Списание налогов ЮЛ
Подборка наиболее важных документов по запросу Списание налогов ЮЛ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 59 "Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился в суд с заявлением о признании налогоплательщика несостоятельным (банкротом) в связи с наличием непогашенной задолженности по налогам и иным обязательным платежам, однако производство было прекращено ввиду отсутствия у должника средств, достаточных для возмещения (покрытия) расходов по делу о банкротстве, отсутствия у должника имущества, на которое в силу закона может быть обращено взыскание, а также денежных средств в размере, достаточном для финансирования процедуры банкротства. В дальнейшем налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением, в котором просил вынести решение о признании безнадежными ко взысканию и списании недоимки и задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам. Налоговый орган отказал в принятии такого решения, поскольку налогоплательщик не обладал признаками недействующего юридического лица, систематически представлял в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность, а также перечислял денежные средства в счет уплаты налогов и страховых взносов. Не согласившись с данным решением, налогоплательщик обратился в суд. Суд указал, что согласно подп. 4.3 п. 1 ст. 59 НК РФ принятие судом определения о возвращении заявления уполномоченного органа о признании организации-должника банкротом или о прекращении производства по делу о банкротстве, возбужденному по заявлению уполномоченного органа, в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, является самостоятельным основанием для признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию. Следовательно, числящаяся за налогоплательщиком недоимка является безнадежной ко взысканию.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган обратился в суд с заявлением о признании налогоплательщика несостоятельным (банкротом) в связи с наличием непогашенной задолженности по налогам и иным обязательным платежам, однако производство было прекращено ввиду отсутствия у должника средств, достаточных для возмещения (покрытия) расходов по делу о банкротстве, отсутствия у должника имущества, на которое в силу закона может быть обращено взыскание, а также денежных средств в размере, достаточном для финансирования процедуры банкротства. В дальнейшем налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением, в котором просил вынести решение о признании безнадежными ко взысканию и списании недоимки и задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам. Налоговый орган отказал в принятии такого решения, поскольку налогоплательщик не обладал признаками недействующего юридического лица, систематически представлял в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность, а также перечислял денежные средства в счет уплаты налогов и страховых взносов. Не согласившись с данным решением, налогоплательщик обратился в суд. Суд указал, что согласно подп. 4.3 п. 1 ст. 59 НК РФ принятие судом определения о возвращении заявления уполномоченного органа о признании организации-должника банкротом или о прекращении производства по делу о банкротстве, возбужденному по заявлению уполномоченного органа, в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, является самостоятельным основанием для признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию. Следовательно, числящаяся за налогоплательщиком недоимка является безнадежной ко взысканию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Деньги: экономическая функция и правовая природа
(Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 7)В 1998 году произошел знаменитый дефолт, в результате которого множество банков стало де-факто банкротами, утратив способность осуществлять платежи (причем до отзыва лицензии). У многих участников оборота в таких проблемных банках зависли налоговые платежи. В связи с этим в одном из своих постановлений от 1998 года <78> КС признал, что, вопреки сложившейся налоговой и судебной практике, налог должен считаться уплаченным "налогоплательщиком - юридическим лицом со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет". Иначе говоря, риск непрохождения платежа в подобных случаях возлагается на бюджет, а не на налогоплательщика.
(Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 7)В 1998 году произошел знаменитый дефолт, в результате которого множество банков стало де-факто банкротами, утратив способность осуществлять платежи (причем до отзыва лицензии). У многих участников оборота в таких проблемных банках зависли налоговые платежи. В связи с этим в одном из своих постановлений от 1998 года <78> КС признал, что, вопреки сложившейся налоговой и судебной практике, налог должен считаться уплаченным "налогоплательщиком - юридическим лицом со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет". Иначе говоря, риск непрохождения платежа в подобных случаях возлагается на бюджет, а не на налогоплательщика.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"7. Правительство Российской Федерации вправе списать две трети задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, сложившейся по состоянию на 1 марта 2024 года, за исключением задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, и по бюджетным кредитам за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до пятнадцати лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3 процента годовых с правом досрочного погашения (далее - задолженность по бюджетным кредитам), при условии целевого направления субъектом Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности по бюджетным кредитам (далее - высвобождаемые средства), на поддержку инвестиций и на инфраструктурные проекты, включая компенсацию недопоступающих доходов, связанных с инвестиционным налоговым вычетом юридическому лицу, заключившему соглашение о реализации инвестиционного проекта, информация о котором включена в реестр инвестиционных проектов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных частями 8 - 10 настоящей статьи, а также частью 18 статьи 15 Федерального закона от 29 октября 2024 года N 367-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году".
