Способы оплаты налогов
Подборка наиболее важных документов по запросу Способы оплаты налогов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 61.3 "Оспаривание сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган списал денежные средства со счета общества в счет уплаты обязательных платежей, посчитав что согласно ст. 46 НК РФ взыскание налога считается ординарным способом уплаты налогов. Общество и конкурсный управляющий не согласились с этим списанием, так как это нарушает п. 1 и п. 2 ст. 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а именно оно совершается преимущественно по отношению к погашению требований иных кредиторов. По мнению общества и конкурсного управляющего, налоговый орган действовал недобросовестно, поскольку наличие неисполненного обязательства перед другим кредитором - банком - было очевидным фактом. Суд пришел к выводу о правомерности действий налогового органа, так как наличие у него сведений о возбужденном в отношении общества деле о банкротстве не является безусловным подтверждением недостаточности денежных средств должника для расчетов с кредиторами, тем более что обязательства общества перед бюджетом были погашены за счет денежных средств должника. Более того, суд указал на наличие спора о задолженности между обществом и банком на момент списания налоговым органом денежных средств, что также подтверждает правомерность действий налогового органа.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган списал денежные средства со счета общества в счет уплаты обязательных платежей, посчитав что согласно ст. 46 НК РФ взыскание налога считается ординарным способом уплаты налогов. Общество и конкурсный управляющий не согласились с этим списанием, так как это нарушает п. 1 и п. 2 ст. 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а именно оно совершается преимущественно по отношению к погашению требований иных кредиторов. По мнению общества и конкурсного управляющего, налоговый орган действовал недобросовестно, поскольку наличие неисполненного обязательства перед другим кредитором - банком - было очевидным фактом. Суд пришел к выводу о правомерности действий налогового органа, так как наличие у него сведений о возбужденном в отношении общества деле о банкротстве не является безусловным подтверждением недостаточности денежных средств должника для расчетов с кредиторами, тем более что обязательства общества перед бюджетом были погашены за счет денежных средств должника. Более того, суд указал на наличие спора о задолженности между обществом и банком на момент списания налоговым органом денежных средств, что также подтверждает правомерность действий налогового органа.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением к налоговой инспекции о взыскании суммы переплаты по УСН. Суд установил, что по итогам рабочей встречи с налоговым органом обществу было предложено рассмотреть вопрос об отказе от применения схемы "дробления бизнеса" с целью искусственного распределения выручки. Также перевести деятельность общества на ОСНО и рассмотреть вопрос об уточнении налоговых обязательств за период с 01.01.2018. Общество полностью обнулило свои показатели деятельности в декларациях по УСН за 2018 - 2020 годы, подав уточненные налоговые декларации по УСН за 2018 - 2019 годы. В 2021, 2022 годах налогоплательщик направил заявления о возврате излишне уплаченного налога за 2018, 2019 годы. Налоговый орган отказал в возврате, сославшись на пропуск трехлетнего срока. Суд признал отказ правомерным. Суд указал, что из смысла положений п. 7 ст. 78 и п. 3 ст. 79 НК РФ следует, что налогоплательщику предоставлена возможность самостоятельного выбора способа возврата суммы излишне уплаченного налога - путем обращения в налоговый орган во внесудебном порядке и путем обращения в суд с соответствующим имущественным требованием. При этом трехлетний срок, установленный законодательством для подачи такого заявления, для каждого порядка исчисляется с разной даты. В первом случае его исчисление производится с даты уплаты налога, а во втором - с момента, когда лицу стало известно о нарушении его права на своевременный возврат налога. Поскольку первоначально общество обратилось с заявлением о возврате суммы переплаты по УСН в административном порядке, то срок для подачи такого заявления следует исчислять с момента фактической уплаты налога в бюджет. Суд отметил, что общество являлось участником схемы "дробления бизнеса", лишь формально обладавшим правом на применение УСН, но фактически экономическую деятельность не осуществлявшим, что подтверждается подачей уточненных налоговых деклараций с нулевыми показателями дохода. Для общества как лица, участвующего в противоправной схеме, срок возврата излишне уплаченного единого налога по УСН исчисляется с момента его уплаты, поскольку налогоплательщик знал, что производит уплату налога по УСН в отсутствие у него такой обязанности. Принятые налоговым органом протоколы и уведомления в рамках проведения рабочей встречи не влияют на порядок исчисления данного срока. Поскольку общество обратилось в суд за пределами трехлетнего срока, суд отказал в удовлетворении требований.