СОУТ в течение 12 месяцев с даты их регистрации), при условии что указанная организация (ИП) является страхователем в СФР и представляет информацию о 50 и более застрахованных лицах. Также к индикаторам риска отнесли наличие в ФГИС СОУТ информации о результатах проведения специальной оценки условий труда у юридического лица (ИП) более 5 лет (такой срок "годности" СОУТ) назад при наличии рабочих мест с вредными или опасными условиями труда.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
"О специальной оценке условий труда"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)9. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
(ред. от 24.07.2023)
"О специальной оценке условий труда"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)9. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
Приказ Минтруда России от 21.11.2023 N 817н
"Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2023 N 76179)23. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочем месте может создать угрозу для жизни работника, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений <10>.
"Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2023 N 76179)23. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочем месте может создать угрозу для жизни работника, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений <10>.