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"7. Правительство Российской Федерации вправе списать две трети задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, сложившейся по состоянию на 1 марта 2024 года, за исключением задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, и по бюджетным кредитам за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до пятнадцати лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3 процента годовых с правом досрочного погашения (далее - задолженность по бюджетным кредитам), при условии целевого направления субъектом Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности по бюджетным кредитам (далее - высвобождаемые средства), на поддержку инвестиций и на инфраструктурные проекты, включая компенсацию недопоступающих доходов, связанных с инвестиционным налоговым вычетом юридическому лицу, заключившему соглашение о реализации инвестиционного проекта, информация о котором включена в реестр инвестиционных проектов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных частями 8 - 10 настоящей статьи, а также частью 18 статьи 15 Федерального закона от 29 октября 2024 года N 367-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году".
Приказ ФНС России от 12.05.2015 N ММВ-7-8/190@
"Об утверждении перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании указанных в статье 4 Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании, и порядка списания указанных недоимки и задолженности"
(вместе с "Порядком списания признанных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию")
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2015 N 37981)2. Решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящихся по состоянию на 1 января 2015 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, безнадежными к взысканию и об их списании (далее - Решение) принимается руководителем налогового органа по месту нахождения организации (далее - налоговый орган) по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
"Об утверждении перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании указанных в статье 4 Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании, и порядка списания указанных недоимки и задолженности"
(вместе с "Порядком списания признанных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию")
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2015 N 37981)2. Решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящихся по состоянию на 1 января 2015 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, безнадежными к взысканию и об их списании (далее - Решение) принимается руководителем налогового органа по месту нахождения организации (далее - налоговый орган) по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Вопрос: О признании безнадежной к взысканию и списании задолженности налогоплательщика, плательщика сборов (страховых взносов), налогового агента; о признании юрлица недействующим и исключении его из ЕГРЮЛ.
(Письмо Минфина России от 02.10.2023 N 03-02-07/93317)Вопрос: О признании безнадежной к взысканию и списании задолженности налогоплательщика, плательщика сборов (страховых взносов), налогового агента; о признании юрлица недействующим и исключении его из ЕГРЮЛ.
(Письмо Минфина России от 02.10.2023 N 03-02-07/93317)Вопрос: О признании безнадежной к взысканию и списании задолженности налогоплательщика, плательщика сборов (страховых взносов), налогового агента; о признании юрлица недействующим и исключении его из ЕГРЮЛ.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Заметим, что налоговое законодательство понятие "добросовестность" в качестве необходимого критерия для оценки действий участника налоговых отношений непосредственно не использует. Однако это не означает, что налоговое право безразлично к этому принципу <135>. Напротив, как и в других отраслях, он имеет для налогового права основополагающее значение при разрешении споров и применении конкретных юридических норм. Это наглядно продемонстрировано, в частности, в Определении Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О <136>. В ходатайстве МНС России указывается, что при применении названного Постановления возникает вопрос о том, может ли налог считаться уплаченным при формальном списании денежных средств со счета налогоплательщика в банке, если эти суммы реально не перечисляются в бюджет из-за фактического отсутствия денежных средств на расчетном счете налогоплательщика - юридического лица, а также из-за отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Заметим, что налоговое законодательство понятие "добросовестность" в качестве необходимого критерия для оценки действий участника налоговых отношений непосредственно не использует. Однако это не означает, что налоговое право безразлично к этому принципу <135>. Напротив, как и в других отраслях, он имеет для налогового права основополагающее значение при разрешении споров и применении конкретных юридических норм. Это наглядно продемонстрировано, в частности, в Определении Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О <136>. В ходатайстве МНС России указывается, что при применении названного Постановления возникает вопрос о том, может ли налог считаться уплаченным при формальном списании денежных средств со счета налогоплательщика в банке, если эти суммы реально не перечисляются в бюджет из-за фактического отсутствия денежных средств на расчетном счете налогоплательщика - юридического лица, а также из-за отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка.
Готовое решение: Как списать кредиторскую задолженность в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)Также у вас должны быть документы, которые подтверждают основание для списания, к примеру, выписка из ЕГРЮЛ, которая подтверждает ликвидацию кредитора-юрлица.
(КонсультантПлюс, 2025)Также у вас должны быть документы, которые подтверждают основание для списания, к примеру, выписка из ЕГРЮЛ, которая подтверждает ликвидацию кредитора-юрлица.
Последние изменения: Бухгалтерский учет и налогообложение списания дебиторской задолженности
(КонсультантПлюс, 2025)Вопрос налогообложения такого списания касается следующих случаев (п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):
(КонсультантПлюс, 2025)Вопрос налогообложения такого списания касается следующих случаев (п. 5 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП):
Статья: Распределение имущества корпорации как одно из последствий исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц: вопросы теории и практики
(Маврина Ю.Ф.)