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением к налоговой инспекции о взыскании суммы переплаты по УСН. Суд установил, что по итогам рабочей встречи с налоговым органом обществу было предложено рассмотреть вопрос об отказе от применения схемы "дробления бизнеса" с целью искусственного распределения выручки. Также перевести деятельность общества на ОСНО и рассмотреть вопрос об уточнении налоговых обязательств за период с 01.01.2018. Общество полностью обнулило свои показатели деятельности в декларациях по УСН за 2018 - 2020 годы, подав уточненные налоговые декларации по УСН за 2018 - 2019 годы. В 2021, 2022 годах налогоплательщик направил заявления о возврате излишне уплаченного налога за 2018, 2019 годы. Налоговый орган отказал в возврате, сославшись на пропуск трехлетнего срока. Суд признал отказ правомерным. Суд указал, что из смысла положений п. 7 ст. 78 и п. 3 ст. 79 НК РФ следует, что налогоплательщику предоставлена возможность самостоятельного выбора способа возврата суммы излишне уплаченного налога - путем обращения в налоговый орган во внесудебном порядке и путем обращения в суд с соответствующим имущественным требованием. При этом трехлетний срок, установленный законодательством для подачи такого заявления, для каждого порядка исчисляется с разной даты. В первом случае его исчисление производится с даты уплаты налога, а во втором - с момента, когда лицу стало известно о нарушении его права на своевременный возврат налога. Поскольку первоначально общество обратилось с заявлением о возврате суммы переплаты по УСН в административном порядке, то срок для подачи такого заявления следует исчислять с момента фактической уплаты налога в бюджет. Суд отметил, что общество являлось участником схемы "дробления бизнеса", лишь формально обладавшим правом на применение УСН, но фактически экономическую деятельность не осуществлявшим, что подтверждается подачей уточненных налоговых деклараций с нулевыми показателями дохода. Для общества как лица, участвующего в противоправной схеме, срок возврата излишне уплаченного единого налога по УСН исчисляется с момента его уплаты, поскольку налогоплательщик знал, что производит уплату налога по УСН в отсутствие у него такой обязанности. Принятые налоговым органом протоколы и уведомления в рамках проведения рабочей встречи не влияют на порядок исчисления данного срока. Поскольку общество обратилось в суд за пределами трехлетнего срока, суд отказал в удовлетворении требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Общие правила уплаты налогов
(КонсультантПлюс, 2025)5. Какими способами можно уплатить налоги
(КонсультантПлюс, 2025)5. Какими способами можно уплатить налоги
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)4. Уплата (перечисление) налога производится в наличной или безналичной форме.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)4. Уплата (перечисление) налога производится в наличной или безналичной форме.
Готовое решение: Порядок уплаты налога на прибыль и авансовых платежей
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие существуют способы уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие существуют способы уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль
Статья: Комментарий к Письму Федеральной налоговой службы от 06.02.2023 N ЗГ-3-8/1441@ <Об уплате налогов отдельными платежками>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 5)С 1 января 2023 года действует новый способ уплаты налогов, сборов, взносов и штрафов - единый налоговый платеж (ЕНП). При этом установлен переходный период - в течение 2023 года налоги можно платить отдельными платежными поручениями с конкретными реквизитами. Это уведомление в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей (уведомление в виде распоряжения).
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 5)С 1 января 2023 года действует новый способ уплаты налогов, сборов, взносов и штрафов - единый налоговый платеж (ЕНП). При этом установлен переходный период - в течение 2023 года налоги можно платить отдельными платежными поручениями с конкретными реквизитами. Это уведомление в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей (уведомление в виде распоряжения).