("Гражданское право", 2021, N 4)Такое понимание подтверждается и нормами специального законодательства <3>. Прежде всего правилами Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", согласно которым в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество автоматически право собственности юридических лиц не прекращается в связи с ликвидацией и (или) исключением из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, в названном Законе отсутствуют соответствующие правовые основания для прекращения права собственности названных юридических лиц. Примечательно, что и ст. 235 ГК РФ не называет в качестве оснований прекращения права собственности ни исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, ни ликвидацию. Налоговое законодательство также не содержит норм о прекращении налоговых обязательств в результате исключения юридического лица, и, по мнению профильных ведомств, прекращение деятельности юридического лица не всегда влечет списание кредиторской задолженности, в том числе налоговой <4>. Вышеприведенные указания свидетельствуют о том, что вопросы правовых последствий прекращения деятельности юридических лиц недоработаны и требуют более детальной регламентации с учетом взаимосвязи всех федеральных законов, имеющих выход на указанную проблематику.
(Маврина Ю.Ф.)
("Гражданское право", 2021, N 4)Такое понимание подтверждается и нормами специального законодательства <3>. Прежде всего правилами Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", согласно которым в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество автоматически право собственности юридических лиц не прекращается в связи с ликвидацией и (или) исключением из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, в названном Законе отсутствуют соответствующие правовые основания для прекращения права собственности названных юридических лиц. Примечательно, что и ст. 235 ГК РФ не называет в качестве оснований прекращения права собственности ни исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, ни ликвидацию. Налоговое законодательство также не содержит норм о прекращении налоговых обязательств в результате исключения юридического лица, и, по мнению профильных ведомств, прекращение деятельности юридического лица не всегда влечет списание кредиторской задолженности, в том числе налоговой <4>. Вышеприведенные указания свидетельствуют о том, что вопросы правовых последствий прекращения деятельности юридических лиц недоработаны и требуют более детальной регламентации с учетом взаимосвязи всех федеральных законов, имеющих выход на указанную проблематику.
Статья: Когда рекламные расходы не признают реальными: история одного судебного спора
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 17)- деньги, поступившие исполнителю, выводились из-под налогового контроля наличными по денежным чекам через зачисление и списание со счетов организаций с признаками недействующих юрлиц, а также через приобретение и предъявление к оплате векселей третьими лицами.
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 17)- деньги, поступившие исполнителю, выводились из-под налогового контроля наличными по денежным чекам через зачисление и списание со счетов организаций с признаками недействующих юрлиц, а также через приобретение и предъявление к оплате векселей третьими лицами.
Статья: Списание задолженности исключенных из ЕГРЮЛ контрагентов
(Давыдова О.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Согласно п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" организация может быть исключена из ЕГРЮЛ по основаниям недостоверности сведений или отсутствия средств на процедуру ликвидации. Когда и на каком основании организация должна списать в налоговом учете дебиторскую и кредиторскую задолженность контрагентов, исключенных из ЕГРЮЛ по основаниям, указанным в п. 5 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ?
(Давыдова О.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Согласно п. 5 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" организация может быть исключена из ЕГРЮЛ по основаниям недостоверности сведений или отсутствия средств на процедуру ликвидации. Когда и на каком основании организация должна списать в налоговом учете дебиторскую и кредиторскую задолженность контрагентов, исключенных из ЕГРЮЛ по основаниям, указанным в п. 5 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ?
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации, находящейся на общей системе налогообложения и применяющей метод начисления, списание долга поставщика в сумме перечисленного ему аванса в связи с ликвидацией данного контрагента? Резерв по сомнительным долгам в части указанной дебиторской задолженности не формировался, поскольку она не рассматривалась организацией как сомнительная...
(Консультация эксперта, 2025)Поскольку при ликвидации юридическое лицо прекращает существование, непогашенная дебиторская задолженность после ее списания не отражается на забалансовом счете.
(Консультация эксперта, 2025)Поскольку при ликвидации юридическое лицо прекращает существование, непогашенная дебиторская задолженность после ее списания не отражается на забалансовом счете.
Типовая ситуация: Автомобиль: бухгалтерский и налоговый учет
(Издательство "Главная книга", 2025)Д 91.02 (01.09) - К 01.09 (91.01) - учтен убыток (прибыль) от списания автомобиля
(Издательство "Главная книга", 2025)Д 91.02 (01.09) - К 01.09 (91.01) - учтен убыток (прибыль) от списания автомобиля
Статья: Взыскание задолженности с единого налогового счета: новые разъяснения ФНС
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 4)Вопрос 3: Верно ли, что порядок взыскания со срочного вклада физического лица аналогичен порядку взыскания с депозитного счета юридического лица, а именно: взыскание возможно только по окончании срока депозита/вклада и не требует учитывать возможность списания в счет погашения задолженности по налогам, даже если при таком списании условия вклада не нарушаются?
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 4)Вопрос 3: Верно ли, что порядок взыскания со срочного вклада физического лица аналогичен порядку взыскания с депозитного счета юридического лица, а именно: взыскание возможно только по окончании срока депозита/вклада и не требует учитывать возможность списания в счет погашения задолженности по налогам, даже если при таком списании условия вклада не нарушаются?