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Представляется, что первый уровень не следует относить к цифровой экономике, поскольку в традиционных существующих механизмах функционирования рынков и отраслей экономики имеет место внедрение и использование цифровых технологий, т.е. реформирование традиционной экономики, и, соответственно, вся инфраструктура, в том числе система расчетов, остается прежней, хотя претерпевает отдельные изменения за счет внедрения цифровых технологий, например кредитные организации и операторы платежных систем внедряют автоматизированных помощников (ботов), осуществляют расчеты с использованием QR-кодов. При этом формирование фондов денежных средств, уплата налогов осуществляется прежними способами, за исключением внедрения автоматизированных систем, использование которых позволяет анализировать и сопоставлять большие объемы данных по учету поступления денежных средств, исчисления налогов, получения налоговых вычетов, но кардинального изменения нет. При осуществлении публичного финансового контроля происходит аккумулирование информации в цифровом формате, в бюджетной сфере вся информация собирается в единую систему "Электронный бюджет", обмен оцифрованной информацией между органами публичного финансового контроля, внедрение специально разработанного программного обеспечения, позволяющего в автоматизированном режиме собирать, анализировать и сопоставлять данные в отношении деятельности и совершения финансовых операций объектами контроля, мониторить финансовое положение объектов контроля, выявлять риски совершения нарушений финансового законодательства и принимать меры по их предотвращению. В таких условиях имеет место осуществление публичного финансового контроля с использованием отдельных цифровых технологий, но выделять на данной стадии формирование цифрового публичного финансового контроля представляется нецелесообразным.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Представляется, что первый уровень не следует относить к цифровой экономике, поскольку в традиционных существующих механизмах функционирования рынков и отраслей экономики имеет место внедрение и использование цифровых технологий, т.е. реформирование традиционной экономики, и, соответственно, вся инфраструктура, в том числе система расчетов, остается прежней, хотя претерпевает отдельные изменения за счет внедрения цифровых технологий, например кредитные организации и операторы платежных систем внедряют автоматизированных помощников (ботов), осуществляют расчеты с использованием QR-кодов. При этом формирование фондов денежных средств, уплата налогов осуществляется прежними способами, за исключением внедрения автоматизированных систем, использование которых позволяет анализировать и сопоставлять большие объемы данных по учету поступления денежных средств, исчисления налогов, получения налоговых вычетов, но кардинального изменения нет. При осуществлении публичного финансового контроля происходит аккумулирование информации в цифровом формате, в бюджетной сфере вся информация собирается в единую систему "Электронный бюджет", обмен оцифрованной информацией между органами публичного финансового контроля, внедрение специально разработанного программного обеспечения, позволяющего в автоматизированном режиме собирать, анализировать и сопоставлять данные в отношении деятельности и совершения финансовых операций объектами контроля, мониторить финансовое положение объектов контроля, выявлять риски совершения нарушений финансового законодательства и принимать меры по их предотвращению. В таких условиях имеет место осуществление публичного финансового контроля с использованием отдельных цифровых технологий, но выделять на данной стадии формирование цифрового публичного финансового контроля представляется нецелесообразным.
Ситуация: Что делать, если пришло уведомление на уплату НДФЛ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Уплата НДФЛ осуществляется в качестве единого налогового платежа (п. 1 ст. 11.3, п. 1 ст. 58 НК РФ). В части способов перечисления такого платежа см., например, ситуацию "Каковы способы уплаты налогов, указанных в налоговом уведомлении?".
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Уплата НДФЛ осуществляется в качестве единого налогового платежа (п. 1 ст. 11.3, п. 1 ст. 58 НК РФ). В части способов перечисления такого платежа см., например, ситуацию "Каковы способы уплаты налогов, указанных в налоговом уведомлении?".
Готовое решение: Как организации уплатить земельный налог и авансовые платежи по нему
(КонсультантПлюс, 2025)4. Способы уплаты земельного налога
(КонсультантПлюс, 2025)4. Способы уплаты земельного налога
Статья: Единый налоговый счет: новый этап цифровизации в системе налогового администрирования в Российской Федерации
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Обратившись к истории данного вопроса, отметим, что с 2019 г. в России введен новый, альтернативный традиционному способ оплаты имущественных налогов физических лиц за 2018 г.: транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога. В связи с изложенным произошедшие изменения существенно дополнили действующее законодательство в части появления новых способов исполнения налоговой обязанности физическими лицами <5>. Это привело к появлению нового КБК для единого налогового платежа физического лица - 182 1 06 07000 01 1000 110. Таким образом, с 2018 г. в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) появился новый термин - "единый налоговый платеж" (ст. 45.1 НК РФ, введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования") <6>. С 1 января 2019 г. начал свое непосредственное действие, а с 1 января 2020 г. вступили новые изменения в отношении НДФЛ (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <7>).
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)Обратившись к истории данного вопроса, отметим, что с 2019 г. в России введен новый, альтернативный традиционному способ оплаты имущественных налогов физических лиц за 2018 г.: транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога. В связи с изложенным произошедшие изменения существенно дополнили действующее законодательство в части появления новых способов исполнения налоговой обязанности физическими лицами <5>. Это привело к появлению нового КБК для единого налогового платежа физического лица - 182 1 06 07000 01 1000 110. Таким образом, с 2018 г. в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) появился новый термин - "единый налоговый платеж" (ст. 45.1 НК РФ, введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования") <6>. С 1 января 2019 г. начал свое непосредственное действие, а с 1 января 2020 г. вступили новые изменения в отношении НДФЛ (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" <7>).
Статья: Имущественные налоги физических лиц: анализ особенностей уплаты в связи с переходом на использование единого налогового счета в 2023 году
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)<10> Вершинина Н.А. Новый способ уплаты налогов. Единый налоговый счет налогоплательщика // Научный альманах. 2022. N 11-2 (97). С. 84 - 86. EDN NSBGUY.
(Бобошко Д.Ю.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)<10> Вершинина Н.А. Новый способ уплаты налогов. Единый налоговый счет налогоплательщика // Научный альманах. 2022. N 11-2 (97). С. 84 - 86. EDN NSBGUY.